Презентация "Озорные звуки"
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Автоматизация заднеязычных звуков в скороговорках, чистоговорках, стихах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автоматизация заднеязычных звуков | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звук – К – согласный, ротовой, взрывной, заднеязычный (задненебный), глухой. Артикуляция звука – К – Губы раскрыты, занимают нейтральное положение ; зубы разомкнуты ; кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба ; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость ; голосовые складки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют – голос не образуется ; воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.
ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА – К -- 1 . Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх. 2. Развитие фонематического слуха в упражнениях с бездефектными звуками. 3. Подготовительные артикуляционные упражнения: «Кто сильнее?», «Горка», дышать носом с широко раскрытым ртом. ПОСТАНОВКА ЗВУКА – К – По подражанию с тактильно-вибрационным контролем толчка воздуха тыльной стороной ладони (крайне редко). 2. Механический способ (является преобладающим). Нарушения произношения Каппацизм — а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых связок); б) искажение звука (носовое, боковое произношение). Паракаппацизм — замена звуками Т, X. Дефект часто отражается на письме. ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ: высокое и узкое твердое и мягкое небо, нарушение фонематического слуха, слабость отдельных мышц языка, нарушение иннервации мышц языка, незначительное снижение физического слуха.
Звук –Г – согласный, ротовой, взрывной, заднеязычный (задненебный), звонкий. Артикуляция звука – Г - такая же, как и звука – К - , с одной отличительной особенностью: голосовые связки при произношении звука – Г - сомкнуты и вибрируют, образуя голос, воздушная струя слабее, чем при звуке –К - .
ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ Та же, как и при нарушении произношения звука К. ПОСТАНОВКА ЗВУКА -Г- 1. Возможна по подражанию от К с включением голоса и обязательным тактильно-вибрационным контролем (сопряжено и отражено). 2. В трудных случаях используется механический способ от звука Д с зондом, шпателем или пальцем (логопеда, ребенка): НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ -Г- и -Г‘ - Гаммацизм — отсутствие, искажение звука. Парагаммацизм — замена звуками Д, К, Д', К', что часто отражается на письме. ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ Те же, что и при нарушении произношения звука К.
Звук – Х – согласный, ротовой, щелевой, заднеязычный (задненебный), глухой. Артикуляция звука – Х – отличается от артикуляции звука – К – только отсутствием смычки задней части спинки языка с небом (вместо смычки образуется щель) и воздушная струя более длительная.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА X 1. Звук X легко вызывается по подражанию, используются упражнения «Погреем руки», «Подуем теплым воздухом». 2. Иногда можно получить звук X от звука К , произносимого длительно с придыханием. 3. В трудных случаях звук ставится с механической помощью (зонд, шпатель, палец) от звука С : НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ X и X‘ Хитизм — отсутствие или искажение звука (встречается редко). Парахитизм — замена звуками К, С, Т, (К', С', Т'). ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ Общие для всех небных звуков.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ: Прямые слоги Слова с прямыми слогами Слоги со стечением согласных Слова со стечением согласных Дифференциация заднеязычных звуков Лексико-грамматические упражнения и упражнения в звукослоговом анализе Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение) Работа с фразой Упражнения с разрезной азбукой в составлении всех возможных вариантов слов из данных букв Чисто- и скороговорки
Автоматизация заднеязычных звуков в словах «Подбери словечко» « Выбери правильный вариант» Как-то вечером две мышки Унесли у Пети…( к нижки) Шел по лесу шустрый мишка На него свалилась…(шиш к а) «Грузы я возить привык!» – Говорит нам…(грузови к ) Портфель я выронил из рук Такой большой на ветке…(жу к ) Говорила мышка мышке: -До чего люблю я… (сыр, мясо, книжки ) Две лисички, две сестрички Отыскали где-то… ( спички , щетку, ножик) Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные… (перина, подушка , рубашка)
И назад, и вперед Может плыть…(паро х од) У новогодней елки Колкие…(и г ол к и) Мы собрали васильки, На головах у нас…(вен к и) Сказала дверь: «Мой дорогой! Не открывай меня…..» (плечом, коленом, ногой ) «Грузы я возить привык!» – Говорит нам…(грузови к ) Не дрожи Сережка, Это наша…( к ош к а)
Послушай рифмовку, найди в ней «неправильное» слово и замени его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом. Много снега во дворе – Не случайно у сестрички Едут ТАНКИ по горе. С ФАНТИКАМИ две косички (санки) (бантиками) Отругала мама зайку – Хулиганам не до шутки, Не надел под свитер ГАЙКУ. Если Рекс в собачей ДУДКЕ (майку) (будке)
Трое друзей собрались на пригорке, Рассказать друг другу скороговорки.
Говорим правильно и красиво Котик ниток клубок Укатил в уголок. Клава клала лук на полку Кликнула к себе Николку Капа лопатой копала канавку. Котам – котлетки, Деткам – таблетки Палка не кроткая, Палка короткая. У Марка – каракули. У Коли – каникулы. У крота короткие лапки. У Феклы беленький фартук. У котика маленький ротик.
Говорим не торопясь, внятно. Над Волгой иволга. У Агафона – магнитофон. У Инги и Игната – ангина. Пугало напугало на лугу иволгу. - Га-га-га, - Гогочет гусь, - Я семьей своей горжусь! На гусят и на гусыню Все гляжу – не нагляжусь!
Выпал иней на луга, Щиплет гусям лапки. — Гуси! Гуси! — Га-га-га! — Надевайте тапки! Надевайте тапки — Берегите лапки*. Хомяк зимою, в холод лютый Не хочет мерзнуть ни минуты. Хитрец холодною порой Храпит в хоромах под землей.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...