Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе «Путешествие на Телецкое озеро. Автоматизация звука [с]».
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме

Шварц Ольга Валерьевна

Автоматизация  звука [с]  в словах и предложениях

Закрепление  навыка звукового анализа

Развитие  фонематического слуха и речевого  дыхания.

Воспитание  любви к своей малой Родине – Горный Алтай.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шварц Ольга Валерьевна МДОУ д/с Берёзка с. Иогач

Логопедическое занятие  в подготовительной к школе группе

«Путешествие  на  Телецкое озеро. Автоматизация звука [с]».

Цель:  Знакомство детей с Телецким озером.                                                                                  Закрепление произношения звука [с] в словах и предложениях.

Задачи:    

  1. Автоматизация  звука [с]  в словах и предложениях
  2. Закрепление  навыка звукового анализа
  3. Развитие  фонематического слуха и речевого  дыхания.
  4. Воспитание  любви к своей малой Родине – Горный Алтай.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, большая шкатулка,  колпаки,  фигурка - богатырь Сартакпай, зеркала  по  количеству  детей,  билеты-картинки,  номера  сидений  (1, 2, 3) + звуковые схемы,  полураскрытые   сосновые  шишки, «священный»  камень, столы, стулья по количеству детей, лазерная указка.

Словарная работа: путешественники, Сартакпай, Алтын-Кёль, благопожелание.

Предварительная работа:  просмотр фильма «Притяжение двух озёр» ФГУ «Алтайский государственный природный биосферный заповедник».                                                                                          

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  Проходите, ребята.  Я рада вас видеть добрыми и весёлыми. Давайте   возьмёмся  за  руки  и   громко  скажем  гостям «Доброе утро!», а  теперь  друг  другу – тихо …

Игра «Знакомство».

Это волшебная шкатулка!  А в шкатулке – волшебные колпачки!  Они превращают детей в путешественников. Кто такие путешественники? (ответы детей).  

Раз, два, три – повернись!

В  путешественников  превратись!

Давайте познакомимся… (дети называют себя: «Я  путешественник Артём и т.д.).

  1. Сообщение темы занятия (информационный блок).

  В волшебной шкатулке  ещё что-то есть. … Это   Алтайский   богатырь – Сартакпай. Послушайте сказку, которую поведал мне  богатырь Сартакпай.

«Давным-давно  на  Алтае жил богатырь-великан Сартакпай.   Повел он реки  к Северному океану, да задержался. Три дня держал   Сартакпай   свой   указательный   палец  в  долине.  За это время,  под  палец  много  воды  из горных   рек  натекло, так  Телецкое озеро образовалось».

(Слайд  2)

  Мы отправимся в путешествие    на Телецкое озеро.  Путь нам предстоит дальний. (Слайд  3) На чем  будем добираться?

  Отгадайте загадку.

Что за чудо – синий дом? Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины и питается бензином?

  Верно! Это автобус. Мы поедем на автобусе.  (Слайд  4)

  1. Артикуляционная гимнастика.

Перед  дорогой  нужно позавтракать.  Присаживайтесь к столу. Сделаем гимнастику

Артикуляционная гимнастика и самомассаж лица:

  • Вкусная  котлетка  
  • Блинчик
  • Сливовое варенье
  • Блинчик
  • Сметана
  • Почистим  зубы
  • Умоем лицо
  • Помоем щёки
  • Помоем руки
  • Стряхнём водичку.

Отлично  позавтракали!  

  1. Характеристика звука.

Давайте вспомним:

Как зовут богатыря?  (Сартакпай.) 

Какой первый  звук в его имени? [C]. 

Что мы знаем о звуке? [C].

Звук [C] – согласный, почему? Потому, что  он умеет шуметь; при его произнесении встречается   преграда – зубы.  Произнесите звук, закройте ушки  вот так.  Откройте.  Что-то было слышно? Значит звук [C] – глухой.

  1. Информационный блок занятия.

Я расскажу вам  легенду о Телецком озере.

Давным-давно был голодный год, люди умирали от голода. У одного алтайца был кусок золота, размером с лошадиную голову, но не было еды. Пошел он  по своим соседям, предлагая золото, и прося немного пищи, но никому не нужно было его богатство. Приведенный  в отчаяние, взобрался он на вершину горы и  оттуда бросил  свое  сокровище  в  глубокое  озеро. С  этого времени гора  и  озеро стали называться  золотыми.  Алтайцы называют Телецкое озеро – Алтын-Кёль – «Золотое Озеро».

Как называют Телецкое озеро? (Алтын-Кёль)

  1. Определение места  звука в слове.

     Д/и «Займи свое место»

Проходите к автобусу.

  Это  билеты  на  автобус.  Но они не простые, а с заданием.  

В  автобусе  три  ряда сидений.  В  первом  ряду  поедут  те ребята,  у   кого на  картинке  звук [C]  в  начале слова, во  втором  ряду – у кого звук [C]  в середине слова, в   третьем ряду – звук [C]  в конце слова.

«Внимание,  идет  проверка  билетов». (Дети называют картинки, определяют место звука в слове) 

«Занимайте  свои места.  Автобус  Горно-Алтайск – озеро Телецкое,  отправляется с первой платформы».

