Методическая разработка для учителей-логопедов "Взаимозависимость педагогов и семьи в процессе адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Взаимозависимость педагогов и семьи в процессе адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимозависимость педагогов и семьи в процессе адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
Практика работы учителя-логопеда показывает, что включение родителей дошкольников в процесс адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях логопедической группы, а также в образовательный процесс позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы в ДОУ. Однако большинство родителей сталкиваются с тем, что оказываются неподготовленными к удовлетворению особых образовательных потребностей своих детей. Поэтому в детском саду для повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) педагогами логопедической группы проводится ознакомление семей с режимом дня, графиком и этапами коррекционной работы по преодолению речевых нарушений, информирование о возможных затруднениях в процессе адаптации и необходимости сотрудничества. Для этого организуются родительские собрания, индивидуальные консультации учителя-логопеда, занятия для родителей, оформляются информационные стенды, речевые уголки и разрабатывают памятки по лексическим темам и основным направлениям коррекционной работы, таких как артикуляционная и дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики, автоматизация звуков, предлагается картотека логопедических игр.
Речевые нарушения неблагоприятно влияют на процесс адаптации дошкольников и самостоятельно не преодолеваются. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют трудности в общении, низкую речевую активность, недоразвитие высших психических функций, наличие вторичных нарушений, проявляющихся в нарушениях в эмоционально-волевой сфере. Для создания эмоционально-положительной атмосферы в группе организуются ритуалы приветствия и прощания со взрослыми и детьми, дети оречевляют режимные моменты, продуктивную и образовательную деятельность.
Работу по организации взаимодействия родителей и педагогов учителю-логопеду необходимо начинать на этапе зачисления ребенка в группу. На первой встрече учитель-логопед может оценить и повлиять на настроение родителей, проконсультировать, рассказать о плюсах пребывания ребенка в логопедической группе. В процессе беседы специалист анализирует отношение родителей к проблеме, узнает насколько родители готовы к сотрудничеству, какие есть опасения и вопросы, касающиеся воспитания и развития детей, какую информацию они хотели бы получать от педагогов ДОУ, проявляя при этом грамотность, компетентность, чуткость и такт. Со стороны родителей не менее важными являются проявление инициативы и стремление сотрудничать.
Работа психолого-педагогического консилиума детского сада помогает выявить особенности раннего речевого и психического развития ребенка. Проводится изучение медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе таких детей, их соматическом и психическом развитии, получаемом лечении и его эффективности, консультировании другими специалистами. Педагоги уточняют следующие факторы: состав семьи, ее образовательно-культурный уровень, психоэмоциональный климат семьи, тип семейного воспитания, отношение семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи, уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ. Отдельно уточняется информация о статусе языковой, социальной и психологической среды, в которой находился ребенок с раннего детства, какой язык доминирует в семье или ближайшем окружении, присутствует ли двуязычие.
В процессе адаптации детей с речевыми проблемами необходимо анализировать и учитывать особенности коммуникативной, игровой и продуктивной деятельности ребенка, особенности его эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, психоэмоционального состояния, познавательной активности, также развитие высших психических функций (мышления, восприятия, внимания, памяти) и навыков самообслуживания. Для успешного пребывания детей в логопедической группе помимо организации предметно-развивающей среды, оформления игровых зон и постоянного обновления речевого материала проводятся совместные с родителями тематические занятия, спортивные мероприятия, семейные выставки, экскурсии и прогулки.
Четко сформулированные правила взаимодействия взрослых с ребенком по соблюдению режима дня, распределению речевой, умственной, физической, эмоциональной нагрузки, установлению правил поведения, регулярности занятий, избеганию ситуаций речевого негативизма, переутомления, позволяют преодолеть адаптационные трудности, смоделировать ситуацию комфорта и успеха, стереотип правильного стиля общения, грамотной речи.
Доверительные отношения с родителями, доброжелательная обстановка, высокая информативность участников, системность и последовательность действий педагогов и родителей в процессе адаптационной помощи ребенку помогают облегчить период привыкания к новой обстановке и социализации детей, имеющих трудности речевого развития.
В случае необходимости, проводится качественный анализ параметров адаптации детей специалистами ДОУ, определяется наличие положительной динамики или ее отсутствия. Свидетельством успешно выбранной стратегии в период адаптации являются стабильно положительное эмоциональное состояние ребенка, его контакт с детьми и взрослыми, соблюдение им правил поведения, игровая активность, налаженность питания и дневного сна, положительная динамика усвоения программы логопедической группы.
Сопровождение детей с ТНР в период адаптации является залогом успешной коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...
Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Представление собственного инновационного педагогического опыта...
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...
Анализ образовательных программ дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (навигатор образовательных программ дошкольного образования ФИРО)
В целях детального ознакомления с существующими альтернативными образовательными Программами для детей с ТНР, а также с целью определения перспектив развития системы коррекционно-развивающ...
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...
Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу...
Методическая разработка Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» Методическая разработкаАдаптация детей раннего возраста к усло...