Конспект интегрированного занятия Тема: «Гном Весельчак учит звук –Р»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Адамас Татьяна Матиевна

Задачи:

1. Образовательная – учить изолированно и в сочетании с другими звуками произносить звук Р; развивать фонематический слух через определение звука в слове и подборе рифм; упражнять в умении перестраивать предложение с опорой на наглядность и используя предлоги: над, под, около, за, в; продолжать формировать направленность воздушной струи и умение точно выполнять артикуляционные упражнения.

2. Развивающая – развивать умение выражать своё эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов и движений; моторику руки; развивать положительные эмоции к участию в предложенной деятельности.

3. Воспитательная – воспитывать умение сотрудничать друг с другом и взрослыми для достижения поставленной цели, желание помогать попавшим в беду или сложные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gnom_veselchak_uchit_zvuk_r.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

Тема: «Гном Весельчак учит звук –Р»

Модель: коррекционно-логопедическое занятие.

Форма проведения: учебно-игровая «Путешествие в сказочный домик гнома».

Методическая цель:  создание благоприятных условий для развития личности и коррекции речевых нарушений (автоматизация звука Р в слогах, словах , предложении).

Задачи:

1. Образовательная – учить изолированно и в сочетании с другими звуками произносить звук Р; развивать фонематический слух через определение звука в слове и подборе рифм; упражнять в умении перестраивать предложение с опорой на наглядность и используя предлоги: над, под, около, за, в; продолжать формировать направленность воздушной струи и умение точно выполнять артикуляционные упражнения.

2. Развивающая – развивать умение выражать своё эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов и движений; моторику руки; развивать положительные эмоции к участию в предложенной деятельности.

3. Воспитательная – воспитывать умение сотрудничать друг с другом и взрослыми для достижения поставленной цели, желание помогать попавшим в беду или сложные ситуации.

Методы мотивации:

Эмоциональные:

1. Создание яркого наглядно-образного представления в организационной части занятия: вход гнома Весельчака.

2. приглашение к сказочному путешествию.

3. Подвижная музыкальная игра «Жираф».

4. «Цветочные» рифмы, волшебная картинка, рисование привета ладошкой.

5. Ситуация удивления при появлении необычного кристалла в конце занятия.

Социальные:

1. Развитие желания быть полезным во время преодоления препятствий.

2. Желание создать для героя красоту в сказочном домике.

3. Заинтересованность результатами своей работы при выполнении задания.

Учебные: предъявление учебных требований во время выполнения артикуляционной гимнастики, игры с пальчиками.

Познавательные:  проведение диалога во время обсуждения того, откуда герой, как можно по-другому приветствовать друг друга.

Оборудование:  Игрушки: гном, лягушка; предметные и сюжетные картинки; картинки с рифмами; флажки со звуком Р; магнитофон; магнитная доска и магниты; «кристалл»; бумага, гуашь, цветные колпачки, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент:

Дети под музыку входят в группу.

- Ребята, здравствуйте! Сегодня я у вас в гостях и рада снова всех вас видеть. Скажите, а можно поздороваться без слов? Давайте, попробуем, поприветствуем всех наших гостей по-разному (помочь тем, кто затрудняется).

2. Сюрпризный момент.

Раздаётся звон колокольчика, предлагаю детям прислушаться. Звон повторяется.

- А кто же должен ещё к нам сюда прийти? (предлагаю детям пофантазировать, назвать предполагаемых гостей). Раздаётся ещё раз звон, предлагаю подойти к двери и посмотреть, кто же там? Дверь приоткрывается, в щель снизу просовывается голова гнома.

- Ребята, да это же гном из сказки «Белоснежка и семь гномов». Помните такую сказку? А это самый маленький гном, его зовут Весельчак. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

- Он пришёл к вам в гости и приготовил для вас стихотворение (стихотворение произносится с дефектами).

Я ладостный весёлый гном

Люблю длузей в лесу своём

Много блатьев у меня,

Иглаю длужно с ними я!

- Ребята, а мне кажется, что гном не все слова произносит правильно. Вы не заметили, какие? (ответы детей).

