Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» для детей старшей группы с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Аннотация: подгрупповое логопедическое занятие по теме «Зима», для детей 5-6 лет с ОНР, направленное на развитие лексико-грамматических средств языка, развитие диалогической речи, формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» для детей старшей группы с ОНР.

Аннотация: подгрупповое логопедическое занятие по теме «Зима», для детей 5-6 лет с ОНР, направленное на развитие лексико-грамматических средств языка, развитие диалогической речи, формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Программное содержание:

• совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (беседа) ;

• учить выделять признаки, действия предметов;

• уточнять представления детей об основных цветах

• учить детей некоторым способам словообразования;

• расширять навык построения разных типов предложений

Цель: расширить и активизировать словарный запас по теме «Зима», развить лексико-грамматический строй и диалогическую речь.

Задачи:

Коррекционно-образовательные. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование лексико-грамматического строя речи: учить выделять названия предметов, действий, признаков; учить детей некоторым способам словообразования (образование причастий). Развитие навыков слогового анализа слов (деление слов на слоги). Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь, расширять навык построения разных типов предложений, учить использовать предлоги «на, с, в», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Совершенствовать слоговую структуру слов. Учить подбирать синонимы, правильнее и точнее выражать свои мысли. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы: словесный, наглядный.

Приемы: эмоциональная заинтересованность, загадки, индивидуальный подход, словесное поощрение, Формы и виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Предварительная работа. Прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снеговик» и пальчиковой гимнастики «Снежок». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения Вивальди «Времена года. Зима».

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Оформление. С. Вохринцева Окружающий мир. Зима. Дидактический материал, конверты со схемами предложений.

Реализация государственных требований: интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье».

Образовательные ресурсы:

• Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

• Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Зима, зимние забавы. — СПб. : Паритет, 2005. (Серия «Грамматика в играх и картинках») .

• «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

• Коноваленко С. В. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия по лексико-сематической теме «Зима» для детей с ОНР изд ГНОМ и Д 2005.

• Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет блочно-тематическое планирование / авт сос Э. Ф. Курмаева. - Волгоград: Учитель 2012

Сценарий организованной коррекционно-образовательной деятельности

I Оргмомент: звучит музыка Вивальди «Времена года. Зима», прослушивание отрывка из произведения.

Логопед: Ребята, вы прослушали музыкальное произведение на какое время года оно похоже?

Дети: Оно похоже на зиму.

Логопед: Правильно это зима к нам пришла.

II Введение в тему: беседа о приметах зимы.

Логопед: Ребята, а как мы узнаем, что к нам пришла зима?

Дети:

• На улице сильный мороз.

• На улице выпал белый пушистый снег.

• С крыш домов свисают сосульки

• На улице метет сильная метель.

• Ночь длиннее, а день короче.

• Солнышко светит, но не греет.

• На дороге гололед.

• На дороге поземка.

III Основная часть

1. Загадки

*Художник невидимка

По городу идет

Всем щеки нарумянит

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

и на окне нарисовал

Сверкающие листья

(мороз)

*Без рук, без ног

А рисовать умеет

(мороз)

* Странная звездочка

С неба упала

Мне на ладошку

Легла и пропала

(снежинка)

* Что за нелепый человек

Пробрался в 21век

Морковка – нос в руке метла

Боится солнца и тепла.

(снеговик)

* Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце её припечет

Заплачет она и умрет

(сосулька)

* Мчусь как пуля я в перед,

Лишь потрескивает лед

Да мелькают огоньки

Кто несет меня?

(коньки) .

*Рассыпала Лукерья серебряные перья.

Закрутила замела –

Стала улица бела

(метель)

*Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы

(санки)

*Меня не растили - из снега слепили

В место носа ловко вставили морковку,

глаза угольки, а губы сучки.

Холодная, большая. Кто я такая?

(Снежная баба)

2. Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Зимние забавы» и выкладывание схем предложений. Приложение 2

Логопед: Ребята, посмотрите на доску, здесь картинки-подсказки, на которых изображены зимние развлечения. Скажите, как дети могут развлекаться в зимнее время года? Составьте свои предложения и выложите схемы предложения.

