Конспект интегрированного занятия «Квест по теме «Зима» для детей старшей группы с ТНР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Голубкина Ольга Николаевна

В настоящее время в дошкольном образовании используется множество инновационных технологий, одной из которых является квест.

Квест-технология только начинает использоваться в дошкольном образовании. Одним из достоинств ее является то, что через игру педагог формирует необходимую мотивацию, которая предоставляет детям свободу выбора, и в то же время возможность получения знаний и формирования навыков. Такая форма организации образовательной деятельности помогает детям научиться работать в команде и совместно решать поставленные задачи. Информационно-коммуникационные технологии (интерактивная доска, проектор, аудиоколонки) позволяют создать красочный сюжет и вовлечь в него детей, приходят на выручку, когда нет возможности пригласить живого героя, кроме того, помогают длительно удерживать внимание детей и вызывают интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kvest_zima_2.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48»

Конспект интегрированного занятия «Квест по теме «Зима»
для детей старшей группы с ТНР

Подготовили: Рябова Наталья Георгиевна – воспитатель
высшей квалификационной категории
Голубкина Ольга Николаевна – учитель – логопед

В настоящее время в дошкольном образовании используется множество инновационных технологий, одной из которых является квест.

Квест-технология только начинает использоваться в дошкольном образовании. Одним из достоинств ее является то, что через игру педагог формирует необходимую мотивацию, которая предоставляет детям свободу выбора, и в то же время возможность получения знаний и формирования навыков. Такая форма организации образовательной деятельности помогает детям научиться работать в команде и совместно решать поставленные задачи. Информационно-коммуникационные технологии (интерактивная доска, проектор, аудиоколонки) позволяют создать красочный сюжет и вовлечь в него детей, приходят на выручку, когда нет возможности пригласить живого героя, кроме того, помогают длительно удерживать внимание детей и вызывают интерес.

Квест – это приключенческая игра. Важнейшим её элементом является обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение задач, требующих от игрока интеллектуальных усилий. Квест – это командная игра, идея которой состоит в том, что команда, перемещаясь «по точкам» выполняет различные задания, чтобы в итоге достичь определенной поставленной цели. Интегрированное занятие построено в форме линейного квеста.

Цель: организовать образовательную деятельность, направленную на знакомство детей с понятием «родственные слова» и с нетрадиционной техникой рисования эбру; способствовать развитию словарного запаса через формирование семантического поля слова «снег»; воображения, общей и мелкой моторики; пробудить интерес к взаимодействию со сверстниками.

Задачи:

- Организовать:

1. Знакомство детей с понятием «родственные слова» и с нетрадиционной техникой рисования эбру.

2. Понимание общей части слова в «родственных словах».

3. Практические действия детей по выработке у них умений рисовать на воде жидкими красками, создавать предметный образ, переносить рисунок на бумагу.

4. Контроль результатов самостоятельной деятельности детей.

5. Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.

Словарная работа: снег – Снегурочка, снеговик, снежинка, снежный (ком), снегопад, снегирь, снегоход, снежок.  

Материалы и оборудование.

Мультимедийное оборудование (ноутбук, интерактивная доска, проектор, акустическая система), презентация к занятию, картинный материал (Снегурочка, зима, снегирь, снегоход, снеговик, снегопад, снежный ком, снежинки), бумажная кукла с одеждой на магнитном виниле, картинки на тему «Времена года», дидактическая игра «Собери снеговика», кегли-кристаллы, баннер с изображением реки, сундук с замками, три ключа, стол для рисования, краски эбру, солнце с лучами.

По количеству детей: стулья, снежки, лопатки, одноразовые тарелки с раствором, палочки для рисования на воде, салфетки, бумага.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия

Вводная часть

Короткая беседа с детьми по теме «Зима».

Логопед:

-Ребята, Какое сейчас время года?

Дети: Зима!

-Чем покрыта земля зимой? (выставляется картинка)

Дети: Снегом!

-Кого дети лепят зимой из снега? (выставляется картинка)

Дети: Снеговика!

-А вы знаете, как называется мотоцикл, который хорошо ездит зимой по снегу? (выставляется картинка)

Дети: Снегоход!

-Как называется зимующая птичка с красной грудкой? (выставляется картинка)

Дети: Снегирь!

-Ребята, как называется явление природы, когда снег обильно большими хлопьями летит с неба? (выставляется картинка)

Дети: Снегопад!

-А вы знаете, как зовут внучку Деда Мороза? (выставляется картинка)

Дети: Снегурочка!

