Образовательная область «Развитие речи» в группе детей 5- 6 лет Тема: « Составление рассказа по картине «Игры зимой» (посещение мини музея в детском саду)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Стручалина Марина Юрьевна

Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_struchalina_m.yu_.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №14

607042, Нижегородская область, город Выкса,

с. Верхняя Верея , улица Школьная, здание 44.

Тел. 8 (83177) 77-4-24  77-4-25

Е-mail: detskiysadv14@mail.ru

Конспект занятия

Образовательная область

«Развитие речи»

 

                                          в группе детей  5- 7(возраст) лет

Тема: « Составление рассказа по картине «Игры зимой» с элементами музейной педагогики.

Воспитатель: Стручалина М.Ю.

Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Обогащать и активизировать речь детей.

Задачи:

Образовательные: Побуждать детей излагать текст связно, выразительно и полно; используя для описания времен года образные слова и выражении.

 Помочь детям познать многообразный и удивительный мир живописи, дать детям первоначальные знания о художественной галерее, ее экспонатах, посредством использования элементов музейной педагогики.

Развивающие: Способствовать развитию зрительного внимания и восприятия, логического мышления.

Продолжать учить отвечать полными ответами.

Развивать связную речь, , координацию речи с движением, память.

Воспитательные: Воспитывать у детей нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать; воспитывать бережное отношение к природе.

Средства:

Демонстрационный материал: фото картинок кубарь, конверт (с письмом ), Мини-музей «Картин»

Раздаточный материал:

Способы: 

Словарная работа: Кубарем, бредешь, лапти,

Предварительная работа: Беседы о зиме. Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова « Вот моя деревня», рассматривание картин, составление описательных рассказов, знакомство с нашим мини-музеем в детском  саду

 

Активизация словаря: Кубарем, бредешь, лапти, музей, галерея,

Дети подходят к импровизированной картинной галерее, располагаются перед экраном мультимедийной установки (проектора).
Воспитатель: Вижу ваше любопытство, наверное, вам хочется узнать, о чем мы с вами будем беседовать  Раскрою секрет: я вам предлагаю отправиться в увлекательное виртуальное путешествие в такое место, где можно узнать о предмете всё, всё-всё. 
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся …
Дети.  … в музей
Воспитатель. Ребята, а какие музеи нашего города вы знаете? 
Дети называют музеи.
Воспитатель. В нашем городе есть музеи, все они разные. Сегодня я хочу пригласить вас в в наш детский мини-музей «Картин».

.Посмотрите на картины  «Зима» ., «Игры зимой». , «Зимние забавы»

 Воспитатель.
Здесь картин полным-полно,
Приходите все в нее.
И художников аллею
Посмотрите в...                
Дети.  …галерее 
Воспитатель. В нашем музее  мы рассмотрим картину «Игры зимой».

Вводная часть (мотивация) Подарки от Деда Мороза.

Воспитатель:

Вот моя деревня, вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках по горе крутой,

Вот свернулись санки и я набок - хлоп!

Кубарем качуся под гору, в сугроб.

И друзья – мальчишки стоя надо мной,

Весело хохочут над моей бедой.

Все лицо и руки залепил мне снег…

Мне в сугробе горе, а ребятам смех!

Но меж тем уж село солнышко давно,

Поднялася вьюга, на небе темно.

Весь ты перезябнешь, руки не согнешь,

И домой тихонько нехотя бредешь.

Ветхую шубенку скинешь с плеч долой,

Заберешься на печь к бабушке седой.

И сидишь, ни слова…Тихо все кругом,

Только слышишь: воет вьюга за окном.

В уголке, согнувшись, лапти дед плетет,

Матушка за прялкой молча лен прядет.

Избу освещает огонек светца,

Зимний вечер длится, длится без конца…

И начну у бабки сказки я просить,

И начнет мне бабка сказку говорить:

Как Иван-царевич птицу-жар поймал,

Как ему невесту серый волк достал.

Я прижмусь к старушке, тихо речь журчит

И глаза мне крепко сладкий сон смежит…

А во сне мне снятся чудные края.

И Иван-царевич — это будто я.

Вот передо мною чудный сад цветёт;

В том саду большое дерево растёт.

