Конспект занятия в старшей логопедической группе "Приключение в подводном царстве"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Мильбергер Ольга Яколевна

Конспект занятия предназначенный для детей старшей группы. В конспекте затрагиваеться тема обетателей моря. В конспекте представлены задания  на развитие грамматического строя речи, связной речи, развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления, общих речевых навыков, мелкой и общей моторики, на развитие навыков слогового анализа.  Дидактический материал (загадки, пальчиковая гимнастика, речь с движением, опытно-эксперементальная деятельность) могут быть использованы педагогами, работающими в массовых  детских  садах, и родителями дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morkie_zhivotnye_gotovyy.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Приключение в подводном царстве

Для детей старшей логопедической группы

Автор: Мильбергер О.Я.

Санкт-Петербург 2015г.


Цель: расширение, уточнение и активизация словаря  о морских обитателях их образе жизни, повадках.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- Активизация словаря по теме: «Морские обитатели»

- Совершенствование  грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование  существительных с числительными; употребление предложно-падежных конструкций: предлоги за, под, над, перед, между; закрепление навыков образования и употребления глагольных форм с существительными в роде, числе и падеже)

- совершенствование навыков  слогового и языкового анализа

Коррекционно-развивающие:

-развитие связной речи;

- развитие зрительного и слухового восприятия

- развитие логического мышления;

- развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса

- развитие мелкой и общей  моторики

- развитие диалогической  речи;

- развитие воображения и фантазии

Воспитательные :

- воспитание  умения  внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;

- воспитание целеустремленности, настойчивости;

- воспитание экологической культуры (учить охранять окружающую среду);

- воспитание  коммуникативных  качеств.

Методы и приемы:

- Наглядный  (показ, демонстрация)

- словесный (беседы, загадки, диалоги, небылицы, рассказы-описания)

- игровые (дидактические игры, настольно печатные, пальчиковые игры, сюрпризный момент)

- опытно-экспериментальная деятельность

Педагогические технологии:

- интеграция деятельности специалистов (логопед  - воспитатель)

Интегрируемые образовательные области

«Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Здоровьесберегающие»

Оборудование:

-ковралин;

- ширма (1 шт) фон моря; с изображениями морских обитателей;

- мольберт ( дидактическое пособие с изображением замка );

-  сундучок

- глиняная бутылка со свитком

-  этажерка

- предметные картинки   (морские обитатели )

- набор игр «Цветная геометрия»

- пластиковые стаканчики, трубочки для коктейлей, морские камешки;

- магнитофон  с СД дисками  со звуками природы (шум моря, океана)

 Форма деятельности:

-совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность.

Предварительная работа:

- коррекционная работа: автоматизация звуков ( с картинками на данную тему)

- П\и: «Море волнуется…» , «Моряки и акула»

- загадки, игра: «Подскажи словечко», стихи о морских обитателях, рассказы Виктора Мороз «Расскажите детям о морских  обитателях»

- раскраски «Жители морей»

- просмотр презентации о морских обитателях «Мир морей и океанов»

- аппликация  «Дельфины» (рваная), рисование «Осьминожки», лепка «Рыбка»

- пазлы «Подводный мир»

Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей. Приветствие.

Логопед:                    Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети:                         Здравствуйте.

Логопед и                 А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.

воспитатель:

                   (Дети встают в круг и говорят слова приветствия)

                              Здравствуй солнце золотое,

                              Здравствуй небо голубое,

                              Здравствуй вольный ветерок,

                              Здравствуй милый мой дружок!

Логопед:                   Присаживайтесь на стульчики и послушайте музыку.

                                     Звучит  аудиозапись «Звуки моря»

Логопед:                  Что вам напоминают эти звуки?

Дети:                        Шум моря, плеск волн, крик чаек….

Логопед:                  Правильно.  А какое бывает море?

Дети:                        Синее, спокойное, глубокое, грозное, волнующее…

Логопед:                   А каких морских обитателей вы знаете?

Дети:                        Кит, медуза, морской конек, кальмар, рыба-шар, акула, пираньи,

                                  дельфины….

Логопед:                  Ребята, а хотите отправиться  в гости к морским обитателям в

                                   подводное  царство?

Дети:                          Да

Логопед:                    А как мы сможем  опуститься на морское дно? Что нам для этого

                                    нужно?

Дети:                          Надеть скафандр, водолазный костюм, нырнуть с аквалангом.

                                    Опустится на подводной лодке.

Логопед:                   Ребята, но у нас вами нет снаряжения,  а без снаряжения мы не

                                   сможем  долго  находиться  под водой.  Что же нам делать?

Дети:                          Превратится в рыбок.

