Развитие мелкой моторики "Пальчиковые сказки"
методическая разработка по логопедии на тему

Белова Алена Владимировна

Материал предназначен для специалистов и родителей. Содержит общий вариативный план работы, а также возможности работы со сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_moya_statya.docx706.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики.

Пальчиковые сказки.

Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значение для ознакомления дошкольников с окружающими их объектами, накопления социального и двигательного опыта и овладения речью.

Выполнение пальчиками различных упражнений, оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают достаточную подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Одной из эффективных форм работы с дошкольниками, способствующей развитию мелкой моторики, является пальчиковая гимнастика – комплексы упражнений, которые могут сопровождаться стихами, сказками, потешками и песнями.

Особое внимание хочется уделить объединению таких важных занятий как пальчиковая гимнастика и чтение сказок. Уже неоднократно было доказано благоприятное воздействие этих двух техник на речь, эмоционально-волевую сферу и на личность в целом.

        Рекомендую вводить данные комбинированные занятия только тогда когда все основы-движения (отдельные упражнения) выполняются точно и качественно.

        Рассказ и показ таких особенных сказок требует подготовительной работы.

  1. Чтение сказки.
  2. Ответы на вопросы по прочитанной сказке.
  3. Пересказ или самостоятельный рассказ сказки.
  4. Знакомство со всеми персонажами сказки (можно их нарисовать, слепить, посмотреть на картинках)
  5. Разучивание отдельных упражнений-основ для демонстрации выбранной сказки. При разучивании упражнений необходимо связывать упражнение и изображаемый предмет.
  6. Выполнение отдельных упражнений основ.
  7. Показ и рассказ взрослым пальчиковой сказки.
  8. Показ ребенком пальчиковой сказки без речевого сопровождения (сказку может читать, рассказывать взрослый)
  9. Рассказ и демонстрация пальчиковой сказки ребенком.

Каждый этап не имеет четкой продолжительности, вы можете сами скорректировать длительность, а также последовательность работы.

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Текст

Иллюстрация к сказке

Упражнения

Жили-были

http://moipersonsaitik.ucoz.ru/knigi_v_kartin/ryaba1.jpg

а)100_3752

б)Навыки и умения - Программа дополнительного образования в до…

дед

(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

и баба

(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба

http://moipersonsaitik.ucoz.ru/knigi_v_kartin/ryaba3.jpg

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи

Снесла курочка яичко

http://moipersonsaitik.ucoz.ru/knigi_v_kartin/ryaba2.jpg

(округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое а золотое, Дед бил, бил

http://moipersonsaitik.ucoz.ru/knigi_v_kartin/ryaba3.jpg

(постучите кулаком по «яичку»)

— не разбил.

Развести руки в стороны

Баба била, била

http://moipersonsaitik.ucoz.ru/knigi_v_kartin/ryaba4.jpg

(стучите кулаком по «яичку»)

— не разбила

Развести руки в стороны

Мышка бежала

http://moipersonsaitik.ucoz.ru/knigi_v_kartin/ryaba5.jpg

(для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_602/7/d-6069/6069_html_m330fb302.png

Хвостиком махнула

Изображение

(помашите указательным пальцем)

— яичко упало и разбилось

(уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет

Изображение

(закройте лицо руками).

Баба плачет

А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко

http://u.jimdo.com/www72/o/sf278732f8691ebec/img/i243f31a6fc8fb551/1335994717/std/image.jpg

(округлите пальцы и соедините их кончики)

другое, не золотое, а простое.

http://u.jimdo.com/www72/o/sf278732f8691ebec/img/if070ac08b0432221/1335994779/std/image.jpg

Русская народная сказка «Колобок»

Текст

Иллюстрация к сказке

Упражнения

Жили-были

Испеки мне старая колобок

а)100_3752

б)Навыки и умения - Программа дополнительного образования в до…

Дед да баба

А) 100_3753

Б) Дед - обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду.

Баба - изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка.

Выбирайте любое выполнение.

Просит старик:

- Испеки, старуха, колобок!

100_3750

Из чего печь — то? Муки-то нет, - отвечает ему старуха.

Развести руки в стороны

 Э — эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела,

«Поскреби» - поскрести пальцами рук по столу.

«Помети» - упражнение «веник»

Движения влево - вправо расслабленными кистями рук

и набралось муки пригоршни с две.

Показать пригоршни

Все о развитии ребенка, игры, потешки, тесты, конкурсы.

Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Изображение

  1. Выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него.100_3809

«Окошко»: пальцы обеих ладоней округлите и сложите в виде овального окошка

Сначала выполняем 1-е упражнение, затем 2-е.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Изображение

«Покатился колобок дальше », можно повращать руками относительно друг друга.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок! Я тебя съем!

Изображение

Пальчиковая гимнастика, основные упражнения

- Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою,— сказал колобок и запел:

Я колобок-колобок по амбару метён, по сусеку скребён, на сметане мешен,
В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл:

От тебя, зайца, не хитро  уйти".

  1. «Колобок»

100_3750

  1. «Веник»
  2. «Поскрести по столу»
  3. Движения, имитирующие замешивание теста.
  4. «Печка» - согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните — это «печная труба».
  5. Выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него.
  6. Изобразите дедушку
  7. Изобразите бабушку
  8. Упражнение «Заяц»

Катится колобок, а навстречу ему волк:
- Колобок, колобок! Я тебя съем!
- Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!

Изображение

а)

бНепосредственно Образовательная Деятельность (НОД)

100_3756

в) Нора и логово

Выбирайте любое выполнение из предложенных.

Я колобок-колобок по амбару метён, по сусеку скребён, на сметане мешен,
В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл!

Я от зайца ушел! И от тебя волка не хитро уйти!

  1. «Колобок»

100_3750

  1. «Веник»
  2. «Поскрести по столу»
  3. Движения, имитирующие замешивание теста.
  4. «Печка» - согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните — это «печная труба».
  5. Выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него.
  6. Изобразите дедушку
  7. Изобразите бабушку
  8. Упражнение «Заяц»
  9. Упражнение «Волк»

Катится колобок, а навстречу ему медведь:
- Колобок, колобок! Я тебя съем.
- Где тебе, косолапому, съесть меня!

Изображение

100_3799

Я колобок-колобок по амбару метён, по сусеку скребён, на сметане мешен,
В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл!

Я от зайца ушел! Я от волка ушел! И от тебя медведь не хитро уйти!

  1. «Колобок»

100_3750

  1. «Веник»
  2. «Поскрести по столу»
  3. Движения, имитирующие замешивание теста.
  4. «Печка» - согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните — это «печная труба».
  5. Выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него.
  6. Изобразите дедушку
  7. Изобразите бабушку
  8. Упражнение «Заяц»
  9. Упражнение «Волк»
  10. Упражнение «Медведь»

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький!

100_3798

А колобок запел песенку:

Я колобок-колобок по амбару метён, по сусеку скребён, на сметане мешен,
В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл!

Я от зайца ушел! Я от волка ушел! Я от медведя ушел! И от тебя лиса не хитро уйти!

  1. «Колобок»

100_3750

  1. «Веник»
  2. «Поскрести по столу»
  3. Движения, имитирующие замешивание теста.
  4. «Печка» - согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните — это «печная труба».
  5. Выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него.
  6. Изобразите дедушку
  7. Изобразите бабушку
  8. Упражнение «Заяц»
  9. Упражнение «Волк»
  10. Упражнение «Медведь»
  11. Упражнение «Лиса»

- Какая славная песенка! — сказала лиса. - Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку, да пропой еще разок погромче.
Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.
- Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, - сказала лиса и высунула свой язык.
Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса - ам его! - и скушала.

Изображение

100_3810


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок по развитию мелкой моторики пальцев рук "Волшебные пальчики". занятие "Зимняя сказка" (средняя группа)

занятие ,развивающее мелкую моторику, композиционные умения, восприятие цвета. в гости к детяи приходит сказочный персонаж и игает с детьми....

НОД по познавательно-речевому развитию во 2 младшей группе на тему «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»

Образовательная область «Труд». Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах ...

«ЗИМНЯЯ СКАЗКА» (РИСОВАНИЕ НА МАННОЙ КРУПЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК)

-           развитие познавательных процессов, саморегуляции сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала;-...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»...

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности   во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...

Занятие для детей младшей группы по познавательно — речевому развитию во 2 младшей группе Тема «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»

Тема «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» Программное содержание. Образовательная задача: Образовательная область «Познание». Совершенствовать восприятие детей, активно включая...