Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 254»
Принято Утверждаю
На педагогическом Заведующий МБДОУ №254
Совете ______ Т.Н.Волощенко
Протокол №___ приказ № ___________________
От __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» по Нищевой Н.В.
(логопедические занятия)
Разработчик программы:
Учитель-логопед Гетта О.Г.
Ростов-на-Дону
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) всех уровней – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте, они представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.
Дошкольники с ОНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Коррекционная помощь детям с различными речевыми нарушениями является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт МБДОУ № 254, разработанный на основе пособия Н.В Нищевой «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада», Детство-Пресс, Спб, 2006г.
Рабочая программа предполагает:
- конкретизацию планируемых результатов и целевых ориентиров для детей младше-средней возрастной группы с учетом особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;
- направление коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков речеязыкового развития детей, психологической, моторно-двигательной базы речи, профилактике потенциально возможных трудностей в овладении грамотой и обучении в целом;
- определение содержания программы коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением методических и дидактических пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта.
Реализация рабочей программы подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения групповых занятий.
Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование разработаны для детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со вторым, третьим и четвертым уровнями речевого развития, а также с ФФНР.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: систематическое повторение, - что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 октября по 31 мая. Периодичность групповых занятий – 2 раза в неделю; общее количество занятий – 64. Продолжительность занятия в младшей группе – 10-15 минут, в средней группе – 15 минут.
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи, имеющих разные уровни речевого развития, в возрасте от 3 до 5 лет. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей, то есть одним из основных принципов программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и, в конечном итоге, обеспечивает поступательное развитие.
Главной задачей рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, обеспечивает преемственность со следующей ступенью дошкольного образования.
Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятияв соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, учитель-логопед решает следующие задачи:
- укрепление психического здоровья и осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом развитии воспитанников;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития детей;
- воспитание любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к правам и свободам человека;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
Основными задачами коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР является создание условий для:
- овладения речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря;
- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развития речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомства с книжной культурой, детской литературой;
- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ОНР);
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ОНР;
- познавательное развитие,
- развитие высших психических функций;
- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ОНР.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.
На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;
на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;
на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.
Дети с ОНР имеют, по сравнению с возрастной нормой, особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности, поэтому взаимосвязь речевой деятельности со всеми сторонами психического развития детей находится в центре внимания учителя-логопеда. Параллельно с речевой работой ведётся работа по развитию у детей внимания, памяти, мышления, навыков конструирования и т.п.
Основное содержание коррекционной работы
с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Содержание коррекционной работы в среднем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с ОНР потребности в речевом общении и коммуникативных умений. Основной акцент делается на формирование связной речи.
В этот период основное значение придается стимулированию речевой активности детей с ОНР, формированию мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности, развитию когнитивных предпосылок речевой деятельности. Дети учатся вербализовывать свое отношение к окружающему миру, предметам и явлениям, делать элементарные словесные обобщения.
Учитель-логопед стимулирует желание детей свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения, поощряет даже минимальную речевую активность детей в различных ситуациях. Педагог направляет внимание на формирование у каждого ребенка с ОНР устойчивого эмоционального контакта со взрослыми и со сверстниками.
Взрослый, стремясь развить коммуникативные способности ребенка среднего дошкольного возраста с ОНР, учитывает особенности развития его игровой деятельности: сформированность игровых действий, возможности и коммуникативные умения взаимодействия со взрослым и сверстниками.
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причём замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
Ведущим направлением коррекционной работы является формирование связной речи детей с ОНР.
В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. Для развития фразовой речи детей проводятся занятия с использованием обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи детей обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.
Создаются условия для развития коммуникативной активности детей с ОНР. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия детей.
У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)– это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
В результате освоения Рабочей программы, ребенок с ОНР, преодолевая речевые нарушения, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Он положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам. Он достаточно хорошо, при необходимости взаимодействуя со взрослым, владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный план
Периодичность занятий: с октября по май (включительно), проводится в неделю по 2 групповых занятия. Общее количество занятий – 64.
Продолжительность занятия: в младшей группе – 10 минут, в средней – 15 минут.
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются каникулы.