Воспитатель:            Замечательно ребята вы придумали!

                                   Как вы думаете, почему все морские обитатели живут

                                        в  воде и не погибают? Есть ли в воде воздух?

Дети:                         Ответы детей

 Воспитатель:           Давайте отправимся  в лабораторию и на опытах проверим  

                                    и подтвердим  нашу догадку.

                                                      Ход занятия.

                          1.  Опытно-экспериментальная деятельность.

                                                    Опыты:

Воспитатель:                      Подойдите к столу, садитесь на стульчики.

                                             Перед вами стаканчики с водой. Возьмите трубочки,

                                             один конец опустите в воду, а другой, возьмите в рот

                                              и аккуратно подуйте. Что вы наблюдаете?

Дети:                                    Пузыри.

Воспитатель:                       Выньте  трубочки,   возьмите камешек и   опустите

                                              его в стакан с водой. Что вы видите?

Дети:                                    В воде появились пузыри.

Воспитатель:                      Правильно. Пузыри это мелкие частицы воздуха. Воздух  

                                             легче воды, поэтому они поднимаются вверх. Ребята, какой

                                             мы с вами можем сделать вывод?

Дети:                                   В воде есть воздух.

Воспитатель:                       Да, действительно в воде есть воздух.

                                             Все обитатели подводного мира — рыбы, животные,

                                              растения  дышат воздухом, который находится в воде .

                                              Вот почему  они не погибают.

Воспитатель:                      Теперь мы смело можем  отправиться в подводное царство.

                                              Но для того чтобы  превратиться в рыбок, нам сначала

                                             нужно их  сложить  из волшебных фигур и   затем еще          

                                             сказать   волшебные слова.

   (Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат геометрические фигуры)

                                                 

                                               2   Игра: «Собери фигуру»

Воспитатель:                       Подойдите с столам.

                                              Посмотрите, перед нами лежат разные  фигуры.

                                             Назовем их.

Дети:                                   Круги, овалы, треугольники.

Воспитатель:                      Молодцы! Сложите их этих волшебных фигур  рыбок.

                                             Под   звуки природы (море)  

                                                   (Дети собирают рыб)

Воспитатель:                   Из каких фигур вы собрали своих рыб? Начните свой ответ

                                          со слов «Я сложил рыбку из….»

Дети:                               1 ребенок: я сложил рыбку из 2  желтых треугольников и 1синего

                                                           овала.

                                         2 ребенок: я сложил рыбку из 3 красных овалов и 2 зеленых

                                                           треугольников..   и т.д

Воспитатель:                     Какие замечательные, красивые рыбки у вас  получились!

Логопед:                            Теперь мы можем отправиться в путь.

                                            Встанем в круг и  скажем  волшебные слова.  Как только мы их

                                            произнесем,  сразу станем рыбками и окажемся в подводном

                                            царстве.

                                                                                                                                                   (Дети встают в круг ,складывают ладони вместе имитируя рыбку, все вместе произносят слова)
                                           Все мы в рыбок превратились

                                            На дно морское опустились!

                                            Мы отправимся гулять,
                                           Дно морское изучать!

Логопед:                            Посмотрите как здесь красиво! Но где же обитатели?!

 (Около ширмы с изображениями морской звезды, стоит  сундучок, рядом с ним лежит бутылка)

                                   (Логопед показывает детям бутылку)

Логопед:                            Посмотрите, что это?

Дети:                                  Бутылка

Логопед:                            Интересно, кто ее здесь оставил? Давайте  откроем  её  и

                                            посмотрим, что там внутри.

                            (Логопед  открывают бутылку и находят послание)

 Логопед:                           Это послание. Сейчас я прочитаю, что здесь написано.

                                                            ПОСЛАНИЕ

«Дорогие ребята! Мы, жители подводного царства,  просим  вас о помощи! Злая ведьма

нас заманила в свою пещеру, и держит нас в плену. Нас можно освободить, выполнив все её задания.  Помогите нам! »

                                                                     

Логопед:                           Ребята, что случилось с морскими  обитателями?

Дети:                                 Их похитила злая ведьма

Логопед:                           Как мы можем им помочь? И где нам взять задания?

                                           Давайте их поищем!

                         (Дети находят сундучок, в котором находятся задания)                                    

Логопед:                            Какие вы молодцы! Откроем сундучок и посмотрим, что

                                            внутри.  

                                      (Дети достают из сундучка  задание)

                                 

Воспитатель:               Посмотрим, наше 1 задание.

                             3.     «Отгадайте   загадки, и найди отгадки»

                                    Отгадаем мы загадки, а  отгадки будем прикреплять  на  ковралин.

