Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе Тема: «Рассматривание и составление рассказа по картине «Зима»»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Копцева Татьяна Николаевна

Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ по картине.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение рассматривать и понимать содержание картины.
  2. Формировать навыки построения связных монологических высказываний.
  3. Обучать лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Развивающие:

          Развивать ряд психических процессов: восприятие, память, воображение, мышление.

Воспитательные:

          Формировать навыки сотрудничества между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_rasskaz_po_kartine_zima.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе

Тема: «Рассматривание и составление рассказа по картине «Зима»»

Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ по картине.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Формировать умение рассматривать и понимать содержание картины.
  2. Формировать навыки построения связных монологических высказываний.
  3. Обучать лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Развивающие:

          Развивать ряд психических процессов: восприятие, память, воображение, мышление.

Воспитательные:

          Формировать навыки сотрудничества между детьми.

Тип, форма и методы используемые в занятии: 

  • Тип –закрепление материала

  • Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.

  • Форма – фронтальная и индивидуальная. 

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: зима, кормушка, январь, дети, замерзли, холодно, покрылась льдом, композитор.

Материалы и оборудование: картина Л. Новоселовой из серии «Зима», произведения П. И. Чайковского «Зима» (Январь), Вивальди «Зима» (Метель), мнемотаблица, волшебные окошечки.

Информационный материал (литература): В. В. Гербова «Развитие речи детей в подг. гр»; Н. С. Голицина «Конспекты комплексно-тематических занятий в подг. гр».

Ход непосредственной образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Дети стоят полукругом

Воспитатель предлагает поздороваться

Давайте скажем друг другу комплименты

Дети здороваются

Говорят комплименты

Вводная часть (мотивационный момент)

Музыкальный центр, запись с произведением П. И. Чайковского «Январь», Вивальди «Зима»

Послушайте музыкальные произведения и вспомните как они называются и кто их написал.

Послушайте стихи о зиме и помогайте мне

Белый снег пушистый,

в воздухе кружится

и на землю тихо падает, ложится…

-Поет зима аукает,

мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака

А какие вы знаете стихи о зиме?

А какие пословицы и поговорки о зиме вы помните?

А еще какие загадки о зиме знаете?

Молодцы. Много знаете стихов, пословиц, загадок о зиме.

-«Январь» П. И. Чайковский

-«Зима» Вивальди

Дети вместе с воспитателем вспоминают и проговаривают стихи

-Белая береза под моим окном…

-Пришла зима веселая…

-Больше снега-

Больше хлеба.

-В зимний холод-каждый молод.

-Готовь сани летом,

А телегу весной.

-Зима морозная-

Так лето жаркое.

-Бел, да не сахар, ног нет, а идет. -снег

-С неба звездой, на ладошку водой.

-снежинка

Блеснул мороз и рады мы проказам матушки…-зимы

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. -ветер

Основная часть

Проблемная ситуация:

Картина Л. Новоселовой «Зима»

Волшебные окошечки (из картона)

мнемотаблица

Не только композиторы, поэты описывают зиму в своих произведениях, но и художники в своих картинах изображают зиму.

Мы с вами рассматривали несколько картин. Сейчас мы одну из них вспомним.

Кто написал эту картину?

Внимательно посмотрите на картину.

Какое время года изобразил художник?

Чтобы лучше рассмотреть детали картины мы будем использовать волшебные окошечки.

Куда пришли дети?

Что делают дети?

Для чего они это делают?

Какое у них настроение?

А вы подкармливайте птиц зимой?

Как бы вы назвали эту картину?

А сейчас вы должны вспомнить все, о чем мы говорили и составить свой рассказ по этой картине.

Можно дать имена детям.

Кто затрудняется у меня есть подсказка-схема которая вам поможет. Можно в нее подглядывать.

Воспитатель помогает наводящими вопросами тем детям, которые затрудняются.

Дети садятся на стульчики

-Любовь Новоселова

-художник изобразил зиму

-в парк

-кормят птиц

-чтобы птицы не погибли зимой

-радостное, веселое

-да, вешаем кормушки, крошим зернышки, хлеб

-Зимняя прогулка

-Дети кормят птиц

Дети дают несколько ответов.

-Наступила зима. Птичкам было голодно и холодно. Саша, Маша и Оля решили пойти в парк и покормить птичек. Они взяли зернышек, насыпали в кормушку. Птички клевали зернышки. Всем было весело.

-дети составляют рассказы из 4-5 предложений.

Физкультминутка/
динамическая пауза:

Произведение Вивальди «Метель»

«Снежинки-балеринки»

А теперь давайте немного отдохнем и подвигаемся.

Под музыку Вивальди «Метель» будем изображать ветер, метель, вьюгу.

Включается музыка.

Под музыку вьюги
Кружатся подруги,
Кружатся снежинки —
Зимы балеринки.

Устали кружиться
На землю присели,
Заслушались музыкой
Зимней метели.

Лишь миг отдохнули —
И снова их ветер
Заставил кружиться 
В веселом балете.

-Дети бегут по кругу и кружатся со словами

-дети приседают

-дети кружатся

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей

Молодцы.

Чем мы с вами сегодня занимались, что вам запомнилось?

А чей вам рассказ особенно понравился? Почему?

-слушали стихи о зиме

-отгадывали загадки

-слушали музыку композиторов Чайковского и Вивальди

-составляли рассказы по картине

-Маши. Она хорошо составила рассказ, подробно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Весна" в подготовительной к школе группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ»)...

Логопедическое занятие по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы. "Зимующие птицы"

Цели:уточнять и расширять словарь по теме:" Зимующие птицы"расширять представление о том, чем питаются птицы зимой;формировать обобщающее понятие "Зимующие птицы";формировать фразовую речь;совершенсво...

Конспект Контрольного занятия по развитию речи «Придумывание сказок» подготовительная к школе группа

Закрепление знаний сказок в игровой форме.Формировать у детей элементарные представления о добре и взаимопомощи в сказках.развить навыки речевого общения;развить связную речь;развить речевое тво...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с дошкольниками подготовительной к школе группе Тема: «Составление рассказа из личного опыта»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с дошкольниками подготовительной к школе группе Тема: «Составление рассказа из личного опыта»...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...