Предельная наполняемость группы:
- младший возраст – до 6 человек;
- средний возраст – до 8 человек.
ГРАФИК ЗАНЯТИЙ
на период с января 2020 года
Среда | 15.10 – 15.25 | Средняя группа № 2 | 15 минут |
|
15.30 - 15.45 | Средняя группа № 2, 5 | 15 минут |
15.50 – 16.05 | Средняя группа № 3 | 15 минут |
16.10 – 16.20 | Младшая группа № 1, 4 | 10 минут |
16.25 – 16.35 | Младшая группа № 13, 14 | 10 минут |
Пятница | 15.10 – 15.25 | Средняя группа № 2 | 15 минут |
|
15.30 - 15.45 | Средняя группа № 2, 5 | 15 минут |
15.50 – 16.05 | Средняя группа № 3 | 15 минут |
16.10 – 16.20 | Младшая группа № 1, 4 | 10 минут |
16.25 – 16.35 | Младшая группа № 13, 14 | 10 минут |
Программа коррекционной работы предусматривает:
- проведение групповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;
- достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях.
Программа коррекционной работы не предусматривает:
- проведение индивидуальной логопедической работы с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;
- проведение логопедической работы, направленной на исправление нарушенного звукопроизношения у детей.
Форма планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлена в виде комплексно-тематического планирования:
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)»
по Нищевой Н.В.
№ занятия | Название лексической темы | Задачи и содержание работы | Кол-во часов |
ОКТЯБРЬ |
| Семья | - Обучение детей умению соотносить изображения с их словесным обозначением. Формирование умения показывать и по возможности называть членов семьи по сюжетной картинке «Семья» (рис. 1) – упр. «Покажи».
- Развитие мелкой моторики, подражательности – пальчиковая гимнастика «Семья».
- Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия д/и «Где гремит?»
| 1 |
|
| - Формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек – д/и «Что звучит?»
- Развитие мелкой моторики, подражательности – пальчиковая гимнастика «Семья».
| 1 |
|
| - Закрепление умения соотносить зрительные образы с их словесным обозначением – упр. «Покажи и назови».
- Формирование внимания к неречевым звукам – упр. «Погреми так же».
- Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков У, А – упр. «Послушай и повтори».
| 1 |
| Игрушки | - Развитие оптико-пространственной функции: воспитание навыка фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта. Обучение умению соотносить предметы с их словесным обозначением (в пассиве или активе, в зависимости от возможностей каждого ребёнка). Обучение пониманию вопроса где?
- Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Уточнение артикуляции гласных звуков А,У, О, И – упр. «Что как звучит?»
| 1 |
|
| - Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Обучение соотнесению предметов и изображений предметов с их словесным обозначением – чтение «Сказки про игрушки» с опорой на сюжетную картинку «Илюшины игрушки» (рис. 2)
- Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Уточнение артикуляции звуков У, О, И, П’, Б’, Д, Б. Обучение пониманию вопроса где? – упр. «Илюшины игрушки».
| 1 |
|
| - Формирование умения вслушиваться в речь, договаривать за логопедом слова и словосочетания. Развитие зрительного внимания – чтение стихотворения «Новый мячик» с опорой на сюжетную картинку «Мальчик играет в мяч» (рис. 3).
- Развитие слухового и зрительного внимания. Обучение соотнесению признаков предметов (красный, синий, большой, маленький) с их словесным обозначением. Формирование глагольного словаря: буду бросать
- Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса, мелкой моторики – игра с разрезными картинками.
| 1 |
|
| - Обучение пониманию вопросов косвенных падежей. Развитие зрительного восприятия – упр. «Покажи» по сюжетной картинке «Дети играют в игрушки».
- Формирование умения ловить и бросать мяч. Развитие ловкости и координации движений. Формирование глагольного словаря: буду бросать, бросаю, ловлю.
| 1 |
|
| - Обучение пониманию предложений, содержащих глаголы повелительного наклонения. Выполнение двухступенчатых инструкций – упр. «Поручение».
- Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики. Обучение сооружению построек из трех кубиков по образцу. Формирование глагольного словаря: строю, строит. Обучение соотнесению предмета и его признака со словесным обозначением – упр. «Построй, как я».
| 1 |
|
| - Формирование грамматического строя речи. Обучение согласованию числительного один с существительными в роде и числе. Развитие зрительного внимания. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать простые предложения и вопросы. – лото «Один, одна, одно».
- Развитие зрительно-пространственной функции. Закрепление знания основных цветов. Обучение умению группировать предметы по цвету – упр. «Будь внимательным» на основе комплекта предметных картинок (рис. 4).
| 1 |
НОЯБРЬ |
10 | Части тела и лица | - Формирование словаря по теме: голова, руки, ноги, спина, живот. Обучение соотнесению предмета со словесным обозначением – упр. «Покажи на себе и на кукле».
- Формирование внимания к неречевым звукам, развитие чувства ритма. Развитие слуховой памяти – упр. «Хлопай, как я».
| 1 |
11 |
| - Формирование словаря по теме: рот, нос, глаза. Развитие артикуляционной и мимической моторики. Развитие подражательности – упр. «Покажи на себе и на кукле».
- Формирование внимания к неречевым звукам, развитие чувства ритма. Развитие слуховой памяти – упр. «Топай, как я».
| 1 |
12 |
| - Развитие понимания чужой речи. Накопление пассивного или активного словарного запаса в зависимости от возможностей детей с ориентацией на понимание целостных словосочетаний. Развитие слухоречевой памяти, умения понимать простые вопросы – упр. «Что делает?» по сюжетной картинке «Действия детей» (рис. 5).
- Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие чувства ритма – упр. «Топай, хлопай».
| 1 |
13 | Туалетные принадлежности | - Соотнесение предмета и его признака со словесным обозначением. Формирование глагольного словаря: буду мыть по сюжетной картинке «Дети умываются».
- Контроль за правильным физиологическим дыханием, выработка направленной воздушной струи – дыхательное упражнение «Загони шарик в лунку» и др.
| 1 |
14 |
| - Формирование умения соотносить предмет со словесным обозначением. Расширение пассивного словаря: один – много - лото «Много-один».
- Развитие зрительной памяти, диалогической речи. Развитие координации движений – упр. «Зубная щетка»
| 1 |
15 | Одежда | - Развитие зрительного внимания. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать простые предложения и вопросы. Пополнение активного словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет, пассивного словаря – за счет существительных, обозначающих детали одежды: воротник, кармашки – рассказывание логопедом «Сказки про красное платье в белый горошек» с опорой на сюжетную картинку «Катя в нарядном платье» (рис. 6).
- Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, пополнение словаря числительным один и наречием много – упр. «Хлопки».
| 1 |
16 |
| - Развитие зрительного внимания. Обучение пониманию прилагательного такой же – игра «Парные картинки» по комплекту предметных картинок (рис. 7).
- Расширение пассивного глагольного словаря: надевать. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного и слухоречевого внимания – упр. «Кто что делает?» по сюжетной картинке «Дети одеваются».
| 1 |
17 |
| - Обучение умению группировать предметы по цвету. Развитие зрительного внимания. Закрепление знания основных цветов и умения их различать – упр. «Будь внимательным» по комплектам предметных картинок (рис. 8,9).
- Пополнение активного словаря детей прилагательными большой, маленький. Обучение сравниванию различных по величине предметов. Развитие слухоречевой памяти – д/и «Большой-маленький» по сюжетной картинке «Одежда для медвежат» (рис. 10).
| 1 |
18 |
| - Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания – игра с разрезными картинками (комплекты целых и разрезанных на 3 части картинок с изображениями одежды).
- Закрепление в речи глаголов 2-го лица единственного числа изъявительного наклонения. Развитие зрительного восприятия, слухоречевой памяти – д/и «Надеваю-снимаю»
| 1 |
ДЕКАБРЬ |
19 | Обувь | - Формирование умения называть предметы по теме. Расширение пассивного словаря: прилагательное одинаковые. Обучение умению соотносить предметы с их словесным обозначением. Развитие зрительного внимания – д/и «Парные картинки», игра с разрезными картинками.
