Конспект коррекционно - развивающего занятия "Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах на материале «Поселок Волоконовка»
план-конспект занятия (старшая группа)
Группа детей по структуре дефекта: ОНР (ІII уровень речевого развития).
Возраст: 6 лет.
Тема: Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах на материале темы «Поселок Волоконовка»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Цель: Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах на материале темы «Поселок Волоконовка»
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- активизировать лексический запас по теме «Поселок Волоконовка»
- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений;
- продолжать учить делать вдох носом и сильный, длительный, целенаправленный выдох ртом;
- закрепить правильное произношение звуков [л]-[л'];
- учить различать на слух твердый и мягкий звуки [л]-[л'];
- учить выкладывать и писать букву Л;
- закреплять знание понятия «звук», «слог», «слово»;
- закреплять умение определять количество слогов в слове.
Коррекционно-развивающая:
- развивать фонематический слух;
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
- развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать любовь к своему поселку;
- развивать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Планируемые результаты: ребенок правильно произносит и различает на слух звуки [л]-[л'], проявляет положительные эмоции при выполнении артикуляционной и дыхательной гимнастики, различает понятия «звук», «слог», «слово», проявляет устойчивый интерес при собирании разрезной картинки, дружелюбно взаимодействует со сверстниками и логопедом.
Оборудование: ноутбук, презентация с изображением достопримечательностей поселка Волоконовка, индивидуальные зеркала, артикуляционная кукла «Тренер-Бегемотик», музыка «Весна», мелодия из кинофильма, емкость с водой, бумажные кораблики, массажные мячи, цветные символы и ленточки, цветы, веточки, шнурки, тарелки с манкой, пальчиковые краски, разрезная картинка.
Содержание организованной образовательной деятельности
- Создание мотивационного поля
Логопед говорит детям, что сегодня они отправятся в увлекательное путешествие: «Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по поселку Волоконовка. В процессе нашего пути необходимо четко произносить звуки [л]-[л']. Вы готовы? За каждое правильно выполненное задание вы получите часть картинки, которую мы попытаемся в конце путешествия сложить»
- Артикуляционная гимнастика
Логопед выполняет с детьми артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
«В начале нашего пути необходимо немного размяться и выполнить гимнастику для Язычка. Отправляемся на физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимпийский», а поможет нам в этом «Тренер-Бегемотик»
(Слайд №2-10, артикуляционная кукла «Тренер-Бегемотик», индивидуальные зеркала)
Язычок на спортплощадке,
Занимается зарядкой.
Хотя это нелегко,
Потянулся высоко.
Наклонился низко,
К подбородку близко.
А теперь Язык, как мячик,
За зубами сверху скачет.
Поспешил на ипподром,
На лошадку сел верхом.
Язычок остановился,
В гриб на ножке превратился.
Язычок теперь гимнаст.
Закрутился вверх у нас.
Язычок чуть-чуть устал,
Он спокойно полежал.
Т.Куликовская
Логопед: «Молодцы ребята, справились с первым заданием - возьмите первый фрагмент картинки»
- Дыхательная гимнастика «Кораблики»
Предварительная работа: на столе стоит емкость с водой, в которой плавают бумажные кораблики.
Описание: логопед просит детей подуть на кораблики: «А теперь давайте спустимся к берегу реки Оскол и подуем на кораблики». Дети делают короткий вдох носом и плавно выдыхают через рот.
(Слайд №11, музыка «Весна», емкость с водой, бумажные кораблики)
- Речевая зарядка
Логопед: «А теперь давайте попытаемся сочинить небольшие стихи о реке Оскол».
ОЛ – ОЛ – ОЛ – это река Оскол
ОЛ – ОЛ – ОЛ – я плыву по реке Оскол
ОЛ – ОЛ – ОЛ - я люблю реку Оскол
(Слайд №11)
Логопед предлагает детям взять второй фрагмент картинки.
- Игра «Я шагаю по Волоконовке»
Логопед предлагает детям посмотреть на картинки, которые изображены на слайде, назвать их и посчитать количество слогов в словах при помощи шагов.
«Давайте прошагаем слово «улица». У-ли-ца. Сколько слогов в этом слове? Три слога».
Аналогичная работа проводится со словами самолет, площадь, карусели, Волоконовка.
Логопед: «А теперь давайте назовем самое длинное слово. Волоконовка»
(Слайд №12-16)
Логопед обращает внимание детей на третий фрагмент картинки.
- Физкультминутка
Логопед: «А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и приглашаю в Дом культуры, чтобы потанцевать под музыку!»
Логопед вместе с детьми выполняет танцевальные упражнения под музыку с массажными мячами.
(Слайд №17, массажные мячи, мелодия из кинофильма)
- Характеристика звуков [л]- [л']
Логопед вспоминает с детьми, какой чаще всего повторялся звук в стихах о реке Оскол? (Звук [л])
Логопед демонстрирует схему на слайде и дает совместно с детьми подробную характеристику звукам [л]- [л']: согласный, твердый-мягкий, звонкий.
(Слайд №18)
Дети выбирают четвертый фрагмент картинки.
- Дифференциация звуков [л]- [л']
Логопед предлагает продолжить путешествие по достопримечательностям поселка Волоконовка.
А) Игра «Светофор»
Логопед раздает детям цветные символы и объясняет, что синий цвет обозначает твердый звук [л], а зеленый цвет – мягкий звук [л']. Если в названии улицы встречается твердый звук [л] - дети поднимают синие символы, а если мягкий звук [л'] - зеленые символы.
Улицы Волоконовки: улица КомсомоЛЬская, улица Лавренова, улица Ленина.
(Слайд №19-21, цветные символы)
Б) Игра «Ленточки»
Логопед раздает детям цветные ленточки и объясняет, что синяя ленточка обозначает твердый звук [л], а зеленая ленточка – мягкий звук [л'], если в названии магазина встречается твердый звук [л] - дети поднимают синие ленточки, а если мягкий звук [л'] - зеленые ленточки.
Магазины Волоконовки: магазин «СтоЛЬник», магазин «Любимый», магазин «Лакомка», магазин «АЛекс».
(Слайд №22-25, цветные ленточки)
В) Игра «Цветы»
Логопед раздает детям синие цветы и зеленые веточки и объясняет, что синий цветок обозначает твердый звук [л], а зеленая веточка – мягкий звук [л'], если в названии памятника встречается твердый звук [л] - дети поднимают синие цветы, а если мягкий звук [л'] - зеленые веточки.
Памятники Волоконовки: памятник Ленину, памятник князю ВоЛконскому, памятник Неизвестному СоЛдату, аллея СЛавы.
(Слайд №26-28, цветы и веточки)
Дети выбирают пятый фрагмент картинки.
- Связь звука с буквой
Игра «Веселый шнурок»
Логопед вместе с детьми выкладывает на столе букву Л при помощи шнурка.
Игра «Повар»
Логопед предлагает детям написать букву Л пальцем на тарелке с манкой.
Игра «Пальчиковые краски»
Логопед рисует с детьми пальчиковыми красками на листе бумаги букву Л.
(Слайд №29, шнурки, тарелки с манкой, пальчиковые краски)
Дети выбирают шестой фрагмент картинки.
10. Рефлексия
Логопед: «Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы выполнили много заданий и со всеми справились! Какие звуки вам в этом помогали? Мы собрали все части большой картинки. Давайте, их теперь соединим. Что у нас получилось? Памятник Неизвестному солдату!»
(Слайд №28)
Логопед проводит беседу с детьми о предстоящем празднике Дня Победы.
Использованная литература
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.
Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся произносить звуки. Веселая школа. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - Автор-сост. О.А. Зажигина.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. - М.: «Издательство Гном и Д», 2004.
Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Волшебные звуки леса"
«Автоматизация звука [Р] в движении и пальчиковых играх»...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стёртой формой дизартрии.Тема:«Поможем жуку. Автоматизация звука [Ж] в словах и предложениях».
Конспект коррекционно-развивающей деятельности для детей с ФФНР ,обусловленным стёртой формой дизартрии. Автоматизация звука Ж в словах и предложениях.Для детей 5-6 лет....
Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с применением ИКТ по теме «Автоматизации звука «Р» на лексическом материале «Животные жарких стран» (индивидуальная форма)
Конспект индивидуального занятия...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У».
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У»....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"
Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в с...
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звук С"
Разработан на основе пособия О.С.Гомзяк "Говорим правильно в 6-7 лет". Позволяет в игровой форме познакомить детей со звуком С и с буквой С"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звуки Х, Хь. Буква Х.
Конспект коррекционно-развивающего занятия по направлению "Подготовка к обучению грамоте", а также при дифференциации звуков....