Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.
методическая разработка по математике по теме
В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода моделирования при обучении математике в детском саду компенсирующего вида. Приведён конспект занятия для детей 3-го года обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Основным средством обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений (далее - ФЭМП) в детском саду компенсирующего вида явля ется дидактическая игра. Она создается в обучающих целях, служит воспитанию и развитию детей, позволяет обеспе чить нужное количество повторений на разнообразном ма териале, способствует возникновению положительных эмо ций у детей, позволяет активизировать их деятельность. Любая дидактическая игра, включенная в занятие, должна не только решать задачу расширения или за крепления знаний ребенка, но и выполнять коррекционные задачи, т.е. способствовать развитию зрительных, слуховых и кинестетических ощущений, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления. Решению этих коррекционных задач способствуют игры, в которых результат достигается мето дом моделирования, когда ребенок не просто манипулирует дидактическим материалом, но сам что-то создает из него. При этом активизируются сенсорные процессы (развитие обобщенных способов обследования предметов) и мысли тельные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.). Совершенст вуются предметные действия с опорой на существенные признаки предметов.
Проблему ФЭМП нельзя ассоциировать только с про блемой изучения элементов арифметики, что является основным содержанием математического образования в на чальной школе. Самое главное - это развитие способностей к математике, т.е. развитие математического мышления. Ра бота должна быть направлена на развитие мыслительных процессов в сочетании с развитием мелкой моторики, т.е. должны преобладать (по мнению Белошистой А.Л.) зада ния логико-конструктивного характера. В этой связи для построения коррекционно-развивающего процесса при обу чении математике наиболее действенным является преиму щественное использование моделирующей деятельности ребенка с изучаемыми понятиями и отношениями.
Известно, что психологической особенностью детей старшего дошкольного возраста является преобладание на глядно-образного мышления (это - норма развития), им сложно иметь дело с абстракциями. А математика как наука не изучает конкретные предметы или объекты в их непо средственном проявлении, она изучает их количественные и пространственные характеристики, а это высокая степень абстракции. Что касается умственно-отсталых детей, то у них даже в 7-8 летнем возрасте очень значимыми остаются особенности сенсомоторного интеллекта (в норме соответ ствующего возрасту 2-3 лет) и наглядно-действенного мышления (в норме соответствует возрасту 3-5 лет). В этом случае формирующийся образ предмета складывается на основе объеди нения в комплекс тактильных, зрительных и кинестетиче ских ощущений. Это значит, что для этих детей наиболее важной является деятельность моделирования с использованием вещественных моделей, которыми ребенок может действовать собственными руками, а не просто наблюдать за дей ствиями педагога.
Поэтому в своей работе мы используем так называемые вещественные модели различных математических понятий. К ним относятся:
- Модели числа - пластины для навинчивания 1 -ой, 2-х и т.д. крышек. Дети упражняются в навинчивании и отвинчивании крышек, пересчитывают их, а в даль нейшем учатся оперировать моделями как числами (со относить с цифрами, сравнивать, дополнять до нужного количества, выстраивать числовой ряд). На моделях от рабатывается состав числа, производятся счетные операции;
- Модель десятка: пластина с углублениями в 2 ряда для вкладывания шариков. На моделях отрабатывается образование чисел в пределах 10, операции присчитывания и отсчитывания, состав числа.
- Модели чисел в виде кругов, разделенных на равные части (пособие «Дроби»). Дети находят круги, разде ленные на 2. 3 и т.д. частей, подбирают к ним цифры, выбирают все детали одного размера и складывают из них целое. На моделях хорошо отрабатывать состав чис ла: «добавь до целого круга, поменяй цвет, сложи по цифрам».
4) Конструктор «Волшебные палочки»: набор соединяющихся палочек,
3-х размеров и 4-х цветов, а также полуовалов. Их можно
раскладывать по цвету и размеру, чередовать, складывать из них геометрические фигуры, цифры.
5) Игры Воскобовича: «Прозрачные цифры» (набор для конструирования цифр и фигур), «Волшебная восьмёрка» (конструирование цифр).