- Формирование умения вслушиваться в речь и понимать ее содержание. Развитие подражательности, стимулирование речевого подражания. Расширение пассивного словаря детей за счет существительных, обозначающих детали обуви: задник, помпон – чтение логопедом «Сказки про тапки с помпонами».
| 1 |
20 |
| - Закрепление в речи глаголов 1-го лица единственного числа: надеваю, снимаю – д/и «В раздевалке».
- Развитие диалогической речи. Расширение глагольного словаря: гулять, ходить, танцевать. Обучение классификации предметов по их назначению.
| 1 |
21 | Обувь (продолжение) | - Закрепление в речи глаголов 3-го лица единственного числа: обувает, надевает, снимает. Развитие диалогической речи. Обучение быстрой ориентировке в названиях действий. Развитие зрительного внимания. – д/и «Покажи» по сюжетной картинке «Дети в раздевалке»
- Развитие внимания к неречевым звукам, различение их по одной из характеристик (тихий-громкий) – упр. «Внимательные ушки».
| 1 |
22 |
| - Закрепление обобщающих понятий одежда и обувь (в пассивном словаре) и их дифференциации, развитие мышления. Формирование зрительного внимания – д/и «Четвертый лишний».
- Развитие речевого подражания, работа над звукопроизношением в звукоподражаниях. Развитие силы и динамики голоса. Развитие зрительного внимания – упр. «Тапки-лапки».
- Формирование грамматического строя речи. Обучение образованию формы родительного падежа имен существительных мужского и женского рода (со значением отсутствия) – упр. «Чего нет?» по сюжетной картинке (рис. 13).
| 1 |
23 | Мебель | - Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Обучение пониманию вопросов по сказке и формирование умения отвечать на них. Совершенствование диалогической речи. Развитие зрительного восприятия – чтение логопедом «Сказки про кроватку» с опорой на сюжетную картинку «Кирюшина кроватка» (рис. 14).
- Обучение выполнению трехступенчатых инструкций. Расширение пассивного глагольного словаря: пойди, возьми, покажи. Формирование обобщающего понятия «Мебель» (в импрессивной речи) – игра в поручения.
| 1 |
24 |
| - Расширение пассивного словаря глаголами спать, сидеть, хранить. Формирование умения отвечать на поставленные по картинкам вопросы. Развитие зрительного внимания – д/и « Что для чего?».
- Пополнение активного словаря детей прилагательными большой, маленький. Развитие зрительного и слухоречевого внимания – д/и «Большой-маленький».
| 1 |
25 |
| - Различение гласных звуков по принципу контраста. Развитие зрительного и слухоречевого внимания – упр. «Внимательные ушки».
- Формирование грамматического строя речи, различение существительных мужского и женского рода единственного числа. Обогащение словаря числительными один и два. Развитие зрительного внимания – д/и «Парные картинки» (рис. 15).
|
|
ЯНВАРЬ |
26 | Новый год. Ёлка
| - Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Работа над пониманием вопросов, заданных по сюжетной картинке к прочитанной сказке. Развитие диалогической речи. Уточнение произношения звуков в звукоподражаниях. Развитие зрительного восприятия – чтение логопедом «Сказки про елочные игрушки».
- Обучение правильному воспроизведению ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в словах часы, сани, бусы, шары, кот, дом. Образование и использование в речи глагола вешаю. Развитие зрительного внимания
- Формирование грамматического строя речи. Обучение пониманию и правильному употреблению местоимений с предлогом у. Обучение узнаванию предметов на рисунке по их словесному описанию. Развитие диалогической речи – упр. «У кого?»
| 1 |
27 | Мебель (продолжение) | - Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов настоящего времени стою, стоит, лежу, лежит, иду, идёт. Формирование диалогической речи – д/и «Кто что делает?»
- Совершенствование конструктивного праксиса, развитие мелкой моторики и зрительного внимания – игра с разрезными картинками.
| 1 |
28 |
| - Развитие диалогической речи, зрительного внимания – работа с сюжетной картинкой «Действия детей» (рис. 16).
- Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, мелкой моторики. Формирование умения складывать контуры предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу – д/и «Маленькие столяры».
| 1 |
29 | Продукты питания | - Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Введение в активный словарь детей прилагательных большая, синяя. Расширение словаря существительными по теме. Формирование обобщающего понятия продукты питания в импресссивной речи. Работа над слоговой структурой слова. Развитие зрительной памяти, диалогической речи – чтение логопедом «Сказки про большую синюю чашку» по сюжетной картинке «Илюшина чашка» (рис. 18).
- Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов буду пить, буду есть. Развитие координации движений, умения ловить и бросать мяч двумя руками – упр. С мячом «Пить-есть».
| 1 |
30 |
| - Формирование словаря существительных (посуда, части посуды). Формирование глагольного словаря (неопределенная форма глагола). Развитие ассоциативного мышления, зрительного внимания, диалогической речи.
- Формирование словаря существительных: обобщающее понятие посуда в импрессивной речи. Уточнение представления о величине предметов. Развитие зрительного восприятия – д/и «Разложи по порядку» (рис. 20).
- Работа над слоговой структурой слова. Уточнение произношения в цепочках слогов – упр. «Повторяй за мной» (чистоговорки).
| 1 |
31 | Посуда | - Расширение предметного словаря по теме. Формирование обобщающего понятия посуда. Формирование глагольного словаря: буду есть, буду пить, буду мыть, буду резать, буду варить, буду жарить. Пополнение словаря прилагательными, обозначающими основные цвета – д/и «Для чего нужны?»
- Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мелкой моторики. Закрепление обобщающего понятия посуда в импрессивной речи – игра с разрезными картинками.
| 1 |
32 |
| - Воспитание речевого слуха. Обучение выполнению двухступенчатых инструкций. Формирование глагольного словаря: возьми, взял, положи, кладёшь, кладу. Развитие диалогической речи – д/ «Поручение».
- Обучение самостоятельному изменению числа глаголов с опорой на сюжетную картинку «На кухне» (рис. 21).
- Формирование грамматического строя речи. Обучение употреблению предлога у в значении у кого. Расширение словаря прилагательными. Закрепление знания и различения основных цветов. Развитие зрительного восприятия – д/и «У кого?» (рис. 22)
| 1 |
ФЕВРАЛЬ |
33 | Посуда (окончание темы) | - Образование и различение глаголов настоящего времени единственного и множественного числа – д/и «Помощники».
- Развитие диалогической речи. Расширение глагольного словаря. Развитие мелкой моторики, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Усвоение названий геометрических фигур – д/и « Красивая посуда».
| 1 |
34 |
| - Расширение словаря: числительные один и два. Формирование грамматического строя речи. Дифференциация существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже. Развитие зрительного внимания. Совершенствование навыков счёта в пределах двух – лото «Один и два».
- Воспитание общих речевых навыков. Развитие силы и динамики голоса. Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза в звукоподражаниях. Развитие слуховой памяти – упр. «Эхо» с опорой на сюжетную картинку «Илюшина чашка» (рис. 16).
| 1 |
35 | Домашние птицы | - Воспитание умения слушать литературное произведение, оценивать доступные пониманию действия персонажей. Формирование умения характеризовать персонаж, ориентируясь на описание и иллюстрацию. Развитие диалогической речи – чтение логопедом сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок».
- Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мелкой моторики – игра с разрезными картинками.
- Расширение пассивного глагольного словаря. Формирование словаря: существительные по теме. Развитие ассоциативного мышления. Закрепление обобщающего понятия домашние птицы в импрессивной речи – д/и «Кто это?»
| 1 |
36 |
| - Активизация речевого подражания. Дальнейшее развитие словаря: существительные по теме. Воспитание слухового внимания. Различение высоких и низких звуков. Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза в звукоподражаниях – упр. «Кто как голос подаёт?» с опорой на сюжетную картинку «Птичий двор» (рис. 23).
- Расширение глагольного словаря: неопределённая форма глагола. Обучение ответам на вопросы. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания – работа по сюжетной картинке «Птичий двор».
- Расширение словаря: числительные один и два. Формирование грамматического строя речи, различение существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже. Развитие зрительного внимания. Совершенствование навыков счета в пределах двух – лото «Один и два» (рис. 24).
| 1 |
37 |
| - Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению предлога у в значении у кого. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания. – д/и «У кого?».
