Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
(консультация для воспитателей)
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинкой
и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского
сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли,
строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют
следующие проблемы:
- скудный словарный запас,
- неумение согласовывать слова в предложении,
- нарушение звукопроизношения.
Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических
функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет
процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на
основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в
овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи-
это очень сложное дело.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание
носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события,
предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали,
что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического
запоминаниия у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно
снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих
методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного
материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя
их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по развитию речи
детей приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К.
называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. –
предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами,
Большева Т.В. –коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.
Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический
материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и
умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания,
одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно
облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.
Использовать приёмы мнемотехники в своей работе следует начинать уже с
младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста
необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее
остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы
не отвлекать внимание на яркость изображения.
Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением –
расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры - упражнения на
самостоятельную шифровку слов.
Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится
работа над словом.
Например: Даётся слово - “девочка”, его символическое обозначение:
Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение
на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим
условным обозначениям.
Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания
слов “большая машинка”:
Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим
к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.
Например, “Маленькая девочка стоит”.
Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже
над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:
Сидит дед ,во 100 шуб одет.
Кто его раздевает –тот слёзы проливает.
И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или
частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы,
некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности:
любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения
предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из
геометрических фигур (треугольника и круга).
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из
символов в образы, например:
домик — , волк —
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на
символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь
следующих результатов
* Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и
в повседневной жизни.
* Расширить круг знаний об окружающем мире.
*Активизировать словарный запас.
* Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно
держаться перед аудиторией.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность
формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами.
Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной
программы логопедического воздействия, включающей не только развитие
компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических
функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе
по развитию речи детей, является наиболее актуальным поскольку:
– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью,
т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает
запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную
деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы
памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания,
сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны
самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР
Объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При раз...
Презентация по теме: "Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста"
Данная презентация предназначена для родителей дошкольников. Из презентации можно узнать об основных понятиях мнемотехники, этапах и результатах работы по развитию речи детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».
Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....
Методическая разработка «Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда»
Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире. Появляется увере...
Отчет по самообразованию.Тема: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Отчет учителя-логопеда по самообразованию по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...
Перспективный план по самообразованию. Тема самообразования: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...
Семинар-практикум «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило,...