Главные вкладки
мастер - класс для воспитателей: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
презентация по логопедии
Артикуляционная гимнастика как фактор правильного произношения звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков
Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации : Комната должна быть чистой, хорошо проветренной. У педагога должны быть чистые руки, поэтому используется медицинский спирт, вата и другой гигиенический материал . Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики .
«Заборчик» («Улыбка») Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, вот, смотри, сейчас.
«Хоботок» («Поцелуй») Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи и слоненку покажи.
«Поцелуй-улыбочка»
«ЛОПАТОЧКА-ИГОЛОЧКА» «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.
«ЧАСИКИ»
«Орешки»
«Лошадка»
«ЗАВЕДИ МОТОРЧИК» Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить « дын-дын-дын »
Спасибо за внимание!!!
При создании презентации использован материал с сайтов: http://www.solnet.ee/parents/log_49.html http:// nsportal.ru http ://edusite.ru
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ДЛЯ ЗВУКОВ:
[Ш], [Ж],[Щ],[Ч].
«Окошко»
Рот прикрою я немножко, |
Цель: Развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5—10 секунд.
Обратите внимание! 1.Видны верхние и нижние зубы!
2. Если двигается верхняя или нижняя губа - следует придержать губу пальцем.
3. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему. Если поднимается нижняя губа: плавно опуская пальцами подбородок. При этом нижняя губа опускается и обнажаются нижние зубы.
Если опускается верхняя губа - можно помочь, слегка поднимая вверх пальцем кончик его носа. При этом вepxняя губа поднимается и открываются верхние зубы.
«ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ» («НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»)
| А теперь уж не зубами — Я пошлёпаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». |
Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе — |
Цель:Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).
2. Язык широкий, в форме чашечки.
3. Если упражнение не получается, то нужно ( вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»,распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).
«Парус»
| Улыбаюсь, рот открыт: |
Цель: Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, но стараться, чтобы язык был широким.
«Индюк»
Широко открыт мой рот, |
Цель: Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
Обратите внимание!
Кончик языка загибается кверху. Рот не закрывать!
«Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт: |
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Обратите внимание! 1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»,распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
«Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперёд, |
Цель: Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Усложнение: На кончик носа прикрепить кусочек кальки (1,5 см х 1,5 см) и сдуть его — он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).
Обратите внимание!
1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
2. Не сжимать язык зубами.
3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков
«Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот, |
Цель: Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание: Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Двигается только язык, губы остаются неподвижными.
2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребёнка положения на выбор:«чашечка» снаружи — «чашечка» внутри.
Цель:Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание:Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Двигается только язык, губы остаются неподвижными. 2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребёнка положения на выбор: «чашечка» снаружи — «чашечка» внутри.
«Чистим верхние зубы»
(С внутренней стороны)
Зубы верхние — смотри: |
Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Обратите внимание!
1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Маляр»
| Язык — как кисточка моя, |
Цель: Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
Обратите внимание!
1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»).
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
«Лошадка»
Рот широко открываю, |
Цель: Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Обратите внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
«Грибок»
Широко открою рот, |
Цель: Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.
«Гармошка»
Присосу язык на нёбо, |
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Обратите внимание!
1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка» (№ 40), выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/06/picture-472527-1410012760.jpg)
мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при проведении артикуляционной гимнастики....
Мастер-класс для воспитателей"Формирование правильного звукопроизношения средством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнас...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-312661-1381408444.jpg)
Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/24/picture-936778-1500844537.jpg)
Мастер-класс для воспитателей «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/07/picture-1021091-1575721494.jpg)
Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"
Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.Задачи: - обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856646-1480057705.jpg)
Мастер – класс для воспитателей «Развиваем сенсорику у детей раннего возраста посредством создания дидактических игр»
Мастер – класс для воспитателей «Развиваем сенсорику у детей раннего возраста посредством создания дидактических игр»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/28/picture-720775-1661693793.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуля...