Развитие мелкой моторики "Пальчиковые сказки"
методическая разработка по логопедии на тему
Материал предназначен для специалистов и родителей. Содержит общий вариативный план работы, а также возможности работы со сказкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_moya_statya.docx | 706.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики.
Пальчиковые сказки.
Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значение для ознакомления дошкольников с окружающими их объектами, накопления социального и двигательного опыта и овладения речью.
Выполнение пальчиками различных упражнений, оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают достаточную подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Одной из эффективных форм работы с дошкольниками, способствующей развитию мелкой моторики, является пальчиковая гимнастика – комплексы упражнений, которые могут сопровождаться стихами, сказками, потешками и песнями.
Особое внимание хочется уделить объединению таких важных занятий как пальчиковая гимнастика и чтение сказок. Уже неоднократно было доказано благоприятное воздействие этих двух техник на речь, эмоционально-волевую сферу и на личность в целом.
Рекомендую вводить данные комбинированные занятия только тогда когда все основы-движения (отдельные упражнения) выполняются точно и качественно.
Рассказ и показ таких особенных сказок требует подготовительной работы.
- Чтение сказки.
- Ответы на вопросы по прочитанной сказке.
- Пересказ или самостоятельный рассказ сказки.
- Знакомство со всеми персонажами сказки (можно их нарисовать, слепить, посмотреть на картинках)
- Разучивание отдельных упражнений-основ для демонстрации выбранной сказки. При разучивании упражнений необходимо связывать упражнение и изображаемый предмет.
- Выполнение отдельных упражнений основ.
- Показ и рассказ взрослым пальчиковой сказки.
- Показ ребенком пальчиковой сказки без речевого сопровождения (сказку может читать, рассказывать взрослый)
- Рассказ и демонстрация пальчиковой сказки ребенком.
Каждый этап не имеет четкой продолжительности, вы можете сами скорректировать длительность, а также последовательность работы.
Русская народная сказка «Курочка Ряба».
Текст | Иллюстрация к сказке | Упражнения |
Жили-были | а) б) | |
дед | (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду) | |
и баба | (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка). | |
И была у них курочка Ряба | ||
Снесла курочка яичко | (округлите пальцы и соедините их кончики). | |
Да не простое а золотое, Дед бил, бил | (постучите кулаком по «яичку») | |
— не разбил. | Развести руки в стороны | |
Баба била, била | (стучите кулаком по «яичку») | |
— не разбила | Развести руки в стороны | |
Мышка бежала | (для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»), | |
Хвостиком махнула | (помашите указательным пальцем) | |
— яичко упало и разбилось | (уроните расслабленные руки на колени). | |
Дед плачет | (закройте лицо руками). | |
Баба плачет | ||
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко | (округлите пальцы и соедините их кончики) | |
другое, не золотое, а простое. |
Русская народная сказка «Колобок»
Текст | Иллюстрация к сказке | Упражнения |
Жили-были | а) б) | |
Дед да баба | А) Б) Дед - обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду. Баба - изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка. Выбирайте любое выполнение. | |
Просит старик: - Испеки, старуха, колобок! | ||
Из чего печь — то? Муки-то нет, - отвечает ему старуха. | Развести руки в стороны | |
Э — эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется. | ||
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, | «Поскреби» - поскрести пальцами рук по столу. «Помети» - упражнение «веник» Движения влево - вправо расслабленными кистями рук | |
и набралось муки пригоршни с две. | Показать пригоршни | |
Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. |
«Окошко»: пальцы обеих ладоней округлите и сложите в виде овального окошка Сначала выполняем 1-е упражнение, затем 2-е. | |
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. | «Покатился колобок дальше », можно повращать руками относительно друг друга. | |
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: | ||
- Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою,— сказал колобок и запел: Я колобок-колобок по амбару метён, по сусеку скребён, на сметане мешен, На окошке стужён, Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл: От тебя, зайца, не хитро уйти". |
| |
Катится колобок, а навстречу ему волк: | а) б в) Выбирайте любое выполнение из предложенных. | |
Я колобок-колобок по амбару метён, по сусеку скребён, на сметане мешен, На окошке стужён, Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл! Я от зайца ушел! И от тебя волка не хитро уйти! |
| |
Катится колобок, а навстречу ему медведь: | ||
Я колобок-колобок по амбару метён, по сусеку скребён, на сметане мешен, На окошке стужён, Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл! Я от зайца ушел! Я от волка ушел! И от тебя медведь не хитро уйти! |
| |
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: | ||
А колобок запел песенку: Я колобок-колобок по амбару метён, по сусеку скребён, на сметане мешен, На окошке стужён, Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл! Я от зайца ушел! Я от волка ушел! Я от медведя ушел! И от тебя лиса не хитро уйти! |
| |
- Какая славная песенка! — сказала лиса. - Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку, да пропой еще разок погромче. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок по развитию мелкой моторики пальцев рук "Волшебные пальчики". занятие "Зимняя сказка" (средняя группа)
занятие ,развивающее мелкую моторику, композиционные умения, восприятие цвета. в гости к детяи приходит сказочный персонаж и игает с детьми....
НОД по познавательно-речевому развитию во 2 младшей группе на тему «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
Образовательная область «Труд». Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах ...
«ЗИМНЯЯ СКАЗКА» (РИСОВАНИЕ НА МАННОЙ КРУПЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК)
- развитие познавательных процессов, саморегуляции сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала;-...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»...
Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в добрую сказку»
Развивать навыки речевого общения....
Занятие для детей младшей группы по познавательно — речевому развитию во 2 младшей группе Тема «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
Тема «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» Программное содержание. Образовательная задача: Образовательная область «Познание». Совершенствовать восприятие детей, активно включая...