Золотая клетка на суке висит;

В этой клетке птица точно жар горит.

Прыгает в той клетке, весело поёт;

Ярким, чудным светом сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался и за клетку — хвать!

И хотел из сада с птицею бежать.

Но не тут-то было! Поднялся шум, звон;

Набежала стража в сад со всех сторон.

Руки мне скрутили и ведут меня...

И дрожа от страха просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко солнышко глядит;

Пред иконой бабка молится, стоит.

Весело текли вы детские года!

Вас не омрачали горе и беда.

Вопросы: Как вы поняли выражение «кубарем качуся под гору в сугроб»?

Варианты ответов детей.

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, это стихотворение, Иван Суриков написал более 100 лет назад. В то время у детей были игрушки, сделанные из дерева, одна из таких игрушек называлась кубарь - она напоминала наши игрушки «волчок»«юла».

Существует поговорка: «Катится кубарем». Кубоватый и кубовастый — означает круглые сосуды, горшки, у которых середина выпуклее  края и дна.

Вот посмотрите фото этих игрушек.

Картинки по запросу "игрушка кубарь""

Игрушка кубарь кружится вокруг себя, потому что у нее только одна точка опоры. Кубарем – это значит, вертясь и переворачиваясь. А, какое еще слово можно подобрать, вместо слова кубарем? (ответы детей)

(кувырком).

Воспитатель: спрашиваю- кто писал Деду Морозу письмо?

Дети(ответы)

Достаю из сумки письмо от Деда Мороза.

Воспитатель: Ребята, я только что получила письмо, и сейчас мы узнаем что в нем написано. (читаю)

«Здравствуйте, дети! Спешу сообщить, что все ваши письма я уже получил. Чтобы подготовить вам подарки, мне нужно еще немного узнать о вас.

Я предлагаю вам составить рассказ: как вы играете зимой, в какие игры, что вам для этого нужно, что вы чувствуете, когда играете с друзьями?»

Чтобы легче было составлять рассказ, я предлагаю вам план:

1. Скажите, какое время года сейчас?

Дети(ответы) –Зима.

 Назовите зимние месяцы?

Назовите самый короткий месяц в году?

Воспитатель: Придумайте слова-прилагательные к этому слову. (например: зима какая) (снежная, ветреная, морозная, вьюжная , холодная, и. т. д)

2. Далее Дед Мороз пишет: В какие зимние игры вы играете на прогулке, дома?

Дети (хоккей, снежки, катаемся на лыжах, санках и. т. д.)

Проводится игра «Скажи много» (снежок-снежки, клюшка-клюшки, лопата-лопаты, шайба-шайбы, ледянка-ледянки , снеголеп-снеголепы, )

Ребята, какие чувства вы испытываете, когда играете в зимние игры?

Дети: радость, веселье, сожаление, восторг и. т. д.

Все сказали верно. Зима веселая и радостная. Сколько замечательных сюрпризов, и праздников приносит она.

Физкультминутка

-Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги,( Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах,( Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Воспитатель : Ребята, а дальше Дед Мороз предлагает нам свой образец рассказа.

Послушайте. (читаю)

Наступила морозная снежная зима. Я тепло оделся, взяла санки и побежал на горку. Там я встретил своих друзей Варю и Диму. Они тоже пришли с санками, поэтому мы устроили соревнования кто дальше проедет с горы. Варя радостно смеялась, когда ее санки ехали дальше всех. Нам было очень весело.

 После каждого рассказа отметить что-то самое интересное, о чем говорил ребенок.

Воспитатель: Как вы думаете, услышал Дед Мороз наши рассказы?

Я предлагаю, когда выйдете из детского сада, повторите рассказ маме или папе. Дед Мороз обязательно услышит.

Далее Дед Мороз предлагает скороговорку:

Сидел воробей на сосне.

Заснул – и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Воспитатель : Ребята, какой звук звучал чаще?

Дети: звук С.

Воспитатель : Правильно. В каких словах?

Дети: называют.

А сейчас давайте еще раз повторим скороговорку медленно, а потом быстрее.

Заключительная часть (рефлексия)

Молодцы , мне очень понравилось как вы сегодня занимались. Были составлены очень интересные рассказы. А вам , что понравилось сегодня на занятии ….Чей рассказ понравился вам больше всего?.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №14

607042, Нижегородская область, город Выкса,

с. Верхняя Верея , улица Школьная, здание 44.