-Ребята, обратите внимание, что часть этих слов произносится одинаково (снег, снеговик, снегурочка, снегоход, снегирь, снегопад – логопед повторяет слова), какая часть повторяется?

-Да, ребята, эти слова (снег, снегирь, снеговик, снегопад  и т.д. – логопед повторяет слова) связаны со словом снег. Какие ещё слова похожи на слово снег?

-Снежинки, снежный ком, снежок (выставляется картинка)

-Такие слова называются родственными, их связывает смысл и общая часть слова.

-Любите ли вы зиму?

Дети: Да!        

-Почему? Расскажите, какая бывает зима?

Дети (принимаются все ответы детей, по необходимости уточняются)

-Какой главный праздник отмечают люди зимой?

Дети: Новый год!

Мотивационный этап

Раздается телефонный звонок. (Слайд 3,звучит фонограмма)

Логопед: Ребята, нам кто-то звонит? Давайте ответим.(Отвечает на звонок).

Слайд 4. Снегурочка (озвучивает воспитатель): «Здравствуйте, ребята! Я Снегурочка! В моих владениях случилась беда! Злой волшебник украл мои зимние краски (белую, синюю и фиолетовую), спрятал их  в сундуке за тремя замками. Без них я не могу рисовать морозные узоры на окнах домов, сковывать льдом реки и озера, укрывать снегом леса. Посмотрите, как уныло в лесу без снега…

Помогите найти мои зимние краски. А чтобы вам легче было искать, я со своим верным другом снегирем посылаю вам карту».

Логопед: Ребята, поможем найти сундук с красками, нам ведь любые задачи по плечу!

Дети: Да!

Основная часть. Ориентировочный этап.

Логопед: Давайте рассмотрим карту. (Слайд 5). Здесь находится наш детский сад, стрелками показан наш путь. Сначала нам нужно найти сугроб, затем девочку, потом снеговика. Нас ждут задания, которые помогут добыть ключи. Когда мы их выполним, найдем сундук и сможем его открыть. Отправляемся в путь.(Идут).

Логопед: Смотрите, ребята, нам тут не пройти, ночью был сильный снегопад, и путь завален снегом. Что делать?

Дети: Надо убрать снег.

Логопед: Правильно, ребята, расчистим путь. А как же мы это сделаем? С помощью чего можно убрать снег?

Дети: С помощью лопат.

Дидактическое упражнение «Расчисть дорогу от снега».

Задание: погрузить один «снежок» на лопатку и перенести в ящик.

В сугробе дети находят первый ключ.

Логопед: Молодцы, путь чист. Мы нашли первый ключ. Идем дальше, только прежде посмотрим на карту. (Слайд 6.) (На карте нарисована девочка). Нам нужно найти девочку. (Идут, подходят к мольберту, на котором прикреплена бумажная кукла). Девочку зовут Таня, она собиралась пойти гулять, приготовила себе одежду, но злой волшебник перемешал всю одежду. Поможем Тане одеться на прогулку.

Дидактическое упражнение «Одень Таню».

Задание: одеть куклу по сезону (магнитный винил).

Логопед: Ребята, вы молодцы! Теперь Таня точно не замерзнет! А во что же она может поиграть на улице зимой? Какая любимая забава детей? Конечно снежки!

Дидактическое упражнение «Зимние забавы».

Задание: из набора картинок выбрать только те, которые относятся к теме «Зимние забавы».

Дети находят второй ключ.

Логопед: Ребята, нам пора идти дальше, посмотрим на карту. (Слайд 7). Здесь нарисован снеговик, и нам нужно его найти. (Идут, находят части, из которых можно собрать снеговика).

Логопед: Посмотрите, что случилось со снеговиком? Он весь рассыпался на части! Сможем ли мы его собрать?

Дети: Да!

Дидактическая игра «Собери снеговика».

Задание: собрать изображение снеговика из частей.

Слайд 8. Снеговик: «Спасибо, ребята, что не бросили в беде! Злой волшебник пролетал мимо меня и подул такой сильный ветер, что я весь рассыпался на части. Хорошо, что вы меня собрали! Я дарю Вам третий ключ!

Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень ловко собрали снеговика! И теперь у нас есть третий ключ. Сейчас нам пора двигаться дальше, посмотрим на карту. (Слайд 9).Нам нужно искать реку. (Идут, подходят к реке, а она скованная льдом, подо льдом видно сундук).

Логопед: Смотрите, ребята, мы нашли сундук. Только речка зимой покрыта льдом. Что делать? Давайте попробуем разбить лед на реке. Нам нужно сбить ледяные кристаллы.  

Игра «Сломай лед».