Дети:

• Дети катаются с горки на санках.

• Дети катаются на коньках.

• Дети катаются на горных лыжах и сноубордах.

• Дети играют в снежки.

• Дети лепят снеговика и снежную бабу.

• Дети строят снежную крепость.

• Дети убирают снег.

• Дети подкармливают птиц зимой.

• Дети играют в хоккей.

3. Игра «Найди отличия » «На катке». Приложение 1 (презентация слайд 9)

Логопед: Ребята посмотрите на эти две картинки и найдите 9 отличай

Дети:

1. У девочки на руке появился браслет

2. У мальчика в желтой куртке коньки разные цветом.

3. Мальчик в желтой куртке разжал руку.

4. У девочки в розовой куртке одна полоска.

5. У девочки в зеленой кофте ни стало голубой шапочки.

6. Хоккеисты поменялись местами.

7. У мальчика ни стало клюшки.

8. Дети катаются в паре.

9. Девочка упала влево.

А теперь ребята поиграем в игру телефон, приготовили свои ладошки.

4. Деление слов на слоги игра «Телефон»

Снег, сне-жок, сне-жин-ка, сне-го-вик, Сне-гу-роч-ка, сне-гирь. Назовите общую часть всех слов? (Снег)

5. Игра «Назовите общую часть слов».

Логопед: Зимний, зимующий, зимородок. Дети: (Зима)

Логопед: Холодный, холодок, холодеть, холодильник. Дети: (Холод)

Логопед: Мороз, морозище, морозный, морозец, заморозило, заморозки. Дети: (Мороз)

Логопед: Лед, ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.

Дети: (Лед)

6. Физкультминутка

Упражнение «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!

Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка

Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика.

Разводят руками, пожимают плечами. В. Егоров

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре - Загибают пальчики начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили - Лепят, меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий - Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью

И совсем-совсем не сладкий - Грозят пальчиком

Раз подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И сломаем

Ребята, теперь давайте подумаете и скажите.

7. Игра «Подбери признак» Презентация слайд 10-12

• Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, чистый.

• Мороз (какой) - сильный, злой, крепкий, слабый.

• зима (Какая) - холодная, морозная, снежная, весёлая.

8. Игра «Подбери действие» Презентация слайд 13-14

•Снег (что делает) - идёт, падает, кружится, лежит, скрипит.

•Мороз (мороз что делает) - щиплет, трещит, кусает, рисует.

9. Игра «Образуй признак» Презентация слайд 15

снег блестит на солнце (значит он какой) блестящий на солнце снег,

снег сверкает на солнце — сверкающий на солнце снег,

снег искрится под лучами солнца — искрящийся под лучами солнца снег,

снег хрустит под ногами — хрустящий под ногами снег,

снег скрипит под ногами — скрипящий под ногами снег,

снег падает на землю — падающий на землю снег,

снег кружится в воздухе — кружащийся в воздухе снег.

10. Игра «Скажи иначе»

снегопад — метелица, метель, вьюга, буря, буран, пурга.

стужа — холод, холодина, мороз.

мёрзнуть — зябнуть, стынуть, коченеть, дрожать от холода, леденеть, замерзать.

IV. Заключительная часть. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к занятию по лексической теме "Зимующие птицы" в старшей логопедической группе

Презентация представляет схематические рисунки, по которым можно составить описательный рассаказ о зимующих птицах и угадать, какая птица загадана....

Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.

Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зима» в старшей группе

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зима»                     в старше...

Конспект интегрированного занятия «Квест по теме «Зима» для детей старшей группы с ТНР

В настоящее время в дошкольном образовании используется множество инновационных технологий, одной из которых является квест.Квест-технология только начинает использоваться в дошкольном образовании. Од...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ИГРУШКИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ТНР

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ИГРУШКИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ТНР Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениям...

Методическая разработка "Конспект логопедического занятия по лексической теме "Зима" для детей с ТНР 4-5 лет"

Цель: Обогащение лексико-грамматического строя речи по теме «Зима»Познавательные задачи: - обобщать, уточнять, расширять словарь детей-закреплять умение детьми 4-5 лет составлять простые р...