Тел. 8 (83177) 77-4-24  77-4-25

Е-mail: detskiysadv14@mail.ru

Конспект занятия

Образовательная область

«Развитие речи»

 

в группе детей  5- 7(возраст) лет

Тема: «Новоселье у Фифы и Лопушка».

 

Воспитатель: Стручалина М.Ю.

Цель: совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Дом. Мебель».

Задачи:

Образовательные:

 - активизация словаря по теме «Дом. Мебель»;

-упражнение в употреблении в речи слов-антонимов;

- совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных);

- совершенствование грамматического строя речи: составление предложений с предлогами в, на, над, под, перед, у, около, возле, рядом;

-упражнение в согласовании слов в предложении;

- совершенствование умения отвечать полным предложением;

- закреплять умение составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Развивающие:

-развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;

-развитие логического мышления, воображения.

Воспитательные:

 -воспитывать умение слаженно работать в группе.

Средства:

Демонстрационный материал: - презентация по теме непосредственно-образовательной деятельности, карточки с опорными схемами по составлению предложений с предлогами, рисунки кухни, гостиной, спальни для героев сказок Фиолетового леса, картинки различных предметов мебели для оформления интерьера, клей для аппликации, мяч, мнемотаблица для составления описательного рассказа, развивающая игра «Квадрат Воскобовича» двухцветный, схема сложения самолёта.

Раздаточный материал: клей для аппликации

Способы:  .……………………………………………………………………………

Предварительная работа: повторение названий предметов мебели, знакомство с профессией дизайнер интерьера, подготовка рисунков кухни, гостиной, спальни, подбор картинок с изображением мебели для оформления интерьера, деление на команды и планирование совместной работы.

Активизация словаря: новоселье, дизайнер, интерьер, бревенчатый, кирпичный, глиняный, городской, деревенский, многоэтажный, стеллаж, табурет.

Вводная часть (мотивация)

1. Организационный  момент. Ритуал приветствия.

- Сядем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

 

2. Основная часть.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Гусеница Фифа  и Лопушок приглашают нас в фиолетовый лес на новоселье. А что это такое? (когда кто-то переезжает жить в новый дом). А как по-другому сказать дом? (жильё, жилище, здание)

Игра «Квадрат Воскобовича» (конструирование самолета по схеме).

-Давайте отправимся в путь. С собой в дорогу давайте возьмем волшебный квадрат, ведь он умеет превращаться в разные полезные вещи. А это может пригодиться в пути.

-Посмотрим, что у нас  впереди. (Там густой заснеженный лес) Как мы можем перелететь его? (на самолете).

- Давайте сделаем из волшебного квадрата самолет (схема: ежик –башмачок – самолет).

-Все самолеты готовы? Тогда отправляемся в полёт.

Руки в стороны, в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Полетел наш самолет.

Самолет летит,

Самолет гудит.

У-у-у…

-Мы подлетаем, пора на аэродром. Сначала самолеты на аэродром доставят девочки, потом мальчики (складывают квадраты на полянке).

- Вот мы и на  месте. Этой зимой в фиолетовом лесу так холодно, что Фифа и Лопушок решили построить теплый и уютный дом. Интересно, какой он будет?

Игра «Слова слушай – не зевай, что какое называй»:

Дом из кирпича – кирпичный дом.

Дом из бревен – бревенчатый дом.

Дом из бетона – бетонный дом.

Дом из соломы – соломенный дом.

Дом из дерева – деревянный дом.

Дом из камня – каменный дом.

Дом из глины – глиняный дом.

Дом в городе – городской дом.

Дом в деревне – деревенский дом.

Дом с одним этажом – одноэтажный дом.

Дом, в котором много этажей – многоэтажный дом.

- А вот какой дом у Фифы и Лопушка… Опишите его (бревенчатый, двухэтажный, коричневый).

-Давайте заглянем внутрь.

На поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот дом всех приглашаем.

Раз этаж, два этаж,

Три, четыре –

Мы в квартире.

Раз – налево,

Два – направо,

Три –наверх,

Четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

В жмурки, дети, поиграем.

