Конспект занятия в старшей логопедической группе "Приключение в подводном царстве"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия предназначенный для детей старшей группы. В конспекте затрагиваеться тема обетателей моря. В конспекте представлены задания на развитие грамматического строя речи, связной речи, развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления, общих речевых навыков, мелкой и общей моторики, на развитие навыков слогового анализа. Дидактический материал (загадки, пальчиковая гимнастика, речь с движением, опытно-эксперементальная деятельность) могут быть использованы педагогами, работающими в массовых детских садах, и родителями дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morkie_zhivotnye_gotovyy.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Приключение в подводном царстве
Для детей старшей логопедической группы
Автор: Мильбергер О.Я.
Санкт-Петербург 2015г.
Цель: расширение, уточнение и активизация словаря о морских обитателях их образе жизни, повадках.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- Активизация словаря по теме: «Морские обитатели»
- Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с числительными; употребление предложно-падежных конструкций: предлоги за, под, над, перед, между; закрепление навыков образования и употребления глагольных форм с существительными в роде, числе и падеже)
- совершенствование навыков слогового и языкового анализа
Коррекционно-развивающие:
-развитие связной речи;
- развитие зрительного и слухового восприятия
- развитие логического мышления;
- развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
- развитие мелкой и общей моторики
- развитие диалогической речи;
- развитие воображения и фантазии
Воспитательные :
- воспитание умения внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
- воспитание целеустремленности, настойчивости;
- воспитание экологической культуры (учить охранять окружающую среду);
- воспитание коммуникативных качеств.
Методы и приемы:
- Наглядный (показ, демонстрация)
- словесный (беседы, загадки, диалоги, небылицы, рассказы-описания)
- игровые (дидактические игры, настольно печатные, пальчиковые игры, сюрпризный момент)
- опытно-экспериментальная деятельность
Педагогические технологии:
- интеграция деятельности специалистов (логопед - воспитатель)
Интегрируемые образовательные области
«Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Здоровьесберегающие»
Оборудование:
-ковралин;
- ширма (1 шт) фон моря; с изображениями морских обитателей;
- мольберт ( дидактическое пособие с изображением замка );
- сундучок
- глиняная бутылка со свитком
- этажерка
- предметные картинки (морские обитатели )
- набор игр «Цветная геометрия»
- пластиковые стаканчики, трубочки для коктейлей, морские камешки;
- магнитофон с СД дисками со звуками природы (шум моря, океана)
Форма деятельности:
-совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность.
Предварительная работа:
- коррекционная работа: автоматизация звуков ( с картинками на данную тему)
- П\и: «Море волнуется…» , «Моряки и акула»
- загадки, игра: «Подскажи словечко», стихи о морских обитателях, рассказы Виктора Мороз «Расскажите детям о морских обитателях»
- раскраски «Жители морей»
- просмотр презентации о морских обитателях «Мир морей и океанов»
- аппликация «Дельфины» (рваная), рисование «Осьминожки», лепка «Рыбка»
- пазлы «Подводный мир»
Организационный момент.
Эмоциональный настрой детей. Приветствие.
Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
Логопед и А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.
воспитатель:
(Дети встают в круг и говорят слова приветствия)
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй милый мой дружок!
Логопед: Присаживайтесь на стульчики и послушайте музыку.
Звучит аудиозапись «Звуки моря»
Логопед: Что вам напоминают эти звуки?
Дети: Шум моря, плеск волн, крик чаек….
Логопед: Правильно. А какое бывает море?
Дети: Синее, спокойное, глубокое, грозное, волнующее…
Логопед: А каких морских обитателей вы знаете?
Дети: Кит, медуза, морской конек, кальмар, рыба-шар, акула, пираньи,
дельфины….
Логопед: Ребята, а хотите отправиться в гости к морским обитателям в
подводное царство?
Дети: Да
Логопед: А как мы сможем опуститься на морское дно? Что нам для этого
нужно?
Дети: Надеть скафандр, водолазный костюм, нырнуть с аквалангом.
Опустится на подводной лодке.
Логопед: Ребята, но у нас вами нет снаряжения, а без снаряжения мы не
сможем долго находиться под водой. Что же нам делать?
Дети: Превратится в рыбок.
Воспитатель: Замечательно ребята вы придумали!
Как вы думаете, почему все морские обитатели живут
в воде и не погибают? Есть ли в воде воздух?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Давайте отправимся в лабораторию и на опытах проверим
и подтвердим нашу догадку.
Ход занятия.
1. Опытно-экспериментальная деятельность.
Опыты:
Воспитатель: Подойдите к столу, садитесь на стульчики.
Перед вами стаканчики с водой. Возьмите трубочки,
один конец опустите в воду, а другой, возьмите в рот
и аккуратно подуйте. Что вы наблюдаете?
Дети: Пузыри.
Воспитатель: Выньте трубочки, возьмите камешек и опустите
его в стакан с водой. Что вы видите?
Дети: В воде появились пузыри.
Воспитатель: Правильно. Пузыри это мелкие частицы воздуха. Воздух
легче воды, поэтому они поднимаются вверх. Ребята, какой
мы с вами можем сделать вывод?
Дети: В воде есть воздух.
Воспитатель: Да, действительно в воде есть воздух.
Все обитатели подводного мира — рыбы, животные,
растения дышат воздухом, который находится в воде .
Вот почему они не погибают.
Воспитатель: Теперь мы смело можем отправиться в подводное царство.
Но для того чтобы превратиться в рыбок, нам сначала
нужно их сложить из волшебных фигур и затем еще
сказать волшебные слова.
(Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат геометрические фигуры)
2 Игра: «Собери фигуру»
Воспитатель: Подойдите с столам.
Посмотрите, перед нами лежат разные фигуры.
Назовем их.
Дети: Круги, овалы, треугольники.
Воспитатель: Молодцы! Сложите их этих волшебных фигур рыбок.
Под звуки природы (море)
(Дети собирают рыб)
Воспитатель: Из каких фигур вы собрали своих рыб? Начните свой ответ
со слов «Я сложил рыбку из….»
Дети: 1 ребенок: я сложил рыбку из 2 желтых треугольников и 1синего
овала.
2 ребенок: я сложил рыбку из 3 красных овалов и 2 зеленых
треугольников.. и т.д
Воспитатель: Какие замечательные, красивые рыбки у вас получились!
Логопед: Теперь мы можем отправиться в путь.
Встанем в круг и скажем волшебные слова. Как только мы их
произнесем, сразу станем рыбками и окажемся в подводном
царстве.
(Дети встают в круг ,складывают ладони вместе имитируя рыбку, все вместе произносят слова)
Все мы в рыбок превратились
На дно морское опустились!
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Логопед: Посмотрите как здесь красиво! Но где же обитатели?!
(Около ширмы с изображениями морской звезды, стоит сундучок, рядом с ним лежит бутылка)
(Логопед показывает детям бутылку)
Логопед: Посмотрите, что это?
Дети: Бутылка
Логопед: Интересно, кто ее здесь оставил? Давайте откроем её и
посмотрим, что там внутри.
(Логопед открывают бутылку и находят послание)
Логопед: Это послание. Сейчас я прочитаю, что здесь написано.
ПОСЛАНИЕ
«Дорогие ребята! Мы, жители подводного царства, просим вас о помощи! Злая ведьма
нас заманила в свою пещеру, и держит нас в плену. Нас можно освободить, выполнив все её задания. Помогите нам! »
Логопед: Ребята, что случилось с морскими обитателями?
Дети: Их похитила злая ведьма
Логопед: Как мы можем им помочь? И где нам взять задания?
Давайте их поищем!
(Дети находят сундучок, в котором находятся задания)
Логопед: Какие вы молодцы! Откроем сундучок и посмотрим, что
внутри.
(Дети достают из сундучка задание)
Воспитатель: Посмотрим, наше 1 задание.
3. «Отгадайте загадки, и найди отгадки»
Отгадаем мы загадки, а отгадки будем прикреплять на ковралин.
(Дети выполняют задание)
Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит
Проплывает важно...(кит)
Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь — быть беде! (медуза)
Друг за другом мчится стая,
Волны телом разрезая
То хвосты, то снова спины,
Все вперед плывут … (дельфины)
Есть лошадка, что не пашет,
И-го-го она не скажет,
Молча проплывет в воде
Спрячется в морской траве,
То ли рыба, толь зверёк? Кто это? (морской конек)
Ты со мною незнаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног-
Вот и весь я - …. (осьминог)
С неба звездочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет ( морская звезда)
Над водой взметнулась глыба –
Это очень злая рыба,
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг (акула)
Воспитатель: Молодцы! Садимся на стульчики.
4. Игра: « Скажи кто где?»
Логопед: Посмотрите, как интересно выстроились морские обитатели.
Скажите мне, кто находится перед дельфином?
Кто находится за китом?
Кто находится между медузой и акулой? и т.д.
Логопед: Посмотрим, ребята, следующее задание .
(Дети достают из сундучка 2 задание, логопед читает его)
5. Игра: «Рассели обитателей»
Логопед: Это замок морской ведьмы, куда она заманила морских обитателей.
В её замке 3 этажа (на 1 этаже – слова с 1- м слогом
на 2 этаже – слова с 2 -мя слогами, на 3 этаже слова с
3 -мя слогами). Если мы правильно расселим обитателей, она их
отпустит. Я вам буду показывать картинку морского обитателя,
а вы будите называть его, прохлопывать слово и называть
количество слогов.
(Дети прохлопывают слова, определяют количество слогов и расставляют картинки на нужный этаж)
Воспитатель: Заглянем в сундучок и возьмем следующее задание
(Дети достают из сундучка 3 задание, воспитатель читает его)
Воспитатель: Морская ведьма хочет узнать, как хорошо ли вы знаете морских
обитателей. Отвечайте на мои вопросы только «да» или «нет».
6. Игра «Это правда или нет?»
- У летающих морских ежей
Восемь ног и шесть ушей. ( Нет) - Голова и 8 ног
Может это осьминог? (Да)
- Две голодные медузы
Ели в море кукурузу. (Нет) - Полосатая акула,
носит свитер из велюра? ( Нет) - Весь свой век огромный кит
В море ест и в море спит? (Да) - Под водой на дне морском
Скат питается песком? (Нет) - Рыба умная дельфин
Есть не станет апельсин. (Да)
Воспитатель: Давайте немного отдохнем.
7. Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! Что ты видишь, милый друг? Здесь прозрачная вода. Плывет морской конёк сюда. Вот медуза, вот кальмар. А вот это - рыба шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. | Делают ладошку у лба «козырьком» Приставляют пальцы колечками у глаз. Разводят ладони в стороны Волнообразные движения ладонями вперед Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки. Двигаются навстречу друг другу. Скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в сторону. Соединить пальцы обеих рук в форме шара Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук. |
Логопед: Мы с вами замечательно отдохнули, но нам надо быстрее освободить
морских обитателей. Посмотрим, есть ли еще задания?
Дети: Да, есть.
(Дети достают из сундучка 4 задание, логопед читает его)
Логопед: Чтобы освободить морских обитателей нам надо выполнить
8.Составление описательного рассказа о морских обитателях.
Еще одно задание. Рассказать о них. Я начну историю, а вы
продолжайте.
Жили- были в подводном царстве морские обитатели…
Дети: 1 ребенок:
Там жил морской конек. Это морская рыба, похожа на доброго дракончика,
любит жить в зарослях морских водорослей. Он похож на шахматную
фигурку. Свое название он получил потому, что он по виду
напоминает лошадь.
2 ребенок:
Там жил кит. Это самое большое животное в мире. Синий кит - самый
крупный из китов. Когда он плавает, в море виден фонтанчик воды,
потому что ноздри кита расположены на макушке.
3 ребенок:
Там жила морская звезда. Любопытное морское существо. У нее грубая,
жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. На брюшке находятся
ножки с присосками , они помогают ей передвигаться.
