"Лексико-грамматические игры".
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Игра для ребёнка – это мощнейшая сфера “самости” : самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации . Она оказывает большое влияние и на развитие речи , так как игровая ситуация требует от каждого , включённого в неё , определённой способности к коммуникации . С помощью игры можно корректировать , улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексико – грамматические
игры.
Игра для ребёнка – это мощнейшая сфера “самости” : самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации . Она оказывает большое влияние и на развитие речи , так как игровая ситуация требует от каждого , включённого в неё , определённой способности к коммуникации . С помощью игры можно корректировать , улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях и обстоятельствах . Играя , ребёнок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи , описывает предметы , выделяет их характерные признаки , находит сходство и различие , отгадывает по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений , обучению анализу , сравнению предметов их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребёнка.
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь формирования определённых навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.
Игра «Один – много»
Цель: учить детей правильному употреблению имён существительных и имён прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имён существительных и имён прилагательных множественного числа в родительном падеже.
Упражнения
Мяч мячи много мячей
Кукла куклы много кукол
Кубик --------- -------------------
Пирамидка --------- -------------------
Машинка --------- -------------------
Стол столы много столов
Стул --------- ------------------
Диван --------- ------------------
Шкаф --------- ------------------
Кресло ---------- ------------------
Тумбочка ---------- ------------------
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имён прилагательных.
Упражнения
Яблоко яблочко
Груша ------------
Слива ------------
Лимон ------------
Ананас ------------
Апельсин ------------
Добрый слон добренький слоник
Зубастый крокодил ---------------------------
Ленивый бегемот ---------------------------
Быстрая обезьяна ---------------------------
Страшный лев ---------------------------
Высокий жираф ---------------------------
Игра «Вершки и корешки»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то , что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растёт в земле (корешки).
Капуста вершки
Морковь корешки
Баклажан -------------
Свекла -------------
Картофель -------------
Кабачок -------------
Помидор -------------
Репа -------------
Огурец -------------
Редис -------------
Игра «Чьё гнездо?», «Чьи перья?»
Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Гнездо грача - грачиное гнездо
Гнездо журавля - -------------------
Гнездо скворца - --------------------
Гнездо ласточки - ------------------
Перо у гуся - гусиное
Перо у курицы - --------
Перо у утки - ----------
Перо у индюка - -------
Игра «Что из чего сделано?»
Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имён существительных.
Шуба из меха - меховая шуба
Платье из ситца - ---------------
Носки из шерсти - ---------------
Перчатки из кожи - -------------
Халат из шёлка - ----------------
Игра «Посчитай: 1-2-5»
Цель: научить детей правильно согласовывать числительные с существительными.
Автобус - один автобус, два автобуса, пять автобусов
Самолёт - -----------------------------------------------------------------
Поезд - ----------------------------------------------------------------------
Лодка - ----------------------------------------------------------------------
Машина - ------------------------------------------------------------------
Игра: «Кто где живёт?»
Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.
Нора (чья?) - лисья нора
Берлога (чья?) - ------------
Логово (чьё?) - --------------
Дупло (чьё?) - ---------------
Игра «Кто внимательный?»
Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог.
- Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным.
Дети учатся ---- школе.
Дети гуляют --- школой.
Дети вышли --- школы.
Дети идут --- школе.
Дети зашли --- школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.
для детского сада...
"УЧИМСЯ, ИГРАЯ" - интерактивные игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9126427","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Игры своими руками. Игры по формированию лексико-грамматического компонента через развитие мелкой моторики.
Данная подборка игр будет интересна как педагогам так и родителям. Все игры выполнены своими руками. Игры направлены на развитие словаря дошкольников, совершенствование грамматической стороны реч...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Фрагмент занятия по формированию лексико – грамматических представлений. Игра: «Прятки»
Повышение эффективности работы по формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников: является возможным, при условии целенаправленного применения системы специально подобранных иг...
Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"
Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....