- Воспитание умения слушать литературное произведение, характеризовать персонажи, опираясь на иллюстрацию и описание. Развитие диалогической речи. Расширение словаря: существительные гребешок, бородка, шпоры, перья, крылья; прилагательные красивый, заботливый, строгий; глаголы разгребает, созывает, замахал, заорал. Развитие зрительного внимания – чтение рассказа К Ушинского «Петушок с семьёй».
- Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза. Совершенствование умения повторять словосочетания. Развитие памяти – разучивание потешки.
| 1 |
38 | Домашние животные | - Дальнейшее развитие пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы). Формирование активного словаря: существительные по теме. Обучение узнаванию предметов по их словесному описанию. Активизация речевого подражания. Развитие интонационной выразительности на материале звукоподражаний, слухоречевого и зрительного внимания – д/и «Кто это?»
- Воспитание умения слушать литературное произведение и характеризовать персонажи, опираясь на иллюстрацию и описание, договаривать слова и словосочетания при повторном прослушивании, отвечать на вопросы по картинке. Развитие диалогической речи, зрительного внимания. Формирование целостного впечатления об изображенном на картине – беседа по картине «Собака со щенятами» (рис. 25).
| 1 |
39 |
| - Развитие слухового внимания. Работа над слоговой структурой слова, развитие умения выделять и отхлопывать ударный слог в слове – упр. «Хлопки».
- Формирование грамматического строя речи, различение и употребление единственного и множественного числа имен существительных женского рода в именительном падеже. Развитие зрительного внимания. Актуализация словаря по теме – лото «Один – много» (рис. 26,27).
| 1 |
40 |
| - Формирование грамматического строя речи. Обучение правильному употреблению местоимений с предлогом у. Обучение узнаванию предметов по их словесному описанию. Актуализация словаря по теме. Развитие зрительного и слухового внимания – упр. «У кого?» (рис. 26).
- Обучение сравнению предметов, заметно различающихся по величине и высоте. Соотнесение признака со словесным описанием. Развитие зрительного восприятия, мышления – лото «Большой – маленький».
| 1 |
МАРТ |
41 | Мамин праздник | - Формирование умения отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку «Что делает мама?» (рис. 28). Развитие диалогической речи и зрительного внимания.
- Обучение рассказыванию по сюжетной картинке (рис. 28). Развитие зрительного и слухоречевого внимания, памяти.
- Дальнейшее пополнение словарного запаса существительными. Развитие слухового внимания. Обучение детей узнаванию предметов по словесному описанию. Работа над слоговой структурой слова (отстукивание ударного слога в словах) – упр. «Подарок маме» с опорой на предметные картинки (рис. 29).
| 1 |
42 | Домашние животные (продолжение) | - Развитие диалогической речи. Формирование умения отвечать на вопросы с опорой на картинку. Обогащение активного словаря детей наречиями, обозначающими местонахождение предмета: вот, тут, здесь, там. Формирование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (котята, котёнок). Образование глаголов 3-го лица единственного и множественного числа (играет, играют). Формирование целостного впечатления об изображенном на сюжетной картинке – беседа по картинке «Кошка с котятами» (рис. 30).
- Формирование длительного плавного речевого выдоха. Развитие речевого слуха. Развитие интонационной выразительности на материале звукоподражаний. Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза – упр. «Кто в домике живет?»
| 1 |
43 |
| - Развитие импрессивной речи. Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов: предлоги на, у; наречия слева, справа – игры «Кто за забором?», «Кто где?»
- Развитие слухоречевой памяти, зрительного внимания. Развитие диалогической речи, умения понимать простые вопросы и отвечать на них – чтение логопедом русской народной сказки «Репка».
| 1 |
44 | Дикие птицы | - Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками («фигурный» разрез). Формирование обобщающего понятия дикие птицы в импрессивной речи – игра с разрезными картинками.
