Этапы формирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Этапы
формирования связной монологической речи у дошкольников
с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy.pptx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уровень развития связной речи на прямую зависит: от словарного запаса , сформированности грамматического строя речи дошкольников. Связная речь есть связное, логичное, последовательное смысловое высказывание.
ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, имеют нарушения внимания, нарушения словесно-логического мышления. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих в группу для детей с общим недоразвитием речи, следующие :
работа по формированию связной речи – является наиболее приоритетной
Цель : достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развёрнутого высказывания. формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, р азвитие коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий. подготовительная работа с детьми по развитию монологической речи
Упражнения на составление высказываний по демонстрируемым действиям, речевые игры, лексико-грамматические упражнения созданные специальные игровые ситуации Подготовительные упражнения для детей 4-5 лет
Подгрупповое занятие по овладению навыков звукового анализа слова
дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям , усваивают род языковых( лексических и синтаксических) средств построения речевых высказываний, у детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. основа для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний
упражнения в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком(пирамидок разного цвета, но одинаковой формы и величины) сравниваются предметы относящихся к одной типологической группе(овощи, фрукты) сравнение предметов разных групп(помидор, арбуз) составление рассказов по графической схеме, как обобщение знаний полученных ребёнком на ту или иную лексическую тему Виды речевой деятельности
Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи». Москва Издательство Гном и Д 2005г , В . П. Глухов «Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием» Москва. «Аркти»-2004г , В.В Коноваленко и С.В Коноваленко. Ф ронтальные логопедические занятия по лексическим темам «Осень », «Зима», « Весна», «Лето», «Человек» и т.д. Используемые методические разработки:
Использование вспомогательных средств на занятиях по формированию связной речи, облегчают и направляют процесс становления у ребёнка смыслового развёрнутого высказывания. Средства моделирования высказывания: наглядность , при которой происходит речевой акт, моделирование плана высказывания. Упражнения на начальном этапе обучения расположены в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и свёртыванием плана рассказа
Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию Составление рассказа по следам продемонстрированного действия Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии предметных картин, а также сюжетных картин. Составление рассказа по серии сюжетных картин Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины Составление рассказа по одной сюжетной картине. Этапы работы по связной речи
занятия по обучению различным видам рассказывания , творческие задания Виды работы: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации, игры-инсценировки , упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения , восстановление деформированного текста с последующим его пересказом, составление творческих пересказов- с заменой действующих лиц, места действия, времени действия, придумывание названий к картине, упражнения в составлении предложений по данному слову, игры- инсценировки с использованием пантомимы, восстановление пропущенного звена при составлении рассказа. Работа по развитию связной монологической речи с детьми 5-7 лет
Методические рекомендации при проведении обследования связной монологической речи, до начала специального обучения детей . Обследование состояния связной монологической речи проводится при поступлении детей с ОНР (третий уровень речевого развития) в логопедическую группу. Для каждого ребёнка составляется речевой « профиль», в который вносятся результаты проводимого обследования. Такой профиль наглядно показывает, в каких видах развёрнутых высказываний у ребёнка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей коррекционной работы. «Профиль» удобно использовать и в динамических наблюдениях.
Ф.И. ребёнка группа(сильная, слабая) Уровни выполнения задания Виды заданий 1 Пересказ 2 Рассказ по серии картинок 3 Рассказ на основании опыта 4 Описание предмета 5 Продолжение рассказа 1 «хороший» 2«удовлетвори-тельный» 3 «недостаточ-ный» 4 «низкий» 5 «задание не выполнено»
Уровень выполнения задания Пересказ Рассказ по серии сюжетных картинок Рассказ из личного опыта 1 «хороший» (4 балла) Пересказ составлен самостоятельно; полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет. Соблюдается последовательность и передача событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка( с учётом возраста детей) Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развёрнутые высказывания. Применение лексико- грамматических средств соответствует возрасту. Примерная схема оценки уровней выполнения
2 «удовлетвори-тельный» (3 балла) Пересказ составлен с некоторой помощью(побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передаётся содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. Рассказ составлен с некоторой помощью( стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок ( возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сюжету).Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения(ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д )
3-«недоста-точный»(2балла) Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действий или целого фрагмента. Неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или её конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действий, отдельные смысловые несоответствия В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисления(называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы .
4-«низкий»(1балл) Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста; смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. Отсутствует один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий(без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушения связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа. 5- задание не выполнено
1- «хороший»(4балла) В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета(напр., от описания основных свойств к второстепенным и др).Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа(микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета(определения, сравнения и др.) Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию заданной теме(данному началу), доведён до логического завершения, даётся объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развёрнутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.
2-«удовлетво- рительный»(3балла) Рассказ описание достаточно информативен, отличается логической завершённостью, в нём отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков(перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершённость одной, двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершён.Отмечаются Нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования, некоторые языковые трудности в реализации замысла.
3-«недостаточный» (2 балла) Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен- в нём не отражены некоторые(2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершённость ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений Составлен с помощью повторных наводящих вопросов.Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснений передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.
4-«низкий»(1балл) Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой- либо логически обусловленной последовательности рассказа –сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребёнок не в состоянии составить рассказ самостоятельно. Рассказ составлен целиком с помощью наводящих вопросов, крайне беден по содержанию, «схематичен»;продолжен в соответствии с замыслом, но не завершён. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа 5-задание не выполнено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием новых коррекционных технологий
Представленная в статье система работа позволит решить многие задачи коррекции: активизировать словарь; учить строить предложения разными лексико-синтаксическими средствами, распространять предложение...
Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.
Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...
Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье указано то, что какие возникают трудности у дошкольников с ОНР при формировании контекстной речи и причины которые этому поспособствовали. Ключевые слова: ОНР, связная речь, контек...
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».
Рекомендации учителя - логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня....
«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...
Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье указано то, что какие возникают трудности у дошкольников с ОНР при формировании контекстной речи и причины которые этому поспособствовали....
Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....