Кроме того, с точки зрения модельного подхода, матема тическое содержание должно носить преимущественно геометрический, а не арифметический характер. Геомет рическое содержание более способствует «детскому» способу вхождения в математику. В свое время Пиаже отмечал, что ребенок раньше воспринимает и научается выделять пространственные характеристики объектов, чем их коли чественные характеристики. Геометрический материал легко дать ребенку в руки для исследования и экспери ментирования (вещественного моделирования на 1-ом этапе). На 2-ом этапе вводится графическое моделирова ние с помощью линейки-трафарета. Игры с геометрическим материалом проводятся и в реальном трёхмерном пространстве групповой комнаты и на плоскости (горизонтальной и вертикальной) в условиях кодированного пространства.
В работе нами используют ся логические блоки Дьенеша - фигуры, отличающиеся по цвету, размеру, толщине. Из них со ставляются множества по различным признакам, осущест вляется их сравнение и т. д. Используется пособие Ники тина «Сложи квадрат» (складываются квадраты из 3-4х частей), разнообразные строительные наборы, геометрические мозаики, наборы плоскостных геометрических фигур разного цвета, формы и размера, «Танграм» «Волшебный квадрат», игры Воскобовича: «Прозрачный квадрат или нетающие льдинки», «Чудо-крестики», «Черепашки» и др. Все эти пособия многофункциональны и многовариантны, дают возможность организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования. Сочетание дидактических игр с двигательными и логоритмическими упражнениями, направленными на перемещение в пространстве и его практическое преобразование, на овладение двигательными способами восприятия, широкое использование физкультминуток математического содержания, звучащих и музыкальных игрушек для счёта звуков и ориентировки в пространстве вызывают живой интерес у дошкольников и поддерживают эмоциональный фон деятельности на занятиях.
КОНСПЕКТ
занятия по математике
в группе III года обучения
(по мотивам сказки В. Сутеева «Разные колеса»)
Тема: Порядковый счет, соотнесение числа (цифры) и количества в
пределах 4. Различение правой и левой сторон.
Цели:
- Закреплять образы цифр, соотнесение числа и количества, порядковый счет на различном материале, представления о геометрических формах, величинах;
- Развивать мыслительную деятельность (умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), формировать конструктивные умения, пространственные представления;
3) Воспитывать умение действовать сообща, не мешая друг другу.
Оборудование: картинки с изображением героев сказки В.Сутеева
«Разные колеса» (мухи, ежа, лягушки, петуха), плоскостные
геометрические фигуры (квадраты + прямоугольник), логические блоки
Дьенеша, лист для выполнения графомоторных упражнений, конструктор «Палочки», модели дома и поезда.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать? (Задание детям: найти среди геометрических фигур такую, которая отличается от остальных по форме - это и есть письмо).
Чтение текста письма:
Возле двух лесных дорог
Прямо на опушке
Стоит терем - теремок,
Где живут зверюшки.
Один, два, три, четыре, пять
Их попробуй отгадать!
Хотите попасть в эту сказку, ребята? Становитесь на ковер- самолет. Рассчитаемся по порядку.
Полетели высоко
Полетели низко
Друг от друга далеко
Друг от друга близко.
(Выполняются движения в соответствие с текстом)
Молодцы, ребятки, слушайте загадки!
II. Основная часть.
Загадки детям:
1.Есть крылья, но не птица,
На потолок садится.
Летит - жужжит, сядет - молчит (Муха)
2. Скачет в траве, глаза на голове,
Зеленая квакушка, зовут ее (лягушка)
3. Четыре ножки бегут по дорожке,
А свернется в клубок - и совсем не видно ног, Нос не виден тоже. Кто же это! … (ежик)
4. Живет во дворе, поет на заре,
Красный гребешок - это (петушок)
После отгадывания каждой загадки дети открывают картинку по
заданию педагога: 2-ую слева, крайнюю справа, картинку между лягушкой и мухой, крайнюю слева.
Ребята, совсем недавно мы читали сказку, в которой были все эти герои. Кто помнит, как она называлась? Вопросы и задания детям:
Сколько всего героев? Посчитай. Как еще можно посчитать? (по порядку). Счет по порядку слева. Кто первый? А теперь положи первым слева ежа. Сделай так, чтобы на втором месте оказался петушок. Поменяй местами 3-го и 4-го. Где находится муха? Кто третий справа? Все эти персонажи одинаковые по размеру? Кто самый маленький? Разложи в порядке увеличения размера. Посчитай в порядке уменьшения размера.