Задание: сбить кегли (метание снежков).

Логопед: Теперь мы можем достать сундук и вернуться в наш детский сад. (Возвращаются)

-Ребята посмотрите, а в саду нас встречает наш воспитатель! Она нам поможет открыть сундук!

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте посмотрим,  как открыть сундук?

Дети: С помощью собранных ключей.

Дидактическое упражнение «Подбери ключ к замку».

Задание: опираясь на сенсорные эталоны, подобрать подходящий ключ к замку.

Воспитатель: Мы нашли краски. Ребята, давайте нарисуем в подарок Снегурочке морозные узоры волшебными красками.

Исполнительский этап

Дети садятся за стол.

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к работе, нужно разогреть наши пальчики, ведь мы с вами гуляли, наши руки замерзли.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять,

«Идут» указательными и средними  пальчиками по столу

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек ладонями

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Проводят указательным пальцем одной руки по ладони другой

А еще в снегу валялись.

Кладут руки на стол то ладошкой, то тыльной стороной ладошки

Все в снегу домой пришли,

«Встряхивают» ладошки

Суп поели, спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щеки

Воспитатель: Но нам с вами не время спать, мы будем рисовать. Краски Зимы волшебные и рисование у нас будет волшебным. Мы будем рисовать на воде. Я капну несколько капель краски в тарелки. Посмотрите, как красиво краски «танцуют» на воде. Вы с помощью палочек нарисуете узоры на воде, движения можно выполнять вверх-вниз, вправо-влево, а также по кругу. Попробуйте выполнить эти движения в воздухе. Затем вы положите лист на воду. Мы скажем волшебные слова и снимем лист, убирая воду о край тарелки. И красивые узоры, нарисованные вами на воде, окажутся на листе.

Дети выполняют работу.

Рефлексивный этап

Воспитатель: Полюбуйтесь, какие необычные красивые узоры у вас получились. Как вы думаете, Снегурочке понравится? Давайте спросим у нее?

Снегурочка: «Спасибо, ребята, что вернули мои краски. Теперь я снова раскрашу леса, поля и всё вокруг! Снова станет всё по-зимнему красиво! Мне очень понравились и ваши рисунки! Спасибо за помощь! До встречи!»

Рефлексия «Солнышко»: дети стоят у мольберта.

Логопед: Ребята, вам понравилось наше необычное путешествие?

Скажите, во время нашего путешествия встречались ли нам родственные слова «снег»? Какие? (ответы детей) Зима радует нас не только снегом, но и ярким солнышком! Посмотрите и у меня есть яркое солнышко. Давайте прикрепим к нему лучики: желтые - вам всё понравилось, и всё получилось, и синие -было трудно. (Логопед спрашивает у детей, выбравших синий лучик, какие трудности у них возникли. У детей, которые выбрали желтый лучик, спрашивает, что им понравилось больше всего).

Перспективный этап

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам ваши рисунки взять домой, и вместе с родителями украсить ими новогоднюю елку. Ведь ваши работы такие красивые, красочные и нарядные!

Литература

  1. Вохринцева С.В. «Времена года. Зима. Демонстрационный материал для педагогов и родителей. ФГОС ДО Планета Земля», - Екатеринбург: Страна фантазий, 2018. – 24 с.
  2. Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. ФГОС», – СПб: Детсво-Пресс, 2018. - 80 с.
  3. Лободина Н.В. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы и др.  Старшая группа», - Волгоград: Учитель, 2019. – 399 с.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Методическое пособие», М.: ИД «Цветной мир», 2015. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» для детей старшей группы с ОНР.

Аннотация: подгрупповое логопедическое занятие по теме «Зима», для детей 5-6 лет с ОНР, направленное на развитие лексико-грамматических средств языка, развитие диалогической речи, формирование психиче...

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)...

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы на тему «Лимоны»

Цель:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;·         : Проверить усвоение обучающимися технологии изготовления плоскостного изображе...

Конспект совместной образовательной деятельности по теме" ЗИМА" для детей старшей группы

Данное занятие предназначено для детей старшего возраста. В нем  на лексической теме Зима  раскрываются различные задачи по развитию по развитию речи....

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии создания лэпбука в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме "Зимующие птицы", целью которого является систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы», а основной задачей: стимулирован...

Конспект интегрированного занятия с использованием игры ИКТ для детей старшей группы

Конспект интегрированного занятия с использованием игры ИКТ для детей старшей группы...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Домашние и дикие животные зимой"

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие,  физическое  развитие.Цель: Обобщить знания детей о домашних и диких животных, их особенностях.Зада...