                                  (Дети выполняют задание)

                            Вот просторы океана

                            Бороздит гора с фонтаном,

                            Бьёт хвостом, вода кипит

                            Проплывает важно...(кит)

                           Зонтик жжётся как крапива.

                           Зонтик плавает в воде.

                           Если тронешь — быть беде! (медуза)

                           Друг за другом мчится стая,

                           Волны телом разрезая

                           То хвосты, то снова спины,

                           Все вперед плывут … (дельфины)

                            Есть лошадка, что не пашет,

                            И-го-го она не скажет,

                           Молча проплывет в воде

                           Спрячется в морской траве,

                            То ли рыба, толь зверёк? Кто это? (морской конек)

                           Ты со мною незнаком?

                           Я живу на дне морском,

                            Голова и восемь ног-

                            Вот и весь я - …. (осьминог)

                            С неба звездочка упала,

                            В океан она попала.

                            И теперь там круглый год

                            Не спеша по дну ползет   ( морская звезда)

                            Над водой взметнулась глыба –

                            Это очень злая рыба,

                            Показала свой плавник

                            И опять исчезла вмиг           (акула)

Воспитатель:                           Молодцы! Садимся на стульчики.

                                                 4.  Игра: « Скажи кто где?»

Логопед:                  Посмотрите, как интересно выстроились морские обитатели.

                                  Скажите мне,  кто находится перед дельфином?

                                   Кто находится за китом?

                                   Кто находится между медузой и акулой? и т.д.

Логопед:                    Посмотрим, ребята,  следующее задание .

                      (Дети достают из сундучка 2 задание, логопед  читает его)

                                     5.  Игра:  «Рассели обитателей»

  Логопед:                  Это замок морской  ведьмы, куда она заманила  морских обитателей.

                                    В её замке 3 этажа (на 1 этаже – слова с 1- м слогом

                                     на 2 этаже – слова с 2 -мя слогами, на 3 этаже слова с

                                    3 -мя слогами).  Если мы правильно расселим обитателей, она их                                        

                                    отпустит. Я вам буду показывать  картинку морского обитателя,

                                    а вы будите называть его, прохлопывать слово и называть  

                                    количество слогов.

 (Дети    прохлопывают слова, определяют количество слогов и расставляют картинки на нужный этаж)

                                         

Воспитатель:             Заглянем в сундучок и возьмем следующее задание

                       (Дети достают из сундучка 3  задание, воспитатель  читает его)

Воспитатель:             Морская ведьма хочет узнать, как хорошо ли вы знаете морских

                                    обитателей. Отвечайте на мои вопросы только «да» или «нет».

                                               6.  Игра «Это правда или нет?»

  1. У летающих морских ежей
    Восемь ног и шесть ушей. ( Нет)
  2. Голова и 8 ног

Может это осьминог?    (Да)

  1. Две голодные медузы
    Ели в море кукурузу.  (Нет)
  2. Полосатая акула,
    носит свитер из велюра?  ( Нет)
  3. Весь свой век огромный кит
    В море ест и в море спит?    (Да)
  4. Под водой на дне морском
    Скат питается песком?  (Нет)
  5. Рыба умная дельфин 
    Есть не станет апельсин.   (Да)

Воспитатель:                            Давайте немного  отдохнем.

                7.   Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг?

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конёк сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А вот это -  рыба шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Делают ладошку у лба «козырьком»

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Разводят ладони в стороны

Волнообразные движения ладонями вперед

Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки. Двигаются навстречу друг другу. Скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в сторону.

Соединить пальцы обеих рук в форме шара

Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения  пальцами рук.

Логопед:             Мы с вами замечательно отдохнули, но нам надо быстрее освободить

                             морских обитателей. Посмотрим, есть ли еще задания?

Дети:                   Да, есть.

                      (Дети достают из сундучка 4  задание, логопед  читает его)        

Логопед:              Чтобы освободить морских обитателей нам надо  выполнить

             8.Составление описательного рассказа о морских обитателях.

                             Еще одно задание. Рассказать о них. Я начну историю, а вы

                              продолжайте.

                             Жили- были в подводном царстве морские обитатели…

Дети:             1 ребенок:   

                      Там жил морской конек. Это морская рыба, похожа на доброго дракончика,

                       любит жить в зарослях морских водорослей. Он похож на шахматную

                       фигурку.  Свое название он получил потому, что он  по виду

                       напоминает лошадь.

                        2 ребенок:

                      Там жил кит. Это самое большое животное в мире. Синий кит  - самый

                       крупный из китов.  Когда он плавает, в море виден фонтанчик воды,

                       потому что ноздри кита расположены на макушке.