Ребята, что нашли наши герои в лесу на поляне? (Телегу). Почему телега не могла ехать? (Колеса были разные по величине). А какие должны быть колеса? Сколько колес у телеги? Вот они нарисованы. Давайте раздадим нашим героям колеса. Где самое маленькое? Как его назовем? (Колесико). Кому отдашь? (Выполнение графомоторных упражнений маркером на магнитной доске – соотнесение по величине).
Какое колесо достанется лягушке? Дай ежику колесо. Какое колесо осталось? (Самое большое). Как его назовем? (Колесище). Всем героям досталось по колесу? Что можно сказать? (их поровну, одинаково, по 4)
Звери покатили колесо к себе домой. А у нас тоже есть дом.
Этот дом не простой,
Он высокий, важный,
Много в доме этажей,
Дом - многоэтажный.
Работа с моделью многоэтажного дома: Откуда мы считаем этажи в доме? Посчитай по порядку. Какой у нас дом? (пятиэтажный)
Я прошу теперь ребят: поселите в дом зверят.
Ежик на 3-ем этаже в середине (среднее окошко). Лягушка на 4-ом этаже слева. Петушок на 2-ом этаже справа. А муха на 1-ом этаже, но не в середине и не справа.
Ф/минутка.
Начинается разминка
Встали, выровняли спинки.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок
Руку правую вперед, в кулачок, на бочок.
Руку левую вперед, в кулачок, на бочок.
Руку правую вверх, в кулачок, на плечо.
Руку левую вверх, в кулачок, на плечо.
Крутим мельницу вперед
А потом наоборот.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Ребята, в сказке наши герои умели хорошо мастерить и колеса им в хозяйстве очень пригодились. Но им нужна наша с вами помощь. Они приглашают вас в свою мастерскую.
Задание. Работа с блоками Дьенеша. У зверей много деталей. Они одинаковые или разные? Помогите их разобрать.
Дети собирают детали по заданию педагога: «большие толстые», «большие тонкие», «маленькие толстые», «маленькие тонкие», (по команде «Раз, два, три - начни!»).
Разложи по цвету. Фигуры какого цвета можно обозначить вот этой цифрой (показ цифры педагогом).
Разложи по форме. К каким фигурам подходит вот эта цифра?
Ребята, вы помните, что сделал петух с помощью своего большого колеса? (Мельницу). А чтобы возить муку, в хозяйстве нужна машина.
Беритесь все за дело дружно,
Построить нам машину нужно.
Возьмите 2 детали прямоугольной формы, 2 детали круглые, 1 деталь квадратной формы. Сложите машину. В какую сторону едет машина? Сделайте так, чтобы машина ехала в обратную сторону.
Сбор оставшихся фигур. Строительство дорожки для машины. Рядом не должны лежать одинаковые по цвету, форме и толщине фигуры.
Беритесь все за дело дружно
Дорожку нам построить нужно.
Возвращение домой. «Поедем на поезде».
Каждый цифру возьмёт
И вагончик свой найдет.
Посмотрите, ребята, здесь у наших героев есть палочки и крючки. Это рассыпанные цифры. Помогите их собрать. Надо угадать и собрать цифру (конструктор «Палочки»), найти свой вагончик. Порядковый счет вагонов.
III. Подведение итогов.
Побывали мы, ребята, в сказке замечательной, помогали мы зверятам, были вы внимательны. Все трудились, все старались, Ну а чем мы занимались? (Дети вспоминают, чем они занимались на занятии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности.
Тема: «Ориентировка в пространстве и во времени». Программное содержание: уточнить пространственные представления: справа, слева, внизу, впереди ( перед), сзади (за), между, рядом. Закрепить умени...
Конспкт подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Конспект по формированию матических представлений в старшей группе для детей с ЗПР....
Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Занятие по ФЭМП на тему: "Порядковый и количественный счет. Вчера, сегодня, завтра" для детей страшей группы с ЗПР...
Формы и методы формирования элементарных математических представлений в детском саду.
Формы и методы формирования элементарных математических представлений в детском саду....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР) «Лес, грибы, ягоды»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР)«Лес, грибы, ягоды»...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности.
Данное занятие было проведено в конце учебного года, как итоговое....
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР) «Лес, грибы, ягоды»
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР)«Лес, грибы, ягоды»Образовательные задачи....