«Использование логопедического массажа при коррекции стёртой дизартрии».
статья по логопедии (подготовительная группа)

В последнее десятилетие значительно выросло количество детей с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. Неврологи все чаще диагностируют дизартрию, у детей с тяжелыми нарушениями речи. В логопедической практике дети с ОНР имеют дизартрию и тяжело справляются со звукопроизношением.

ДИЗАРТРИЯ нарушение просодической и произносительной стороны речи вследствие органического поражения центральной нервной системы, её периферических отделов.

Е.Н. Винарская

Вопросами изучения, коррекции дизартрии занимались многие специалисты, медицинских, педагогических, лингвистических дисциплин.

Одна из форм дизартрии, стертая дизартрия, чаще всего встречается в практике логопеда с детьми ОНР.

Стертая дизартрия – сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики,

мелодико-интонационной стороны речи. Е.Ф. Архипова

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического

и просодического компонентов речевой функциональной системы возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Л.В. Лопатина

Стертая дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, (дыхательного, артикуляционного, голосового), возникающее вследствие невыраженного микроорганического поражения заднелобных, подкорковых отделов головного мозга, определяется, как психофизическая патология нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logomassazh_pri_ster.dizartirii.docx18.79 КБ
PDF icon logoped._massazh23.11.23.pdf2.23 МБ

Предварительный просмотр:

«Использование логопедического массажа при коррекции стёртой дизартрии».

Онегова Татьяна Леонидовна

Учитель-логопед ГБДОУ д/с 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга

В последнее десятилетие значительно выросло количество детей с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. Неврологи все чаще диагностируют дизартрию, у детей с тяжелыми нарушениями речи. В логопедической практике дети с ОНР имеют дизартрию и тяжело справляются со звукопроизношением.

ДИЗАРТРИЯ нарушение просодической и произносительной стороны речи вследствие органического поражения центральной нервной системы, её периферических отделов.

Е.Н. Винарская

Вопросами изучения, коррекции дизартрии занимались многие специалисты, медицинских, педагогических, лингвистических дисциплин.

Одна из форм дизартрии, стертая дизартрия, чаще всего встречается в практике логопеда с детьми ОНР.

Стертая дизартрия – сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики,

мелодико-интонационной стороны речи. Е.Ф. Архипова

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического

и просодического компонентов речевой функциональной системы возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Л.В. Лопатина

Стертая дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, (дыхательного, артикуляционного, голосового), возникающее вследствие невыраженного микроорганического поражения заднелобных, подкорковых отделов головного мозга, определяется, как психофизическая патология нервной системы.

- Неврологическая симптоматика - стертые парезы, изменения тонуса мышц, гиперкинезы в мимической, артикуляционной мускулатуре, патологические рефлексы, нарушения речевой мускулатуры. Особенности артикуляции у детей при дизартрии: паретичность, вялость мышц органов артикуляции; спастичность –напряженность мышцы твердые, напряжены; гиперкинезы, дрожание, тремор языка, голосовых связок; апраксия, невозможность выполнения произвольных движений руками и органами артикуляции; девиация, отклонение языка от средней линии, сочетается с асимметрией губ, сглаженностью носогубной складки; гиперсаливация, повышенное слюноотделение.

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, расстройство речи возникает на фоне различных патологий нервной системы, диагноз подтверждает врач-невролог.

Авторы изучающие вопросы дизартрии, коррекции, отмечают необходимость проведения поэтапной специфической целенаправленной работы. Лечение дизартрии комплексное включает методы: медикаментозное лечение; общее укрепление организма; физиотерапию; логопедические занятия.

На подготовительном этапе подготовки артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов: проводится коррекционная работа по нормализации мышечного тонуса, моторики артикуляционного аппарата, длительности ротового выдоха, голоса, просодики, моторики.

- Подготовительный этап коррекции дизартрии включает:

- Логопедический массаж, для нормализации мышечного тонуса

- Тейпирование, воздействие на точки акупунктуры

- Артикуляционная гимнастика, пассивная, активная

- Работа над дыханием, навыка диафрагмального дыхания

- Работа над голосом, развитие силы, высоты, громкости, тембра голоса

- Развитие навыков невербальной коммуникации

В коррекционной работе массаж предваряет артикуляционную, дыхательную, голосовую гимнастику.

На подготовительном этапе рекомендован логопедический массаж. Метод лечения, профилактики, представляет совокупность приемов механического воздействия на тело, органы, мышцы артикуляционного аппарата.

-Цель логопедического массажа

устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата, для коррекции звукопроизношения

Задачи:

-Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо- гипертонуса в мимической, артикуляционной мускулатуре

- Устранение патологической симптоматики (гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.)

