Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Морозова Юлия Викторовна

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
        Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
       Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
        Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

         Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых результатов.  По многим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
    Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям, воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп, но и учителям начальных классов.

           Конечно, работу над развитием мелкой моторики рук не поздно начинать 7 лет, но лучше, если эта работа будет начата с самого рождения. .

           Подготовительную работу по развитию мелкой моторики к обучению письму с 3-4 лет.

               Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Сначала нужно подготовить мышцы рук, а не вкладывать в неуклюжую и слабую руку ребенка карандаш и мучиться.

                Первые успехи вызовут раздражение и даже разочарование. Необходимо научиться самим и ребенка радоваться даже таким победам, пусть и не очень ярким, поддерживать интерес к упражнениям и играм.

                 Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание,  сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по  подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). И многое другое. Все ограничивается только фантазией самих родителей.

                   При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие педагогические принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. Например, в 2-3 года мы не можем требовать от ребенка застегивания молний или завязывание шнурков, резать ножницами и т.д.

- при предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка;

- для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время, в перерыве использование физкультминутки;

- время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякают: до 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.                         

                   Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге "Психомоторика" (М.: 1931) предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошколь­ников, которые просты в применении, ин­формативны по содержанию и, как свиде­тельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Возьмем только задания для рук.


          Задания для детей 4 лет:

1.  "Пальчик с носиком здороваются".
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и кос­нуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последова­тельности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельству­ет о незрелости его координационных меха­низмов и несоответствии возрастной норме.

 

2.  "Уложи монеты в коробку".
На стол ставится картонная коробка раз­мером 10x10 см, перед которой на расстоя­нии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уло­жить как можно быстрее все монеты по од­ной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается пра­вильность и время выполнения: для веду­щей руки - 15 секунд, для другой - 20 се­кунд.

 

3.  "Нарисуй пальцами кружочки".
В течение 10 секунд указательными паль­цами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе оди­наковые круги любого размера (руки дви­жутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, ес­ли ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

 

4. "Давай поздороваемся" (задание на оценку механизмов автоматизации движе­ний ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - "поздоро­ваемся"; 6) сначала правую руку, потом ле­вую; в) обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с "приветствием" - это норма. На низкий уро­вень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжи­мает кисть противоположной руки; припод­нимает плечи; открывает рот и т.п.

               Оригинальный "пальцевый" тест был предложен в конце 90-х годов исследова­телем-врачом A.M. Мустафиным для опре­деления "бюджета способностей" ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с ми­зинцем. "Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше "бюджет" мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом", - пишет A.M. Мустафин.

                На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красиво­му письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим те­лом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только де­ти с очень хорошей координацией.

 

                  Для начала, родителям можно порекомендовать следующие задания:

                  Родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить:

- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;
- упражнения на сгибание и разгибание пальцев;
- перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;
- пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока» , «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями (Приложение 1).

 

             Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

             Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
             Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

 

                    Родителям детей 5-7 лет и первоклассников для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- запускать пальцами мелкие «волчки»;
- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером   заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- завязывать узелки на шнурке, веревке;
- застегивать (расстёгивать) пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

- выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию; (Приложение 2)
- мять руками поролоновые шарики, губки;
- рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях; (Приложение 3)
- резать (вырезать) ножницами;
- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
- выполнять аппликации.

       Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

- перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

- уход за срезанными и живыми цветами; 

- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

- разбор круп и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников  

        Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
        Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
       Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
        Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

         Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых результатов.  По многим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
    Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям, воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп, но и учителям начальных классов.

           Конечно, работу над развитием мелкой моторики рук не поздно начинать 7 лет, но лучше, если эта работа будет начата с самого рождения. .

           Подготовительную работу по развитию мелкой моторики к обучению письму с 3-4 лет.

               Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Сначала нужно подготовить мышцы рук, а не вкладывать в неуклюжую и слабую руку ребенка карандаш и мучиться.

                Первые успехи вызовут раздражение и даже разочарование. Необходимо научиться самим и ребенка радоваться даже таким победам, пусть и не очень ярким, поддерживать интерес к упражнениям и играм.

                 Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание,  сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по  подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). И многое другое. Все ограничивается только фантазией самих родителей.

                   При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие педагогические принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. Например, в 2-3 года мы не можем требовать от ребенка застегивания молний или завязывание шнурков, резать ножницами и т.д.

- при предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка;

- для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время, в перерыве использование физкультминутки;

- время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякают: до 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.                          

                   Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге "Психомоторика" (М.: 1931) предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Возьмем только задания для рук.


          Задания для детей 4 лет:

1.  "Пальчик с носиком здороваются". 
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2.  "Уложи монеты в коробку". 
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3.  "Нарисуй пальцами кружочки". 
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. "Давай поздороваемся" (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). 
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - "поздороваемся"; 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с "приветствием" - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

               Оригинальный "пальцевый" тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M. Мустафиным для определения "бюджета способностей" ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. "Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше "бюджет" мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом", - пишет A.M. Мустафин.

                На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

                  Для начала, родителям можно порекомендовать следующие задания:

                  Родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить:

- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;
- упражнения на сгибание и разгибание пальцев;
- перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;
- пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока» , «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями (
Приложение 1).

             Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

             Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
            Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

                    Родителям детей 5-7 лет и первоклассников для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- запускать пальцами мелкие «волчки»;
- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером   заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- завязывать узелки на шнурке, веревке;
- застегивать (расстёгивать) пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

- выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию; (Приложение 2)
- мять руками поролоновые шарики, губки;
- рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
(Приложение 3) 
- резать (вырезать) ножницами;
- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
- выполнять аппликации.

       Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

- перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

- уход за срезанными и живыми цветами;  

- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

- разбор круп и т.д.

Приложение 1

                                                     ЧЕРВЯЧКИ

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: "Вот и обед!"

Глядь - а червячков уж нет!

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

                                                     ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу / коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.



Флажок

Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

Очки

Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

Бинокль

Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотреть в «бинокль».

Мостик

Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.

Кораблик

Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.

Елка

Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу.

Приложение 2

Что за палочки такие? 

Из счетных палочек выкладываем узоры по образцу. Затем убрать образец и попросить выложить узор по памяти.

                              Снежинка                                                Звездочка                        

                          Солнышко                                                        Домик

                        Флажок                                                              Елочка

Можно закреплять геометрические фигуры, цифры, буквы и т.д.

       Ромб                                 Треугольник                                    Квадрат       

 

Цифра 2                                        Цифра 3                                       Цифра 5    

    Буква А                                Буква Г                             Буква З            

         

Приложение 3

           Дети охотно раскрашивают картинки, заштриховывают по образцу, обводят клеточки в тетрадных листах. Им интереснее выполнять эту работу простыми и цветными карандашами, что превращает занятие в интересную игру. Упражнения по обводке контуров предметов, рисовании по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” – эти упражнения выполняются только простым карандашом.

ЯблокоГруша

Рисование по клеточкам

Копирование рисунка по точкам

Обводить рисунок по точкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка призвана помочь логопедам-практикам в развитии мелкой моторики у детей-дошкольников....

Методическая разработка на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГОВ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Нетрадиционное использование аналогов Монтессори-Материалов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжен...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников

      Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проход...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности. деятельности. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно ...

Рекомендации родителям "Занимательные задания, игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".

В этой статье рассказывается о том, как важно развивать мелкую моторику рук у дошкольников. Даются примеры игр, заданий и игровых упражнений по данной теме....

рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы пров...