Веки сильно мы сжимаем.

Держим, держим, напрягаем

И спокойно расслабляем.

-Ребята, удобно, уютно жить в таком доме? Почему?(не хватает мебели) А где её купить? (в мебельном магазине)

-Фифа купила разные предметы мебели, давайте посмотрим и сравним их.

Игра «Скажи наоборот».

Шкаф высокий, а комод низкий.

Кресло мягкое, а стул твердый.

Кровать широкая, а диван узкий.

Журнальный столик маленький, а обеденный стол большой.

Книжный шкаф открытый, а тумбочка закрытая.

Табурет легкий, а кресло тяжелое.

Шкаф полный, а стеллаж пустой.

Составление предложений с предлогами по опорным картинкам.

-Мебель и предметы домашнего обихода в комнате можно расположить по – разному. 

- Придумайте предложения по опорным картинкам с использованием маленьких слов: "на", «над", «под", «в".
Полка висит над кроватью.

Табурет стоит под столом.

Платье висит в шкафу.

Ваза стоит на столе.

Тумбочка стоит у кровати.

Ковер лежит перед диваном.

Кресло стоит у окна.

Подгрупповая работа: аппликация «Интерьер комнат».

- А сейчас я приглашаю вас в студию дизайна «Уютный дом», мы поможем Фифе и Лопушку расставить мебель в доме (дети выполняют аппликацию по группам, создают коллаж комнат).

-Какие у вас получились комнаты? Давайте их опишем, так чтобы они понравились Фифе и Лопушку.

Дети составляют описательный рассказ по плану:

-что это за комната?

-какая мебель есть в ней?

-где она находится?

-что Фифа и Лопушок могут тут делать?

-Ребята, посмотрите, какой красивый получился дом у наших друзей. Вы многому научили Фифу и Лопушка, и теперь они смогут сами оформить остальные комнаты в доме.

-А нам пора возвращаться в группу. Свои самолеты готовят девочки, потом мальчики. Отправляемся в полет.

Руки в стороны, в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Полетел наш самолет.

Самолет летит,

Самолет гудит.

У-у-у…

Заключительная часть (рефлексия)

-Понравилось вам наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Зачем мы с вами расставляли мебель в комнатах Фифы и Лопушка?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №14

607042, Нижегородская область, город Выкса,

с. Верхняя Верея , улица Школьная, здание 44.

Тел. 8 (83177) 77-4-24  77-4-25

Е-mail: detskiysadv14@mail.ru

Конспект занятия

Образовательная область

«Развитие речи.»

   в группе детей 5-7 лет

Тема: «Путешествие в музей по произведениям С.Я. Маршака»

Воспитатель: Стручалина М.Ю.

Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям С.Я. Маршака

Задачи:

Образовательные:

Обобщить знания детей о писателе и его произведения.

Развивающие

Развивать творческие способности детей в театральной форме. воображение, связную и выразительную речь на материале произведений С.Я.Маршака.

Воспитательные

Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений, способствовать воспитанию у детей добрых чувств, продолжать работу по формированию нравственного воспитания.

Средства:

Демонстрационный материал: ……………….

Раздаточный материал: ………………..

Способы:  .……………………………………………………………………………………………

Предварительная работа: 

Чтение и заучивание стихов и сказок С.Я. Маршака. Загадывание загадок.

Оформление и выставка книг по произведениям С.Я. Маршака

Выставка детских рисунков к произведениям С.Я.Маршака.

Активизация словаря: (если это предусмотрено)

Ход  занятия:

Вводная часть.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята! Я вижу, что вы все такие красивые, у вас замечательное настроение, ведь как хорошо, что мы сегодня все здесь собрались!

Все в сборе - дети взрослые

Мы можем начинать.

Но прежде надо дружно

Всем - здравствуйте сказать! (здороваемся)

Основная часть.

Воспитатель:

Если вдруг кто-то нечаянно оставит кошелек на прилавке магазина, или перепутает чужие башмаки в раздевалке, то про такого человека говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассеянной!». Над мальчуганом, взявшимся что-то смастерить, но все поломавшим, подшутят: «Эх ты, мастер, ломастер!». Почти каждый малыш из детского садика знает, откуда появились эти выражения. А пришли они к нам в нашу речь из хорошо известных детских книжек, которые написал замечательный детский писатель С.Я.Маршак.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами совершим путешествие в музей по произведениям С.Я. Маршака.

