Проект учителя-логопеда с детьми подготовительной группы "Моя любимая буква"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пищальникова Валерия Николаевна

Для дошкольников с нарушениями устной речи характерно плохое запоминание зрительного образа буквы, смешение похожих элементов букв. Они значительно дольше своих сверстников учатся читать и писать.

Проблема нарушений письменной речи у детей с нарушениями устной

речи – одна из самых актуальных для школьного обучения, т.к. стойкие специфические нарушения чтения и письма неизбежно сказываются на успеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребенка. Возникают серьезные личностные изменения: неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, раздражительность, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различными речевыми нарушениями познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Работу по профилактике нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста необходимо проводить на протяжении всего периода ознакомления с графическим изображением букв.  Усвоение букв будет происходить быстрее и эффективнее, если ребенок в процессе совместной творческой деятельности со своими родителями и воспитателями изготовит «любимую букву».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_lyubimaya_bukva.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект учителя – логопеда Пищальниковой В.Н.

«Моя любимая буква» для детей 6 – 7 лет с ТНР

Паспорт проекта

Тема проекта:

«Моя любимая буква».

Вид проекта: краткосрочный.

Тип: коррекционный, познавательно-речевой, творческий, педагогический.

Сроки реализации: 2 недели

 Руководитель проекта: учитель-логопед: Пищальникова В.Н.

                                             

Участники проекта: дети 6 - 7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях комбинированной группы, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта:

Повышение уровня мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятиям по обучению грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии, развитие речи детей.

Задачи проекта:

  • закреплять знания детей о зрительных образах букв;
  • научить различать звук и букву;
  • сформировать звуковую сторону речи, познавательные способности и творческое воображение;
  • расширять словарный запас детей.

        Актуальность проекта

Для дошкольников с нарушениями устной речи характерно плохое запоминание зрительного образа буквы, смешение похожих элементов букв. Они значительно дольше своих сверстников учатся читать и писать.

Проблема нарушений письменной речи у детей с нарушениями устной

речи – одна из самых актуальных для школьного обучения, т.к. стойкие специфические нарушения чтения и письма неизбежно сказываются на успеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребенка. Возникают серьезные личностные изменения: неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, раздражительность, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различными речевыми нарушениями познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Работу по профилактике нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста необходимо проводить на протяжении всего периода ознакомления с графическим изображением букв.  Усвоение букв будет происходить быстрее и эффективнее, если ребенок в процессе совместной творческой деятельности со своими родителями и воспитателями изготовит «любимую букву».

Методы проекта:

  • Словесные: беседа, рассказывание, заучивание стихов, слушание литературных произведений Т. Синицина «Алфавитная семья», В. Степанов «Азбука в загадках».
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, азбук.
  • Игровые: дидактические игры «Придумай слово», «Определи место звука», «Подбери и назови», «Найди общий звук», «33 богатыря», «Умные карточки»; игровые упражнения: «Радужные буквы», «Весёлый колокольчик», «Необычные буквы».
  • Практические: лепка букв из солёного теста и из лёгкого пластилина, изготовление букв - поделок.

        Обеспечение проектной деятельности:

Планирование, методическая литература, компьютер, компьютерные программы, дидактические игры и пособия на изучение букв.

          

        Предполагаемый результат:

  1. Повышение эффективности логопедической работы.
  2. Знание детьми букв алфавита;
  3. Развить фонематический слух: умение детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова;
  4. Развивать мелкую моторику рук: раскрашивание, лепка, конструирование из подручных материалов, создания своих букв;
  5. Развивать мышление и творческие способности.

        Продукт проектной деятельности:

  1. Выставка «Моя любимая буква»;
  2. Создание и приобретение новых дидактических игр и пособий на изучение букв.

Этапы реализации проекта:

-Предварительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала и планов проведения проекта.

-Организационный. Подбор наглядно – дидактического материала. Обращение к родителям о сотрудничестве и помощи в изготовлении букв - поделок, поиску материала, бесед с детьми о происхождении букв алфавита.

-Основной. Проведение коррекционных занятий, создание презентаций, консультаций, дидактических игр и пособий.

Взаимодействие с родителями (консультации).

-Итоговый. Выставка работ «Моя любимая буква».

Этапы реализации проекта

«Моя любимая буква» в работе

учителя-логопеда ДО

С 18.11.20204 по 02.12.2024

Этапы проекта

Срок

Задачи

1 этап – Предварительный

18.11.24 – 20.11.24

  • Определение целей и задач. 
  • Составление плана деятельности.
  • Изучение методической литературы по вопросу изучения детьми букв.

2 этап – Огранизационный

20.11.24 – 22.11.24

  • Подбор наглядно – методического материала, подбор литературы.
  • Организация развивающей среды в кабинете.
  • Презентация темы, цели и задач родителям воспитанников и воспитателям групп.

3 этап – Основной

22.11.24 – 29.11.24

  • Проведение коррекционных занятий, презентаций, консультаций, дидактических игр и пособий.
  • Взаимодействие с родителями (консультации).

4 этап - Итоговый

02.11.24

  •  Выставка работ «Моя любимая буква».


Отчет по проведенному проекту на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе

учителя-логопеда ДОУ»

В процессе подготовки к проекту перед учителем – логопедом были поставлены следующие задачи:

  • Изучить литературу по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
  • Формировать у детей коммуникативные навыки и практические умения правильной речи (развитие просодики, звукопроизношения, лексико –грамматического строя речи) с помощью ИКТ.
  • Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес дошкольников к логопедическим занятиям.
  • Создать банк презентаций и мультимедийных материалов для работы с детьми и педагогами.
  • Внедрить информационно-коммуникационные технологии в коррекционную работу.

В ходе реализации проекта все задачи подтвердили свою актуальность. В результате проекта удалось подготовить банк презентаций и мультимедийных материалов для работы с детьми. Также удалось ознакомить детей с компьютером, с правилами безопасности при работе с компьютером, научить базовым навыкам работы с компьютером, вызвать высокий интерес к занятиям, повысить мотивацию во время занятий, также в процессе работы у детей наблюдалось повышенное внимание к работе, улучшение ориентировки в пространстве, улучшение звукопроизношения на отрабатываемые звуки, развитие лексико – грамматического строя речи, развитие мышления, обогащение словарного запаса.

В процессе проекта были подготовлены следующие продукты деятельности:

1.  Медиатека компьютерных презентаций, развивающих программ.

2. Показ открытого занятия с использованием информационно – компьютерных технологий педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект учителя логопеда по работе над коррекцией звукопроизношения с детьми подготовительной группы.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к...

Проект учителя-логопеда "В мире звуков и букв"

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того ...

Консультация учителя-логопеда для родителей. Если ребенок пишет зеркально (буквы и цифры)

Консультация учителя-логопеда для родителей. Если ребенок пишет зеркально (буквы и цифры)...

Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста

     Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на окружающий его мир.       А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний нахо...

Консультация для воспитателей по теме "Применение Тико конструкторов учителем-логопедом при знакомстве и изучении звуков и букв"

Консультация для воспитателей по теме "Применение Тико конструкторов учителем-логопедом при знакомстве и изучении звуков и букв"...

Проект учителя - логопеда с детьми подготовительной группы "Ветерок"

Дети с ТНР плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхан...