Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "В гости к Нюше"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сараева Татьяна Вячеславовна

конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_nyusha.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

на тему  «В гости к Нюше»

Подготовила: Сараева Татьяна Вячеславовна

Режим проведения: логопедический пункт

Форма проведения: индивидуальное занятие

Речевой статус: ребенок с дизартрией

Продолжительность: 20 минут

Цель: автоматизация  звука [Ш] в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление правильного произношения  звука [Ш] в словах и предложениях;

- закрепление умений в образовании падежных форм существительных, относительных прилагательных, предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательных с существительными;

- активизация  словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы»;

- закрепление умения определять место звука в слове.

Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия, памяти;

- развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук;

Коррекционно – воспитательные:

-  формирование положительной установки на участие в занятии;

-  воспитание доброжелательных отношений, усидчивости.

Оборудование: картинки-символы упражнений артикуляционной гимнастики, картинки «Нюша», «Крош», игры «Нюша и конфеты», «Крош и ромашки», «Крутишка на «Ш», предметные картинки со звуком [ш]: три «вазы»,  образцы тканей.

Ход НОД

Этапы, цель, время

Содержание работы учителя-логопеда

Деятельность детей

Примечание

  1. Оргмомент

(1 мин)

Цель: заинтересовать ребенка на занятие, создать положительный настрой на совместную деятельность

Сегодня нас в гости ждет Нюша.

Картинка «Нюша»

  1. Основная часть

 (18 мин)

  1. Игра «Доскажи словечко» (1 мин.)

Цель: закрепление умения изменять существительные по падежам

Пока мы идем по дорожке, я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Я начинаю предложение, а ты – заканчиваешь.

Нас ждет….

Мы идем к …

Мы увидим ….

Мы будем играть с …

Ребенок договаривает предложения.

Нюша

Нюше

Нюшу

Нюшей

Картинка «Нюша»

  1. Артикуляционная гимнастика                         (2 мин)

Цель: укрепление артикуляционных мышц, выработка четких движений языка

Вот и домик Нюши. Она как раз делает зарядку. Предлагаю к ней присоединиться.

Выполняем упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Чашечка».

Выполняет упражнения артикуляционной гимнастики

Картинки –символы упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Игра «Угостим Нюшу конфетами»             (2 мин.)

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять звук [ш] в словах

После зарядки надо подкрепиться. Нюша – большая сладкоежка. И мы угостим ее конфетами. Самые вкусные конфеты те, в названии которых есть звук [ш].

 Выбери для Нюши самые вкусные конфеты.

Ребенок берет «конфету», называет картинку на обратной стороне. Если в названии картинки есть звук [ш] – отдает «конфету» Нюше.

Игра «Нюша и конфеты»: картинки с изображением конфет, на обратной стороне которых – предметные картинки с разными звуками

  1. Игра «Чего не стало» (1 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в словах, развитие произвольного внимания, памяти.

Разложи в ряд конфеты, которые ты выбрал для Нюши. Назови их.

Посмотри внимательно на конфеты, запомни их. Сейчас Нюша съест одну конфету, а вот какую – ты и определи.

Ребенок проговаривает названия картинок на конфетах, четко произнося звук [ш].

Дается некоторое время для запоминания картинок. Ребенок закрывает глаза, а логопед убирает одну конфету. Открыв глаза, ребенок должен определить, какой конфеты не стало.

Игра «Нюша и конфеты»: 5 картинок с изображением конфет, на обратной стороне которых – предметные картинки со звуком [ш]

  1. Игра «Наведем порядок» (2 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в словах, предложениях; активизация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы»

Подкрепилась Нюша и решила навести в доме порядок. Она купила новый шкаф и хочет убрать туда вещи, в названиях которых есть ее любимый звук Ш. Выбери те вещи, которые мы будем вешать в шкаф.

Все правильно. Теперь давайте разложим вещи по местам: головные уборы – на верхнюю полку в шкафу, одежду повесим на вешалки, а обувь поставим на нижнюю полку.

Какой ты молодец! Помог Нюше. А почему ты не убрал в шкаф халат (носки, тапки)?

Ребенок  выбирает картинки с изображением вещей: рубашка, шорты, шапка, галоши, шуба (халат, носки, тапки).

Рубашка – это одежда.                       Я повешу ее в шкаф.                         Шуба – это одежда.                             Я повешу их в шкаф.                                                     Шапка это головной убор. Я положу ее на верхнюю полку.                Шорты – это одежда.                       Я повешу ее в шкаф.                    Галоши – это обувь.                          Я поставлю их на нижнюю полку.

В этом слове нет звука Ш.

Картинки: шкаф, рубашка, шорты, шапка, галоши, шуба, халат, носки, тапки.

  1. Игра «Нюшина вышивка» (2 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в предложениях

Нюша занялась вышиванием. Она покажет нам свои работы. А ты скажешь, что Нюша вышила и где, например: Нюша вышила ландыш на джемпере.

Ребенок рассматривает картинки и составляет предложения.

 Нюша вышила мышку на шапке.                                          Нюша вышила кошку на шубе.                                                   Нюша вышила лягушку на шарфе.                                               Нюша вышила мишку на рубашке.                                               Нюша вышила солнышко на подушке

  1. Физминутка «Испачкалась одежда» (2 мин.)

Цель: снять усталость, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью

Посмотри, наволочка на подушке у Нюши испачкалась! А мы знаем, что надо делать с грязной одеждой и даже можем это показать!

Ребенок повторяет текст и выполняет имитационные движения

Ох, испачкалась одежда,        Мы её не берегли,                  Надо нам её спасти                        И в порядок привести.                  В тазик воду наливаем,         Порошочку насыпаем.  Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём, Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.  А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках. А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся.

  1. Игра «Одежда для Нюши»  (2 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в предложениях, закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными

Нюша любит не только вышивать. Она еще шьет себе одежду. Посмотри, какие у нее есть ткани.

Нюша сошьет себе шубу из меха. Какая будет шуба у Нюши?

Нюша сошьет себе сарафан из шелка. Какой будет сарафан у Нюши?

 Нюша сошьет себе платье из шерсти. Какое будет платье у Нюши?

Нюша сошьет себе перчатки из кожи. Какие будут перчатки у Нюши?

Нюша сошьет себе рубашку из ситца. Какая будет рубашка у Нюши?

Ребенок  рассматривает и называет ткани.

У Нюши будет меховая шуба.

У Нюши будет шелковый сарафан.

У Нюши будет шерстяное платье.

У Нюши будут кожаные перчатки.

У Нюши будет ситцевая рубашка.

Кусочки ткани разных материалов.

  1. Игра «Прогулка» (2 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в предложениях 

Решила Нюша прогуляться, и мы вместе с ней. Идя по дорожке, Нюша нашла много разных предметов. Давай их назовем.

Ребенок крутит диски игры и произносит чистоговорку:

Нюша шла, шла, шла и катушку нашла.

Нюша шла, шла, шла и подушку нашла. И т.д.

Игра «Крутишка на Ш»

  1. Игра «Ромашки от Кроша» (2 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в словах, определение места звука [ш] в слове

А вот и Крош идет нам навстречу. Для Нюши он собрал букет ромашек. Цветок было так много, что Нюша решила их поставить в 3 вазы. В первую вазу Нюша поставит цветы со звуком [ш] в начале слова, во вторую – если звук [ш] в середине слова, в третью – со звуком [ш] в конце слова.

Ребенок берет цветы, на обратной стороне которых есть картинки со звуком [ш]. Называет картинки, четко произнося звук [ш], определяет место звука в слове и раскладывает по нужным вазам.

Игра  «Крош и ромашки», картинки с изображением ваз.

  1. Итог (1 мин)

Цель: определение результативности занятия

Помогли мы Нюше, а нам пора возвращаться. Мы обязательно еще раз навестим Нюшу и ее друзей.

Вспомни, что Нюша любит делать?

Как мы помогли Нюше справиться с делами?

Что тебе было легко сделать?

А что вызвало затруднения?

Но ты со всем справился, молодец!

Ребенок отвечает на вопросы логопеда, оценивая свою деятельность на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "В гостях у сказки"

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "В гостях у сказки"КонспектНепосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.«Как м...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "В гостях у сказки"

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "В гостях у сказки"КонспектНепосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.«Как м...