Присаживайтесь на стульчики.

Этот писатель родился 3 ноября в городе Воронеже, осенью много лет тому назад. Папа Самуила был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитанием детей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков и сестричек. А вот талант к написанию стихов проснулся у него еще в детстве. Самуил начал сочинять стихи, когда ему было столько же лет, сколько и вам, и он еще даже не умел писать. Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Он учился очень хорошо и получал много пятерок. Его семья много переезжала, но мальчик всегда старался хорошо учиться. А когда он вырос, то поехал получать профессию в другую страну – в Англию. Там , в Англии, Маршак сделал очень важное для себя открытие. Он понял, что переводить на русский язык чужие стихи не менее увлекательно, чем сочинять свои собственные. И он стал переводить стихотворения английских поэтов. Например, именно благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин».

(Ребенок читает стихотворение «Робин-Бобин».)

Робин-Бобин

Кое-как

Подкрепился

Натощак:

Съел теленка

Утром рано,

Двух овечек

И барана,

Съел корову

Целиком.

И прилавок

С мясником,

Сотню жаворонков в тесте,

И коня с телегой вместе,

Пять церквей и колоколен -

Да еще и недоволен!

1.В нашем музее несколько комнат. Первая комната «ДЕТКИ В КЛЕТКЕ»

-Где обедал воробей?

-Где обедал воробей?

-В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Погостил у носорога

Отрубей поел не много.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

— Посмотрите, кто к нам прилетел? (воробей)

— Где обедал воробей?

— В зоопарке у зверей.

— Ребята, а вы знаете, что такое зоопарк? (ответы детей)

— Зоопарк – это парк, где живут животные.

— Ребята, воробей приглашает вас в зоопарк. Как надо вести себя в зоопарке? (тихо, не шуметь, не кричать)

— Почему нельзя шуметь? (чтобы не напугать животных).

В зоопарке весёлые зверята:

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Это дикое животное. Тело покрыто шерстью с коричневыми пятнышками. У него длинная шея.

Чтение стихотворения «ЖИРАФ».

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок

Нелегко сорвать цветок.

-А почему жирафу тяжело наклоняться?

(Потому, что у него шея и ноги длинные).

Чтение стихотворения «СЛОН».

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире. И не две

А все четыре».

-Ребята, а для чего слону так много туфелек?

-У него четыре ноги, на каждую ногу.

-Ребята, как вы думаете, кто живет здесь. (Дети предполагают). Давайте проверим (

Чтение стихотворения «Медвежата».

У нас просторный водоем

Мы с братом плаваем вдвоем

Вода прохладна и свежа

Её меняют сторожа

Мы от стены плывем к стене

То на боку, то на спине

-Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой.

-Ребята, а какую воду любят медвежата?

-Прохладную, свежую.

Чтение стихотворения "Верблюд".

Бедный маленький верблюд:

Есть ребёнку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

— Как вы думаете, почему верблюду не дают есть?

(Верблюд может долгое время обходиться без воды и еды, поэтому его каждый день не кормят).

Дидактическая игра «Чьи детки? »

-Ребята, мы с вами в зоопарке видели взрослых животных, а давайте найдем их малышей. Для этого возьмите себе по картинке и пока играет музыка вы должны найти свою пару: животное и его детеныш.

Дети находят свои пары.

— Давайте назовем пары: Слон-слонёнок, тигр-тигрёнок, жираф-жирафёнок (детёныш жирафа), медведь-медвежата, верблюд-верблюжёнок и т.д.

2.Вторая комната в нашем музее называется «ПОЧТА»

Воспитатель: Ребята, что лежит у меня на столе?

Дети: Газета, журнал, письмо, открытка, посылки.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много

Писем

В сумке на боку

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Все разнес по адресам.

Воспитатель: А кто такой почтальон? Что он нам приносит?

Дети: Высказывают свои мысли, перечисляют какая может быть корреспонденция.

Воспитатель: Ребята а как вы думаете, почта появилась издревле, или почтальоны начали работать когда появилась бумажные письма?

Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: Ребята вы молодцы! Вы хотели бы узнать какие были письма и откуда появилась почта? (Рассказ воспитателя )

Необходимость разговаривать друг с другом появилась у людей в древности. Но как поговоришь, если нужный тебе человек находится очень далеко. После того, как люди научились читать и писать, эта проблема исчезла. Первые письма были на каменных пластинах, в Древней Руси письма писали на бересте (это кора дерева), были письма которые писали на пальмовых листах, на ткани, а бумага была изобретена в Китае. Письма необходимо было доставлять в разные города не только по земле, но и по морю! Вскоре писем стало так много, что появилась целая почтовая служба, которая стала заниматься отправлением писем, газет, журналов, бандеролей, посылок. Сначала почту перевозили на лошадях, затем стали перевозить по железной дороге, позже появилась авиапочта. В наше время, когда в домах появились компьютеры, письма и послания можно пересылать с помощью электронной почты.

Игра «Доставляем письма»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в начальника почты, нам с вами нужно выбрать транспорт, который сможет доставить наши письма адресатам. После того, как я зачитаю вопрос, вы выберите карточку с изображением того транспортного средства ,который по вашему мнению больше всего для этого подходит.

- Чтобы отправить письмо по железной дороге, нужен (что?)…(Почтовый вагон).

-Чтобы отправить письмо авиапочтой, нужен (что?)…(Самолет).

- Чтобы отправить письмо электронной почтой нужен (что?)…(Компьютер).

- Чтобы отправить письмо на север, нужны (что?)…(Собачьи упряжки, вертолет).

- Чтобы отправить письмо голубиной почтой, нужен (кто?)…(Голубь).

Воспитатель: Ребята, сегодня из почтового ящика я достала вот эту газету. А вам домой почтальон что-нибудь приносит?

Дети: Рассказывают о своей корреспонденции.

Воспитатель:

Все газеты, журналы, письма привозят на почту на машине. И прежде чем разнести все по домам, газеты, журналы, письма и открытки надо разложить вот так (показывает): газеты к газетам, журналы к журналам, открытки к открыткам, а вот в эту стопочку - письма.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как почтальоны узнают какую газету в чей почтовый ящик положить?

Дети: высказывают свои предположения.

Воспитатель: С помощью наводящих вопросов подводит рассуждения детей к тому, что на каждой газете, журнале и письме есть адрес: город, улица, номер дома и квартиры.

3.Посылка «МЯЧ» ( физминутка). Открываем посылку, а там мячи.

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И уже не возвратился,

Закатился в огород,

Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул, вот и все.

4. Следующая комната посвящена произведениям С.Я.Маршака про котов и мышей.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

-Ребята, а давайте вспомним произведения С.Я. Маршака. Где присутствуют кошки и мышки?!

Дети:

-«Усатый полосатый!»

-О чем это произведение?

Ответы детей.

-«Сказка об умном мышонке»

-О чем эта сказка?

Ответы детей.

-«Сказка о глупом мышонке!»

-О чем эта сказка?

-«Пьеса «КОШКИН ДОМ»

-О чем она?

Ответы детей.

«Перчатки»

«Кот и лодыри»

Инсценировка стихотворения. С.Я. Маршак

Кот и лодыри

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идёт.

Спрашивают лодыри

У него:

- Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

- Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

Инсценировка «Перчатки»

Потеряли котятки

На дороге перчатки

И в слезах прибежали домой.

- Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти

Перчатки!

- Потеряли перчатки?

Вот дурные котятки!

Я вам нынче не дам пирога.

Мяу-мяу, не дам,

Мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой.

- Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

Потому что нашлись

Перчатки!

- Отыскали перчатки?

Вот спасибо, котятки!

Я за это вам дам пирога.

Мур-мур-мур, пирога,

Мур-мур-мур, пирога,

Я за это вам дам пирога!

5. Следующая комната Двенадцать месяцев»

В какое время года происходило действие сказки? А главный признак зимы какой? Правильно снег. Давайте немного отдохнем.

Пришла зима

Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони

Реки покрылись льдом. Руки ладонями вниз соединить и развести в разные стороны

Пошел снег. Руки поднять вверх,

Он падал белыми, а затем плавными,

Пушистыми хлопьями зигзагообразными движениями.