- Развитие качеств артикуляционной моторики (точность, объём, переключаемость и др.)

- Устранение дисплазии, устранение микропарезов

- Улучшение кровообращения, нормализация обменных процессов в нервной ткани

- Повышение работоспособности мышц, активизация дифференцированных движений речевой мускулатуры

- Виды массажа:

-Классический массаж, укрепляющий или расслабляющий. Ручной массаж включает основные приемы - поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

-Точечный, стимулирует биологически активные точки, зоны

- Зондовый, н-р, по методу Новиковой Е.В. , Скляренко, Рау Ф.А., Микляевой Ю.В.

- Аппаратный, проводится с помощью вибрационных, вакуумных и др. приборов

- Самомассаж, выполняет ребенок, массаж лица руками, массаж языка зубами

- Дифференцированный логопедический массаж проводится в структуре индивидуального занятия (не сеансами, как в классическом массаже), а проводится индивидуально в системе коррекционных мероприятий перед артикуляционной гимнастикой.

Комплекс массажных мероприятий

Включаются 3 комплекса массажных упражнений

- при ригидном синдроме, высокий тонус

- спастико – атактивно - гиперкинетическом синдроме, на фоне высокого тонуса гиперкинезы, дистония, атаксия

- паретическом синдроме, низкий тонус

Комплексы массажных упражнений, последовательность выполнения массажа при различных синдромах, представлены в данной ссылке.

- Противопоказания к назначению логопедического массажа

- Острые воспалительные заболевания. Носовые кровотечения. Конъюнктивиты. Заболевания кожных покровов, волосистой части головы. Диатезы, аллергии. Стоматиты, инфекции полости рта, губ. Увеличение лимфатических узлов. Физическая, психическая усталость. Тошнота, рвота, судорожная готовность.

Перед курсом массажа необходимо заключение об отсутствии противопоказаний невропатолога или педиатра.

- Общие рекомендации к проведению логопедического массажа

- Консультация для родителей о эффективности массажа

- Соблюдение гигиенических условий

- Положительная психологическая установка для ребенка

- Продолжительность массажа 10 - 20 процедур, в среднем 2 - 3 раза в неделю, через день

- Длительность процедуры зависит от степени поражения, возраста, этапа коррекции, 5-20 минут

- Массаж сочетается с приемами пассивной, активной гимнастики, самомассажем.

- Положение тела ребенка: лежа на кушетке, полусидя в кресле, на стуле с высоким подголовником

10. Оборудование для проведения логопедического массажа

Дезинфицирующие средства-кожные антисептики – водный раствор хлоргексидина. Стерильные салфетки, ватные диски, бинты, перчатки. Одноразовые шпатели. Ватные палочки. Массажные насадки на пальцы. Массажные зубные щетки. Комплект постановочных, массажных зондов (Рау Ф.А.) Комплект массажных зондов (Новикова Е.В.). Вибромассажеры с различными насадками. Электромассажер. Зондозаменители. Аудизаписи. Средства для стерилизации инструмента, сухожаровой шкаф, крафтпакеты.

- Логопедические технологии массажа разработаны специалистами и используются в практической работе с детьми, с диагнозом дизартрия.

- Для эффективности закрепления результатов массажа, в работе с детьми применяю логопедическое тейпирование, в основном, использую кросс тейпы. Использование тейпов, оказывает рефлекторное воздействие для поддержки, стабилизации мышц, связок, продлевает действие массажа.

- Результативность логопедического массажа очевидна.

Логопедический массаж способствует: Нормализации мышечного тонуса; Восстановлению подвижности мышц; Формированию артикуляционных укладов

Повышается эффективность коррекционной работы, сокращаются сроки постановки, автоматизации звуков, формирования правильного звукопроизношения

Логопедический массаж воздействует на состояние мышц, создает положительные кинестезии для нормализации произносительной стороны речи, не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекает в работу ближайшие мозговые системы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Использование логопедических модулей в коррекции дизартрии у дошкольников.

Запомнить артикуляционный уклад звука, правильно  воспроизвести новый для него звук  ребенку с дизартрией сложно. Учитывая возраст моих воспитанников (4-6 лет) и тот факт, что получают они с...

Консультация: "Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников"

В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них большое количество недостатков звукопроизношения, которые могут...

Необходимость использования логопедического массажа в коррекции речевых нарушений

В статье приведены примеры эффективности использования логопедического массажа и самомассажа, описаны речевые случаи для техник массажа....

Использование логопедического массажа (самомассажа) при постановке звуков у детей с дизартрией в условиях логопункта

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функциюотстающих систем мозга, но и вовлекают в работублизлежащие мозговые системы...

"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамиУ большинства детей дошкольного возраста из &nda...