- Да, гном Весельчак не произносит звук Р, а ведь скоро он, так же как и вы, идёт в школу. Может, поможем гномику, поиграем с ним и научим красиво говорить звук Р? Вдруг и он научится говорить правильно и красиво. Да, а ведь я пришла не одна, со мной ещё один сказочный герой, вернее – героиня сказки, но она очень пугливая, спряталась в корзинке. Поищите её, а подскажет вам музыка: если она играет громко, значит, вы идёте в правильном направлении, если будет затихать – значит, удаляетесь от неё.

Игра «Горячо-холодно»

Дети находят лягушку в корзине.

- давайте разбудим язычок и сделаем для него гимнастику.

1. Артикуляционная гимнастика.

(проводится с помощью тренажёра «Лягушка»).

Жил весёлый язычок в маленьком домишке,

Превращался во что мог га радость всем детишкам.

Вот язычок наш как иголка, тонкий, длинный, колкий, колкий.

Язычок свой потяни и иголкой уколи.

Ходят часики тик-так, не остановишь их никак.

Влево – тик, вправо – так, тик-так, тик-так.

Язычок наш захотел – на качелях полетел:

Летят они то вверх, то вниз, ты вместе с ними прокатись.

А теперь вот погляди, это скачут лошади.

Язычком пощёлкай ты, как копытами они.

Как маляр наш язычок, кисточкой покрасил чердачок!

Не чердак, а нёбо!...у него дел много.

Очень любит язычок вкусное варенье,

Приготовил он друзьям это угощенье.

Варенье приятное, вкусное, ароматное.

Язычок подними варенье оближи.

На тонкой ножке стоит грибок у дорожки.

Язык к нёбу прижимай, и грибочек ты срывай.

Так  живёт наш язычок в маленьком домишке,

Превращается во всё – на радость всем детишкам.

- Давайте, ребята, попробуем спеть песенку «Моторчика» - трр,трр,трр.

- Ну, молодцы, ребята! Вон как здорово гномик спел песенку моторчика. Я вас благодарю за это, а гномик приглашает к себе в гости в сказочный домик. Хотите пойти? А не боитесь трудностей? Тогда давайте положим руки друг  другу на плечи, создадим ауру смелости и успешности.

4. Подвижная игра «Переправа».

Дети выходят из зала, видят с кочки, надо перепрыгивая с кочки на кочку произносить слоги со звуком «р».

Оказались на поляну перед сказочным домиком. По ковру

разложены цветы, с обратной стороны написаны рифмовки. Собирают букет, проговаривая написанную на цветке рифму.

5. Игра «Рифмовочки» - подскажи словечко.

Ра – ра – ра – дым поднялся от….. костра.

Ра – ра – ра – у сластён в зубах….. дыра.

Ла – ла – ла – есть у птицы два…..крыла.

Лу – лу – лу – кто наказан, тот в…..углу

Рю – рю – рю – я отлично…..говорю.

-Молодцы, ребята, вы здорово придумываете рифмовочки.  Давайте поаплодируем себе, похвалим себя.

6. – А ведь гном Весельчак тоже придумал для вас игру. Она называется «Рифмы в стихах». Если вы будете называть слова, нарисованные на картинках в том порядке, как они расположены, то у нас может получится целое стихотворение. Я начну, а вы продолжайте:

Вот со звуком «р» игра, нам играть в неё пора:

Виноград, трамвай, топор, шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша, крыша радуга, Каркуша,

Рыба, курица, тетрадка, крот, смородина, кроватка,

Груши, грузовик, петрушка, виноград, трамвай, пеструшка.

-Вот это молодцы! Какое классное стихотворение сочинили.

7. –А хотите ещё поиграть? Мой друг художник прислал гному в подарок картину, но когда я на неё посмотрела, то очень удивилась:

Всё перепутал художник – чудак, найдите, что на картине не так?

Игра «Путаница»

(дети переделывают предложения, опираясь на наглядность, каждому – по одному предложению).

На орле сидит гора.

На редьке и редиске растёт грядка.

Огурец нарисовал Варю.

Рядом с рябиной растёт деревня.

Грецкие орехи несут ребят.

- Ребята, посмотрите как  гном развеселился и теперь предлагает нам повеселиться и объявляет весёлую дискотеку «Подарок из Африки».