                       3 ребенок:  

                      Там жила морская звезда. Любопытное морское существо. У нее грубая,

                       жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. На брюшке находятся

                      ножки с присосками , они помогают ей передвигаться.
                     
4 ребенок: 

                      Там жил осьминог. Это моллюск, у которого восемь ног –щупальцами. Они

                       умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми

                       или серо-зеленым.

                       5 ребенок:

                       Там жила акула. Это крупная хищная рыба. Часто их называют  злыми и

                        опасными. Это большие, быстрые рыбы. Зубы акулы очень острые и

                       расположены в 3ряда.
                     
6 ребенок:

                       Там жили дельфины. Дельфины самые разумные обитатели моря. Они умеют

                        говорить на своем языке. Могут подражать речи человека и животного.

                        Когда их кормят, они издают звуки похожие на «Мяуканье кошки» .

                       7 ребенок:

                       Там жили медузы. Медузы бывают разных размеров и цветов. Они свободно

                        плавают в море.  Некоторые из них живут на большой глубине. Медузы

                        могут быть ядовитыми.

                       

Логопед:                 Вы замечательно рассказали о морских обитателях! Теперь назовем

                                 какие они?

           

                                      9    Игра: «Какой ? Какая?» 

Логопед:                     Скажите, какими бывают морские обитатели? Кит какой?

Дети:                           Большой, огромный, громкий….

Логопед:                     Акула какая?

Дети:                           Зубастая, опасная, кровожадная, быстрая, злая….

Логопед:                     Медуза какая?

Дети:                           Красивая, опасная, мягкая….

Логопед:                     Дельфин  какой?

Дети:                           Умный, быстрый, красивый, добрый….

Логопед:                      Осьминог какой?

Дети:                            Ловкий, быстрый, скользкий, ….

Логопед:                      Морская звезда какая?

Дети:                            Разноцветная, яркая, колючая, красивая….

Логопед:                        Ребята, сундучок пуст, значит, мы с вами выполнили все задания

                                        освободили морских обитателей от чар злой ведьмы. Давайте

                                        полюбуемся на них, пожелаем им счастливого плавания и

                                        попрощаемся с ними.

 (Дети прощаются с морскими обитателями. Логопед отдает сундучок воспитателю)

                                          Вот и наше с вами путешествие походит

                                          к концу  и нам нужно возвращаться обратно домой.

                                    Для этого снова произнесем  волшебные слова:                                    

                               Море волнуется раз,

                               Море волнуется два,

                               На берег нас всех

                              Выносит волна!

                              Рыбки, рыбки покружитесь

                              Снова в деток  превратитесь!

Заключительный момент.

Логопед:                                Вот мы и дома.

                                                Вам понравилось наше морское путешествие?

Дети:                                        Да.

Логопед:                                 А какие задания вам больше всего понравились? Что

                                                 нового вы узнали?

Дети:                                        Отгадывать смешные небылицы, загадки о морских

                                                  животных, ставить интересные  опыты.

Логопед:                                  Ребята посмотрите, а сундучок то остался!? Заглянем

                                                  в него.  

                  (Дети находят в сундучке угощение – золотые монетки)

 Воспитатель:                       Наверно это морские животные  решили, отблагодарить

                                                вас,  за своё спасение. . И приготовили сюрприз.

                                               Молодцы, ребята! Помогли морским обитателям,  

                                                Выручили  их из беды, разгадали все сложные задания

                                                морской ведьмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе "Путешествие в подводное царство"

Конспект интегрированного занятия (физическое воспитание и экология) для старшей группы....

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Путешествие в Царство Логики»

Цель:- Закрепить счёт в пределах  десяти (прямой, обратный.)-Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить ориентироваться в пространстве, слева, справа, снизу, вверху, в середине.-...

Конспект занятия в старшей группе- путешествие в «Грибное царство».

Цели: Продолжать знакомить детей с грибами (внешний вид, где растут, их свойства, чем отличаются), уточнять необходимые условия для роста грибов, обогащать словарный запас детей...

Открытое занятие в старшей логопедической группе на тему: "Царство диких зверей"

Открытое занятие в старшей логопедической группе «Царство диких зверей» Занятие в старшей группе актуализирует знания детей по теме «Царство диких животных». Комплексный подход к занятию развивает св...

Занятие в старшей группе "Путешествие в подводное царство"

Занятие для детей в старшей группе. Дети подключают фантазию, задействуют свои творческие способности, делая групповую коллаж-аппликацию на тему подводного мира...

Конспект занятия по рисованию в ясельной группе.,,Подводное царство"

Цель: Закрепления умения рисовать водоросли  ватными палочками; формировать умения выполнять ритмические  движения  под музыку....