4 ребенок:
Там жил осьминог. Это моллюск, у которого восемь ног –щупальцами. Они
умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми
или серо-зеленым.
5 ребенок:
Там жила акула. Это крупная хищная рыба. Часто их называют злыми и
опасными. Это большие, быстрые рыбы. Зубы акулы очень острые и
расположены в 3ряда.
6 ребенок:
Там жили дельфины. Дельфины самые разумные обитатели моря. Они умеют
говорить на своем языке. Могут подражать речи человека и животного.
Когда их кормят, они издают звуки похожие на «Мяуканье кошки» .
7 ребенок:
Там жили медузы. Медузы бывают разных размеров и цветов. Они свободно
плавают в море. Некоторые из них живут на большой глубине. Медузы
могут быть ядовитыми.
Логопед: Вы замечательно рассказали о морских обитателях! Теперь назовем
какие они?
9 Игра: «Какой ? Какая?»
Логопед: Скажите, какими бывают морские обитатели? Кит какой?
Дети: Большой, огромный, громкий….
Логопед: Акула какая?
Дети: Зубастая, опасная, кровожадная, быстрая, злая….
Логопед: Медуза какая?
Дети: Красивая, опасная, мягкая….
Логопед: Дельфин какой?
Дети: Умный, быстрый, красивый, добрый….
Логопед: Осьминог какой?
Дети: Ловкий, быстрый, скользкий, ….
Логопед: Морская звезда какая?
Дети: Разноцветная, яркая, колючая, красивая….
Логопед: Ребята, сундучок пуст, значит, мы с вами выполнили все задания
освободили морских обитателей от чар злой ведьмы. Давайте
полюбуемся на них, пожелаем им счастливого плавания и
попрощаемся с ними.
(Дети прощаются с морскими обитателями. Логопед отдает сундучок воспитателю)
Вот и наше с вами путешествие походит
к концу и нам нужно возвращаться обратно домой.
Для этого снова произнесем волшебные слова:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
На берег нас всех
Выносит волна!
Рыбки, рыбки покружитесь
Снова в деток превратитесь!
Заключительный момент.
Логопед: Вот мы и дома.
Вам понравилось наше морское путешествие?
Дети: Да.
Логопед: А какие задания вам больше всего понравились? Что
нового вы узнали?
Дети: Отгадывать смешные небылицы, загадки о морских
животных, ставить интересные опыты.
Логопед: Ребята посмотрите, а сундучок то остался!? Заглянем
в него.
(Дети находят в сундучке угощение – золотые монетки)
Воспитатель: Наверно это морские животные решили, отблагодарить
вас, за своё спасение. . И приготовили сюрприз.
Молодцы, ребята! Помогли морским обитателям,
Выручили их из беды, разгадали все сложные задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в старшей группе "Путешествие в подводное царство"
Конспект интегрированного занятия (физическое воспитание и экология) для старшей группы....
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Подводное царство рыб"
Уточнить знания детей о рыбах....
Конспект занятия в старшей группе Тема: «Путешествие в Царство Логики»
Цель:- Закрепить счёт в пределах десяти (прямой, обратный.)-Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить ориентироваться в пространстве, слева, справа, снизу, вверху, в середине.-...
Конспект занятия в старшей группе- путешествие в «Грибное царство».
Цели: Продолжать знакомить детей с грибами (внешний вид, где растут, их свойства, чем отличаются), уточнять необходимые условия для роста грибов, обогащать словарный запас детей...
Открытое занятие в старшей логопедической группе на тему: "Царство диких зверей"
Открытое занятие в старшей логопедической группе «Царство диких зверей» Занятие в старшей группе актуализирует знания детей по теме «Царство диких животных». Комплексный подход к занятию развивает св...
Занятие в старшей группе "Путешествие в подводное царство"
Занятие для детей в старшей группе. Дети подключают фантазию, задействуют свои творческие способности, делая групповую коллаж-аппликацию на тему подводного мира...
Конспект занятия по рисованию в ясельной группе.,,Подводное царство"
Цель: Закрепления умения рисовать водоросли ватными палочками; формировать умения выполнять ритмические движения под музыку....