Конспект открытого занятия по теме "Звуки П-ПЬ.Буква П"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_zvukip_-_p.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛИ
Образовательные:
1) уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ П’];
2) совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
3) учить определять позицию звука в словах;
4) познакомить детей с графическим образом буквы П;
5) учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.
Коррекционные:
1) развивать слуховую память, внимание и восприятие;
2) развивать умение концентрировать внимание;
3) развивать умение контролировать импульсивные действия;
4) учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).
Воспитательные:
1) воспитывать навык четкого произнесения звуков [ П ], [ П’];
2) воспитывать умение работать в течение всего занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1) предметные картинки (почтальон, поросенок, петух);
2) картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе занятия);
3) конверты с заданиями;
4) индивидуальные зеркала;
5) буквы;
6) звуковые домики;
7) синие и зеленые фишки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, коррегирует эмоционально-волевую сферу).
Изобразите ссорящихся петухов.
Изобразите поросят, которые испугались волка.
Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково.
2. Сообщение темы занятия.
Выставляется картина с изображением почтальона, демонстрируются конверты.
Посмотрите, кто это? (Это почтальон). Что он нам принес? (Письма). Какой первый звук в слове “почтальон”? ( [ П ] ). Какой первый звук вы услышали в слове “письма”? ( [ П’] ). Догадались, о каких звуках будем говорить? (О звуках [ П ], [ П’].
3. Характеристика звуков [ П ], [ П’].
Возьмите зеркала. Произнесите звук [ П ]. Что вы видите? (губы сжимаются и разжимаются). Попробуйте пропеть звук [ П ]. Получается? (Нет).
Мы сможем громко крикнуть этот звук в лесу? (Нет).
Значит, звук [ П ] гласный или согласный? (Согласный). В какой домик мы его поселим? (В синий).
Демонстрируется синий домик. Положите руку на горло, произнесите звук
[ П ]. Голос спит или звенит? (Спит). Значит, звук [ П ] глухой или звонкий? (Глухой).
Какой звук мы произносим твердо [ П ] или [П’]? ( [П ] ). А как мы произносим звук [ П’]? (Мягко). Какое слово я вам называла, начинающееся с [ П’]? (Письмо). Звук [ П’] – братец звука [ П ], мы будем обозначать его зеленым кружочком и поселим в зеленом домике.
А теперь скажите, какой звук [ П ]? (Согласный, твердый, глухой).
Теперь поиграем. (Развитие слухового восприятия). Я буду называть звуки
[ П ] [ П’], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.
4. Тренировочные упражнения, направленные на формирование четкого фонетико-фонематического образа звуков.
Вы хотите узнать, кто прислал нам письма? Тогда отгадайте загадки.
Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спинка, а на ней щетинка. (Поросенок). Выставляется картинка. Какой звук первый в этом слове?
( [ П ] ). Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает. (Петух). Выставляется картинка. Какой первый звук в этом слове? ( [ П’] ). Итак, от кого письма? (От поросенка и петуха). Это не простые письма, а письма-задания. Но открыть мы их сможем только после того, как вы повторите за мной слоги: па – по – пу, ап – оп – уп, па – па – по. А сейчас скажите мне, какой слог лишний? Па – пу – пы – ка. (Ка).
Посмотрим, что прислал нам поросенок. (Развитие слуховой памяти, внимания, восприятия).
Первое письмо
1) Развитие фонематического синтеза.
Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из звуков, которые я произнесу по его просьбе:
П……о……л
П……и……л……а
П……а……у……к
П……о……т
С каких звуков начинаются все слова? ([ П ], [ П’]).
Какое слово начинается с [ П’]? (Пила).
2) Развитие фонематического анализа и синтеза.
Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок. Предъявляются картинки:
Совы усы пушка (слово “суп”). В случае затруднения можно показать картинку).
Плита улитка хлеб (слово “пух”).
Панама антенна роза (слово “пар”).
Луна апельсин платок арбуз (слово “лапа”).
Какой общий звук во всех словах? ([ П ]). Назовите слова, начинающиеся со звука [ П ]. (Пух, пар). Назовите слово, где звук [ П ] в конце. (Суп). Где звук [ П ] в середине? (Лапа). Это задание направлено на определение позиции звука [ П ] в словах.
3) Игра “Говори!”. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам простые и сложные вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда я скажу: “Говори!”
Какой сегодня день недели? Пауза. Говори! (Пятница). Как называются одним словом чашка, тарелка, кастрюля? Пауза. Говори! (Посуда). Какой рукой ты держишь ложку, когда ешь? Пауза. Говори! (Правой).
Молодцы! Я думаю, поросенок обрадуется, когда узнает, что вы справились с его заданием.
4) Физкультминутка.
А сейчас отдохнем. Игра “Ловим комаров” - снятие мышечного напряжения с кистей рук. Давайте представим, что наступило лето. Я открыла форточку, и к нам в кабинет налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так. (Логопед демонстрирует хватательные движения кистями обеих рук). По команде “Стоп!” вы садитесь вот так. (Руки сложены перед собой). Готовы? Начали! Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите руки вниз, расслабьте их, встряхните ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за работу.
5) Знакомство с графическим образом буквы П.
Теперь давайте посмотрим, что нам прислал петушок. Но чтобы выполнить его задание, нужно узнать, как пишется буква П. Посмотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на ворота). Послушайте, я рассажу вам стихотворение про букву П.
Буква П на мост похожа,
По мосту идет прохожий,
А внизу через проход
Проплывает пароход.
Итак, какие же задания приготовил вам петушок?
Второе письмо.
1) Восстановление графического образа буквы П.
Петушок просил передать вам вот эти листочки. Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста. (Детям раздаются листочки с буквами П, у которых отсутствуют какие-то элементы).
2) Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания.
Петушок просит вас найти и подчеркнуть все буквы П. (На листах, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).
А П У И П А П
3) Игра “Маленькие приведения”. Выплескивание накопившегося напряжения (гнева).
Петушок тоже хочет с вами поиграть в маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносить страшным голосом звук [ У ]. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка похулиганить. Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми.
4) Развитие слухового восприятия. Отработка произнесения звуков [ П ], [ П’] в предложениях. Петушок хочет, чтобы вы сказали скороговорки, а я проверила, кто быстрее и правильнее их скажет.
Петя пилил пилой пень.
От топота копыт пыль по полю летит.
5) Итог занятия. Оценка работы детей.
Молодцы! С заданиями справились отлично, Какие звуки мы сегодня учили? ( [П ], [ П’]). Назовите по одному слову со звуком [ П ].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж
Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...
Конспект открытого занятия учителя – логопеда Забродиной Анны Юрьевны «Звуки П и Пь, буква П. Продукты питания.»
Конспект занятия с презентацией.Цели и задачи:Расширение словаря и обобщение понятийДифференциация понятий звук – буква;Дифференциация ; П и Пь;Буква п; профилактика оптической дисграфии ;Развит...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на родительском собрании тема: «Звуки Л-Ль. Буква Л»
конспект непосредстенно образовательной деятельности по обучению грамоте детей 6-7 лет по теме "Звуки Л-ЛЬ. Буква Л"...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
Занятие по методике О.Г.Молчановой....
Конспект открытого занятия «Вот какая буква Ч»
Закрепление произношения звука Ч, знакомство с буквой Ч....
Конспект открытого занятия по развитию речи на букву «Д».
Занятие по развитию речи на букву «Д» в старшей группеПо мотивам книги М.Площадной «Моя семья от «А» до «Я».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художестве...
Конспект открытого занятия на тему "Звук и буква Ш"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла РТ «Конспект педагогического ме...