- Развитие речевого слуха. Упражнение в узнавании и различении звуковых сигналов, состоящих из 3-5 звуков – упр. «Кто кричит?»
| 1 |
45 |
| - Развитие импрессивной речи, различение противоположных по значению прилагательных большой – маленький. Развитие слухового внимания. Воспроизведение интонационно-ритмического рисунка слов голубь, ворона – упр. «Большой-маленький» (рис. 33)
- Формирование грамматического строя речи, согласование местоимений мой, моя с существительными – упр. «Моя птица» (рис. 33).
| 1 |
46 |
| - Формирование грамматического строя, образование и различение глаголов 3-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения, а также вопросов к этим глаголам: что делает? что делают? Развитие зрительного внимания - упр. «Что делают?»
- Развитие речевого слуха, зрительного внимания. Формирование умения отвечать на вопросы по прочитанной сказке с опорой на картинку. Развитие диалогической речи. Развитие умения пересказывать содержание сказки (с помощью логопеда и со тзрительной опорой) – чтение логопедом сказки В. Сутеева «Яблоко»
| 1 |
47 |
| - Развитие активного словаря, закрепление в речи числительных один, два, три. Формирование грамматического строя речи, согласование числительных один, два, три с существительными мужского и женского рода. Развитие элементарных математических представлений, закрепление навыка счета в пределах трёх – лото «Один, два, три» (рис. 33-35).
- Формирование грамматического строя речи: конструкции с предлогами на, в. Обучение пониманию двухступенчатых инструкций – упр «Кто где?»
| 1 |
48 |
| - Развитие зрительного внимания. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению личного местоимения с предлогом : у меня – упр. «У меня».
- Формирование фонематического восприятия, различение близких по артикуляции гласных звуков О – У – упр. «Разноцветные флажки».
| 1 |
49 | Дикие животные | - Формирование обобщающего понятия дикие животные (в импрессивной речи). Пополнение активного словаря существительными – названиями животных. Развитие диалогической речи, обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам. Развитие зрительного внимания – беседа по сюжетным картинкам (рис. 36).
- Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками (фигурный разрез) – игра с разрезными картинками.
| 1 |
АПРЕЛЬ |
50 | Дикие животные | - Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов. Воспроизведение интонационно-ритмического рисунка слов. Развитие зрительного внимания – упр. «Кто кричит?»
- Обучение слушанию сказки (с опорой на картинки), развитие умения понимать простые вопросы и отвечать на них. Развитие зрительного внимания – чтение логопедом русской народной сказки «Колобок».
| 1 |
51 |
| - Развитие зрительного внимания. Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения, а также вопросов к этим глаголам: что делает? что делают? – упр. «Что делают?» (рис. 36, 37).
- Развитие активного словаря, закрепление в речи числительных один, два, три. Формирование грамматического строя речи, согласование числительных один, два, три с существительными мужского и женского рода. Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счета в пределах трех). Развитие зрительного восприятия. – лото «Один, два, три» (рис. 36-38).
| 1 |
52 |
| - Развитие фонематического восприятия, различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком: мишка-миска. Лиза-лиса, майка-зайка, белка-булка, ёж-нож – упр. «Разноцветные флажки».
- Формирование грамматического строя речи (понимание конструкций с предлогами на, в, у). Обучение пониманию двухступенчатых инструкций. Развитие зрительного восприятия – упр. «Кто где?», игра «Кто за деревом?» (рис. 39,40).
| 1 |
53 | Транспорт | - Уточнение и обогащение словаря. Формирование обобщающего понятия транспорт в импрессивной речи. Обучение пониманию пространственных отношений, выраженных предлогами на, в, у – упр. «Что где?» (рис. 41,42).
- Развитие слухового внимания. Воспроизведение хлопками интонационно-ритмического рисунка слов: трамвай, такси, метро, лодка, машина. Актуализация словаря по теме.
| 1 |
54 |
| - Формирование грамматического строя речи, обучение согласованию подлежащего и сказуемого в форме глагола 3-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения. Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение глагольного словаря – упр. «Что делает?».
- Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками (фигурный разрез).
| 1 |
55 |
| - Развитие активного словаря, закрепление в речи числительных один, два, три. Формирование грамматического строя речи, согласование числительных один, два, три с существительными мужского и женского рода. Развитие элементарных математических представлений. Развитие зрительного восприятия – лото «Один, два, три» (рис. 41-43).
- Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса – упр. «Пароходы».
| 1 |
56 |
| - Развитие зрительного внимания. Актуализация словаря по теме. Формирование грамматического строя речи, согласование местоимений мой, моя с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже – лото «Мой-моя» (рис. 41,42).
- Развитие слухоречевого внимания. Обучение пониманию вопросов, заданных по сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи, зрительного внимания – составление предложений по сюжетным картинкам (рис. 43).
| 1 |
57 |
| - Расширение экспрессивного словаря (части машины): кабина, кузов, капот, фары, колеса.
- Развитие зрительного восприятия. Закрепление знания 4-х основных цветов и умения различать их. Актуализация словаря по теме – д/и «Разноцветный транспорт».
| 1 |
58 | Лето. Цветы. | - Развитие зрительного внимания. Закрепление умения группировать предметы по признакам. Расширение пассивного словаря (существительные – названия цветов: одуванчик, ромашка, мак, лютик, кошка, колокольчик). Формирование представлений о цветах, их характерных признаках. Закрепление знания основных цветов и умения их различать – д/и «Соберем букет для мамы».
- Развитие оптико-пространственной функции, конструктивного праксиса, мелкой моторики. Обогащение словаря (существительные – названия частей растения: стебель, листья, цветок).
| 1 |
МАЙ |
59 | Лето. Цветы. | - Воспитание речевого слуха, фонематических представлений, обучение различению существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком – упр. «Слушай внимательно» (мак, лак, рак, мак, мал, Мук, мак, Машка, кашка, Сашка, кашка).
- Развитие зрительного внимания. Формирование грамматического строя речи, образование формы родительного падежа существительных с предлогом у – упр. «У кого что?»
| 1 |
60 |
| - Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками (фигурный разрез).
- Развитие зрительного внимания. Обучение пониманию вопросов по сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи. Использование глаголов 3-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения в речи – составление предложений по сюжетным картинкам (рис. 45).
| 1 |
61 | Лето. Насекомые. | - Развитие слухового и зрительного внимания. Воспитание сосредоточенности и выдержки. Формирование обобщающего понятия насекомые (в импрессивной речи). Обогащение словаря (названия насекомых, частей тела насекомых) – чтение логопедом сказки В. Сутеева «Кораблик» (рис. 46).
- Актуализация словаря по теме. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками (фигурный разрез) – жук, бабочка, муравей, стрекоза.
| 1 |
62 |
| - Формирование грамматического строя речи, обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами на, в, у и наречиями вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева – д/и « Бабочка и цветок».
- Развитие слухового внимания. Формирование навыка слогового анализа слов – упр. «Похлопаем» (упражнение в отхлопывании ударных слогов в словах – названиях насекомых.
| 1 |
63 | Лето. Игры. | - Развитие зрительного внимания. Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам «Летние игры» (рис. 47). Развитие диалогической речи.
- Развитие зрительного внимания, наблюдательности. Контроль за правильным диафрагмальным дыханием, выработка плавной воздушной струи – игра на развитие дыхания.
| 1 |
64 |
| - Развитие зрительного внимания. Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам «Летом на речке» (рис. 48).
- Развитие оптико-пространственной функции, развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, обучение составлению изображения предмета по образцу из резиночек на математическом планшете – упр. «Соберем кораблики».
| 1 |
Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Результаты освоения программы коррекционной работы определяются состоянием компонентов языковой системы и уровнем речевого развития (I уровень; II уровень; III уровень, IV уровень, ФФН), механизмом и видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание), структурой речевого дефекта обучающихся с ОНР, наличием либо отсутствием предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных последствий (дисграфия, дислексия, дискалькулия в школьном возрасте).
Общими ориентирами в достижении результатов коррекционной работы по данной программе являются:
- сформированность фонетического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления;
- совершенствование лексического, морфологического (включая словообразовательный), синтаксического, семантического компонентов языковой способности;
- овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой деятельности;
- сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным правилам; сформированность социально-коммуникативных навыков;
- сформированность психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих в будущем овладение чтением и письмом.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Уровень речевого развития дошкольников необходимо выявлять в начале и конце учебного года.
Для обследования используется пособие О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» (Москва, Каисса, 2008г.).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды логопедических кабинетов МБДОУ № 254.