Музыкальная пауза «Жираф»

8. – Весело? Теперь я предлагаю отдохнуть, успокоиться и поиграть пальчиками. Я сейчас прикоснусь к вашим рукам, и пальчики превратятся в весёлых человечков.

Пальчиковая гимнастика с использованием мимики «Весёлые человечки».

Человечки в доме жили, меж собой они дружили.

(пальцы в  «замке» сжимать – разжимать)

Звали их совсем чудно: хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо

(ритмично хлопать в ладоши, весёлое, удивлённое хмурое выражение лица).

Удивлялись человечки: хо-хо-хо

(ритмичные хлопки, лицо удивлённое)

Им собачка шла навстречу и дышала глубоко: хо-хо-хо

(кисти рук сложить в собачку, высунуть язык и дышать ритмично, как («собачка»).

Засмеялись человечки: хи-хи-хи

(ритмичные хлопки, весёлое лицо)

Ты похожа на овечку! Прочитай тебе, стихи?

(кисти рук сложить в «козу», ладони в «книжку», выражение лица вопрошающее)

Разобиделась собачка и ушами затрясла

(махать кистями рук, хмурое выражение лица)

Человечки же хохочут: ха-ха-ха, ха-ха-ха

(хлопать в ладоши, весёлое выражение лица).

9. – Ребята, вот как нам весело стало! Но посмотрите наш гномик загрустил. Что случилось?

- У меня есть волшебный кристалл, он дарит людям радость и хорошее настроение. Но сейчас он стал обычным серым блестящим камнем, потому что я о нём давно не вспоминал.

- Весельчак, наверное, твой волшебный кристалл потратил слишком много сил, даря людям радость. Может, теперь мы сможем ему помочь?

- Да, ребята, мой кристалл начинает излучать свой свет, если все вокруг него относятся друг к другу с любовью и говорят добрые слова. А я как раз знаю игру «Ласковые слова», она заключается вот в чём: каждый, у кого окажется кристалл, говорит соседу что-то очень приятное, ласковое, что ему нравится. Поиграем? (в конце игры оболочка на кристалле раскрывается и появляется красивый камень). Дети любуются кристаллом, восхищаются с помощью мимики, жестов, поз.

- Посмотрите, как радуется гном, потому что мы помогли расколдовать его кристалл.  Ну, а нам пора возвращаться в группу, я предлагаю оставить на память Весельчаку наши ладошки радости. Ведь у вас хорошее настроение?

Какие краски говорят нам о хорошем, радостном настроении? (работа детей на общем листе).

10. После работы предлагаю детям вытереть ладошку влажной салфеткой, прощаемся с гномом, по кочкам возвращаемся в детский сад, повторяя упражнение «Слоги».

11. – Вот мы снова в группе. Давайте вспомним, где мы сегодня были и расскажем другим детям, акцент делаю на то, как правильно надо произносить звук «р».

12. Итог: Мне очень понравилось с вами играть, вы замечательные ребята: дружные, смелые, добрые, весёлые. Я хочу каждому пожать руку и поблагодарить вас. А чтобы вы помнили о нашем путешествии, я подарю вам по волшебной бусинке, это частичка кристалла. Смотрите на неё и не забывайте, что только добрые поступки и красивые слова дарят людям радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по развитию речи "Таинственные звуки"

конспект включает  в себя развитие речи,ознакомление с окружающим, обучение граммоте....

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в волшебную страну звуков"

Цель.Закреплять навыки правильного произношения и дифференциации звуков«л-р»  Задачи.Коррекционно – образовательные.1.     Закреплять у детей навык правильного произношения зв...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Учимся дружить!»

Конспект разработан для детей старшей  группы.Целью занятия является развитие навыков позитивного общения...

План-конспект интегрированного занятия в старшей подгруппе: "Дифференциация звуков Ф, Фь".

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков Ф - Фь....

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ «Планета звуков»

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи (учимся рассказывать) и рисованию. «Встреча с ёжиком».

Развивать речевое дыхание и фонематическое восприятие, логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук.Воспитывать  бережное отношение к животным....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Учимся быть здоровыми".

Закреплять знания детей о том , как заботиться о своём здоровье. Формировать привычки здорового образа жизни. Развивать способность к умозаключениям. Воспитывать у детей стремление быть здоровыми....