Мы едем по заснеженной дороге. (Слайд  5)

(Слайд  6)  Посмотрите, как  красиво за окном, всё в снегу.  Я  прочитаю вам стихотворение, но в нем  потерялись  последние  слова. Помогайте,  договаривайте строчки:

  1. Родственные слова

Д/и «Доскажи словечко»

Тихо – тихо как во сне падает на землю …снег

А с небес летят пушинки, серебристые… снежинки

На поляну, на лужок сыплет беленький…снежок

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…снегири

Словно в сказке. Как во сне, землю всю укутал…снег.

 Молодцы, хорошие стихи получились! Вспомним  все слова….  А вы заметили – они все похожи?  Эти слова родственные друг другу. А ещё в них одинаковый звук.  Какой?   

  1. Работа с предлогами.  (Слайд  7).

Посмотрите,  а  вон  зайцы  на поляне в прятки играют. Я вижу зайца у елки. А вы где видите зайцев? (ответы полным предложением.) 

(Слайд  8) Приехали! Выходите из автобуса.

Вот  какое  озеро Телецкое!

Какая вода чистая!

А как прекрасно озеро летом! (Слайд  9)

Д/и «Скажи наоборот»

  • Река узкая, а Телецкое озеро… – широкое;
  • Болото маленькое, а Телецкое озеро… – большое;
  • Черное море теплое, а  Телецкое озеро… – холодное;  
  • В болоте вода грязная, а в Телецком озере… – вода чистая.

(Слайд  10) Берегами  Телецкого озера являются склоны гор.  

На этих склонах раскинулась живописная тайга.

В тайге  растут   разные деревья. (Слайд  11)  

Какие? Назовите!  

  1. Психогимнастика (движения в соответствии с текстом).

Представьте, что вы – маленькие кустики, а теперь вы большие, могучие кедры, ваши ветви тянутся прямо к солнцу, ветерок покачивает их.  Над кедрами  летают  птицы.

  1. Согласование существительных с числительными. Развитие мелкой моторики

(Слайд  12) Вот сосна, а под нею  сосновые шишки, возьмите по одной шишке, посчитаем их: одна сосновая шишка, две сосновые шишки, … шесть сосновых шишек.  Покатайте  их  по ладошке.

  1. Проговаривание звука в  предложении.

(Слайд  13) А  вот и мост. Он соединяет два берега Телецкого озера, поселки Артыбаш  и   Иогач.  По  мосту  смогут пройти  те путешественники, кто правильно произнесет: Соня и Саня поймали сома с усами.  (Дети по очереди произносят чистоговорку, наступая на следы). 

(Слайд  14) В Телецкое озеро впадает много рек, зимой их не видно под снегом, а летом они  очень живописны.  

Из Телецкого озера вытекает река Бия (слайд 15). 

На  реках,  стекающих с гор  в Телецкое озеро, много  водопадов, зимой они замерзают, (слайд 16). Превращаясь в гигантские сосульки, а летом очень красивы. (Слайд 17).

Самый большой  из  водопадов – Корбу. (Слайд  18).  Посмотрите,  как  красив  водопад  Корбу.  

Струи  водопада  словно борода  самого  богатыря Сартакпая.

  1. Работа  со слогами. Чтение  слогов.

 Озеро Телецкое  богато  рыбой:  хариус,  налим, щука, таймень (слайды  19-25).  

Мы будем ловить рыбу,  но поймаем только тех рыбок,  на которых написаны слоги, где [C] стоит вначале. … (дети, при помощи лазерной указки ловят рыбу).

Отлично порыбачили! Настоящие рыбаки!

  1. Благопожелание.

    (Слайд  26) А вот и  Каменный  Залив.

Зимой вода в нем замерзает.

    (Слайд  27) А как красиво  на  заливе летом!  

Легенда   гласит,  что несколько  тысяч лет   назад,   сюда  упал метеорит.  

Вот   камень со   священного   залива.  Мы  будем передавать этот камень друг другу, и желать что-нибудь   хорошее.  

Это  называют  благопожелание.  

Люди,  живущие на берегах озера Телецкого, верят в то, что всё притягивается друг к другу – красота к красоте, доброта к доброте, печаль к печали.

Я желаю вам быть добрыми.  Пожелайте  что-нибудь  хорошее   друг   другу.  Маша кому  и что ты хочешь пожелать?...  

  Этот древний камень останется вам на память  о сегодняшнем путешествии.

  1. Рефлексия. Окончание занятия.

  Вот и закончилось наше путешествие на Телецкое озеро.

Мне было очень приятно с вами путешествовать.

Катя, как называется озеро? Вася, что тебя удивило в путешествии?

Кирюша, чему ты радовался больше всего? Наташа, кому ты расскажешь дома о своем путешествии?

   А теперь  волшебное  возвращение обратно  в детский сад!

Раз, два, три – повернись! Снова в группе окажись!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия (подготовительная к школе группа) "Секреты дружбы".

Конспект логопедического занятия для детей подготовтельной к школе группы по тем "Секреты дружбы"....

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории. Интеграция образовательных областе...

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: "Жизнь животных весной"

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «Жизнь животных весной» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных областе...

Занятие в подготовительной к школе группе на тему «Автоматизация звука [Р]»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе на тему «Автоматизация звука [Р]» (совместно с воспитателем группы)...

«Волшебный мешок» Автоматизация звука Ш. Конспект подгруппового логопедического занятия, подготовительная к школе группа.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы. Занятие по автоматизации звука Ш в словах, фразах и предложениях. В занятие включены задания на развитие фонематическо...

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) по теме: Автоматизация звука [р] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) и рабочий лист по темеТема: Автоматизация звука [р] в предложениях....