На землю не спеша, опускать их вниз

На дома, Соединить руки у себя над головой , чтобы получилась «крыша»

На деревья, Поднять руки вверх, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева

На людей. Положить руки себе на голову

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз

Вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы

Не тяни -

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

Обсуждение сказки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему месяцы, которые не могут и не должны меняться местами, ради девушки нарушили уклад жизни?

Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает т отрывок из сказки : «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».

«Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надежных приобретешь».

6. Следующая комната «Загадки».

Воспитатель: А вы знаете, что С.Я. Маршак придумывал для таких детей как вы, различные загадки. Давайте попробуем их отгадать.

Загадки Маршака

1.Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

Дождь

2.Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу?

Очки

3.Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб.

Пила

4.Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

Сапоги

5.Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

Мяч

6.Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

Дерево

7.Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду.

Вишня

8.Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

Календарь

9.Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

Часы

10.В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать!

Утюг

11.Из темницы сто сестер

Выпускают на простор,

Осторожно их берут,

Головой о стенку трут,

Чиркнут ловко раз и два -

Загорится голова.

Спички

12.Она меня впускает в дом

И выпускает вон.

В ночное время под замком

Она хранит мой сон.

Она ни в город, ни во двор

Не просится гулять.

На миг заглянет в коридор -

И в комнату опять.

ДВЕРЬ

7. Литературная викторина

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

- Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не метет!

1 вопрос: Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз принцессы и приказание жадной мачехи? (Ответ: Месяцы).

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

- Оказалось, это брюки….

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

2 вопрос: Кто это такой? (Ответ: рассеянный).

Сунул голову в окошко,

Поглядел …

- Да это кошка!

Пропадешь ты здесь в огне.

Полезай в карман ко мне!

3 вопрос: Назовите имя пожарного спасшего девочку Лену и кошку из огня. (Ответ: Кузьма).

Швырнула она чемодан,

отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку …

- Отдайте мою собачонку!

4 вопрос: Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город? (Ответ: багаж).

Нынче праздник веселый у нас.

На дворе под гармонику пляс.

Мы прогнали медведя в леса,

Без хвоста убежала лиса.

Вот такие чудеса!

5 вопрос: Кто напевал эту песенку? (Ответ: звери).

- Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

6 вопрос: Кому не нравился голосок матери? (Ответ: мышонок).

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке

В синей форменной фуражке?

7 вопрос: Кто это? Назовите профессию героя стихотворения. (Ответ: почтальон).

Люди спрашивают:

- Кто это у вас?

А девочка говорит:

- Это моя дочка.

Люди спрашивают:

- Почему у вашей дочки серые щечки?

А девочка говорит:

- Она давно не мылась.

8 вопрос: Кто был завернут в платок у девочки? (Ответ: котёнок).

Ну, что поделать! В дождь и снег

Нельзя же быть без крова.

Кто сам просился на ночлег –

Скорей поймёт другого.

Кто знает, как мокра вода,

Как страшен холод лютый,

Тот не оставит никогда

Прохожих без приюта!

9 . Вопрос: Назовите название этой сказки? (ответ: кошкин дом)

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Мои дорогие, скажите мне пожалуйста, где мы с вами сегодня побывали? Произведения какого писателя вспомнили? Назовите мне эти произведения? Как помогли разноцветной книге? А что вам больше всего понравилось?

(ответы детей).

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет. Образовательная область «Развитие речи» Тема: составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Цель: вызвать интерес детей к рассматриванию картины.Образовательные задачи:- расширять представления о первичных зимних явлениях в природе (холодно, идёт снег, нужно надевать зимнюю одежду, дети ката...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»

учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...

Образовательная область «Речевое развитие» Организованная-образовательная деятельность Раздел «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.Задачи:1.     Образовательные:·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения» с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ в компенсирующей группе детей 6-7 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речиТема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения»с использованием технологий здоровьесберегающая, игров...

Конспект занятия по развитию реччи в средней группе детского сада на тему "Составление рассказа по картине "Катаемся на санках

Конспект занятия по развитию реччи в средней группе детского сада на тему "Составление рассказа по картине "Катаемся на санках...