"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
статья по теме

Сорокина Ольга Кирилловна

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая активному развитию у них логического мышления.

В статье приведен анализ современной программы музыкального образования Э.П.Костиной «Камертон»,в которой  автор предлагает использовать метод моделирования во всех видах детской музыкальной деятельности – слушании, пении, музыкально – ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie.doc146.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Автор: музыкальный руководитель О.С.Сорокина

МБДОУ детский сад №322

    В условиях современного общества, когда технологические процессы - компьютеризация, внедрение новейших технологических разработок стремительно входят в нашу жизнь, дошкольников, особенно старшего возраста, необходимо обучать мыслить логично, то есть мыслить точно и последовательно, не допуская противоречий в своих суждениях, уметь вскрывать логические действия, изучать такое важное понятие как «алгоритм», умение оперировать понятиями и символикой, представлять условия и решение задачи в различных видах, в том числе схемах, изучать условные выражения и обозначения.

     Существует мнение, что всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро, красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать этим законам, чтобы жить в обществе, общаться с людьми и быть понятыми. А значит, развитие логики дошкольников можно считать одной из актуальных проблем современного образования.

     «Логика» происходит от греческого Logos – слово, понятие, рассуждение, разум – наука о законах и формах, методах формализации содержательных теорий.

      Постижение науки Логики даёт нам возможность узнать законы, правила и приёмы мышления, которые помогают анализировать правильность рассуждений, приходить к истине, опираясь на знания, умения, навыки и имеющийся опыт.

       В исследованиях учёных – Л.А.Венгера, Т.В.Лаврентьева, В.П. Зинченко, А.В. Запорожца, Н.И. Непомнящей, О.М. Дьяченко, Л.А. Каменевой, Л.М. Маневцовой и др. – доказано, что в дошкольном образовании важную функцию выполняет моделирование, оно является основой для анализа новых умений и переноса их в другие виды деятельности.

      Как показывает практика, на сегодняшний день недостаточно представлено материала по развитию у детей – дошкольников логических действий. В связи с этим я считаю, что целенаправленное использование метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников активизирует не только познавательную деятельность детей, но и способствует активному развитию у них логического мышления, а на эти качества  может опираться  музыкальное образование.

      Эта проблема заявлена и в программе Э.П.Костиной «Камертон». Автор предлагает использовать метод моделирования во всех видах детской музыкальной деятельности – слушании, пении, музыкально – ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

      Сама структура программы «Камертон» по возрастным ступеням освоения музыкальной деятельности дает возможность педагогу - музыканту увидеть перспективу использования метода моделирования в музыкальном развитии детей, в их движении «от простого к сложному». Метод моделирования вызывает у детей интерес  к музыкальной деятельности, способствует воспитанию осознанного отношения к музыке, обеспечивает освоение навыков музыкальной деятельности и значительно обогащает творческую деятельность детей.

       Известно, что в усвоении любой информации важную роль играет восприятие. Поэтому надо помочь дошкольнику услышать музыку, понять её, запомнить. Во вступительной статье автор программы «Камертон» Э.П.Костина пишет, что понимать язык музыки ребёнку легче, если он эмоционально воспринимает музыку и откликается на неё. Главное, по мнению автора программы, - ребёнок должен сам желать освоить музыкальную деятельность, а педагог призван помочь ему в овладении ею.

        Предлагая детям слушать новое для них музыкальное произведение, педагогу необходимо ориентироваться на структуру деятельности слушания музыки: восприятие музыкального произведения – музыкальные впечатления от прослушанной музыки – понимание, осмысление эмоционально- образного содержания произведения – повторное восприятие музыки. При первом прослушании музыки предусматривается целостное восприятие произведения и осмысление его общего эмоционально- образного содержания. И лишь при повторном слушании музыки я обращается  внимание детей не только на художественное воплощение музыкального образа, но и отдельные средства музыкальной выразительности, помогающие воплотить этот образ в музыке.

       Осуществить это помогает метод моделирования.

       Можно использовать различные виды моделирования – предметные, схематические, цветовые и графические. Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня облученности, учёта сложности музыкального материала.

       В программе «Камертон» прослеживается логика приобщения детей к слушанию музыки в предлагаемом репертуаре. Например, на четвёртой ступени  дети слушают музыкальные пьесы, в которых музыкальный образ дан без развития. На пятой ступени- музыкальный образ в развитии. На шестой ступени дети слушают музыку, в которой довольно чётко можно различать взаимодействие двух контрастных музыкальных образов. На последней ступени дети воспринимают музыкальные пьесы, в которых присутствует 2-3 контрастных музыкальных образа. Э.П.Костина отмечает, что данная логика ознакомления детей с музыкальными произведениями обеспечивает успех в развитии их музыкальности, познавательных процессов, детского воображения, а это уже высокий качественный уровень.

      На четвёртой ступени мы используем музыкальные кубики, моделирующие различные настроения, при ознакомлении с музыкой Л.Бетховена «Весело - грустно». Дети рассматривают кубики и рассказывают, какую музыку можно было бы послушать, выражая это настроение. Затем  я исполняю «Весело - грустно» Л.Бетховена, а дети после эмоционального восприятия говорят о настроениях в этом музыкальном произведении.  

      Для восприятия музыки А.Гречанинова «Котик заболел», «Котик выздоровел» и музыки П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»  дети пятой ступени музыкально развития используют музыкальные кубики с контрастными цветами граней.

      Аналогичный кубик с изображением разных характеров персонажей используется при восприятии музыки Д.Кабалевского «Плакса», «Злюка», «Резвушка».

       Для восприятия симфонической музыки используем музыкально- дидактическую игру «Симфонический оркестр» и карточками, изображающими музыкантов с музыкальными инструментами, исполняющими свои партии. Они помогают детям воспринимать детям музыку образов музыкального произведения, например, «Петя и волк» С.Прокофьева.

       В музыкальной деятельности тоже активно использую метод моделирования. Паровозик с вагонами, в окошках которых появляются мама, бабушка, папа, дедушка, разные животные и игрушки помогают детям младшей группы воспринимать и исполнять песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выступление из опыта работы....

Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...

творческий отчёт. Использование технологий моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста.

речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. мною была поставленна цель:  Помочь детям научиться говорить связно, последовательно грамматически правильно изл...

Творческий отчёт Использование технологий моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста.

научить детей с помощью мнемо картинок, мнемотаблиц связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, пересказывать сказки, рассказывать о различных событиях окружающей жизни...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

В статье предложены здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на музыкальных занятиях...