Имидж педагога
консультация по логопедии на тему
Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: воспитанники, родители, коллеги по работе. Это профессия типа «человек – человек», к которой относятся политические деятели, работники сферы социального обслуживания, менеджеры, педагогические работники. Это люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Имидж педагога | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Имидж педагога.
Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: воспитанники, родители, коллеги по работе. Это профессия типа «человек – человек», к которой относятся политические деятели, работники сферы социального обслуживания, менеджеры, педагогические работники. Это люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж.
Имидж педагога – это инструментарий, использующий голос, пластику, мимику, внешние данные в качестве воздействия на воспитанников и родителей.
Речь человека — его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении , но и в профессиональной деятельности. особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:
Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
Голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика.
А.С. Макаренко о том, что он стал считать себя настоящим мастером, когда научился говорить "иди сюда" с двадцатью оттенками. Прибавим к этому логическое ударение, которое может в корне изменить смысл одной и той же фразы, и подчеркнем значение паузы в общем логическом строе информативно-речевого воздействия.
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Голос — профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.
Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:
1. Темп речи (быстро-медленно):
Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».
Скороговорки.
Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».
2. Тембр речи (низкий-высокий):
Изображение голосом реплик сказочных героев: «Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет? А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?»
Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.
Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.
3. Ритм речи:
Движение со словом и жестом:
«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)
«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»
Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.
4. Сила голоса (тихо-громко):
Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)
Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот. Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)
5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):
Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».
Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.
6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:
Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.
Рассказывание и чтение сказок с передачей интонацией состояний главных героев: «Как рассердился Михайло Иваныч?», «Как огорчилась Аленушка?», «Как обрадовался волк?».
7. Речевое дыхание:
8. Мимика и жесты:
Сопровождать подходящей по смыслу мимикой стихотворения, сказки.
Подбирать жесты по смыслу фразы, стихотворения, сказки.
Театрализованная деятельность.
Выразительная интонация.
Проговаривание знакомых стихов с разной интонацией:
-Уронили мишку на пол. Сначала без слов, мимически (угадайте, о каком стихотворении идет речь). А затем читаем по очереди с разным выражением: жалобно, деловой стиль, таинственно, радостно, требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно, уныло, удивленно, разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно, образец.
- Идет бычок (так же) .
Дошкольному воспитателю необходимо быть обаятельным. Обаяние - неотъемлемое качество имиджа воспитателя. На лице и во всём внешнем виде у обаятельного воспитателя отражается радость, возбуждаемая видом и обществом детей, ярко светится открытое для них сердце, всегда готовая возвышенная любовь и кротость, соединённая с нравственной силой, способной всё укротить, всё покорить, всё увлечь за собой. Константа обаятельности - одна из обязательных характеристик современного воспитателя во многом определяющей, насколько удачно он выполняет своё профессиональное предназначение.
Современная педагогика считает необходимым для педагога:
Актерское мастерство (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей);
Хорошо поставленный голос (совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств);
Чувство юмора;
Умение одеваться (не ярко и богато, а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по теме: «Слагаемые профессионального имиджа педагога»
Понятие "имидж".Профессиональный имидж педагога.Как сформировать свой имидж?Практические советы (По В. Шепелю)....
Творческая лаборатория для молодых педагогов по теме: "Имидж педагога как условие эффективного взаимодействия с семьями воспитанников"
Творческая лаборатория для молодых педагогов создана с целью теоретической разработки какого - либо материала, апробации его на практике и практического внедрения в образовательный процесс, основная ц...
Имидж педагога, как составляющая часть профессионального стандарта и модельного кодекса профессиональной этики педагога.
«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский1. Профессиональный стандарт педагога: • Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтр...
Имидж педагога дошкольного учреждения, как одна из основных составляющих имиджа учреждения
В статье отражены основные направления по работе над созданием положительное имиджа образовательной организации....
Консультация для педагогов "Имидж педагога"
Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа воспитателя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа воспитателя...
Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»
В методической разработке предлагается вариант ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта "Педагог" , через использование интерактивной формы французская мастерская...
Консультация-практикум для педагогов "Имидж педагога"
Продолжить работу по повышению эффективности имиджевой политики дошкольного учреждения, расширению способов формирования имиджа ДОУ, как ресурса его развития. - Способствовать соверше...