План-конспект интегрированного занятия в старшей подгруппе: "Дифференциация звуков Ф, Фь".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Воротилина  Екатерина Александровна

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков Ф - Фь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_f-f.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков Ф-Фь.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная: познакомить детей со звуками Ф и Фь, научить характеризовать их по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематические процессы: звуковой анализ слогов, слов;

- упражнять в составлении предложений и делении их на слова;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать просодические компоненты речи.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих.

Оборудование: зеркало; картинки для звукоподражаний; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Ф, Фь; буква Ф; дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие домик, наборы для выкладывания звуковой схемы предложения, куклы.

  1. Организационный момент:

Д/и «Скажи наоборот»:

Да-да-да – дя-дя-дя; до-до-до – дё-дё-дё; ду-ду-ду – дю-дю-дю; ды-ды-ды – ди-ди-ди.

  1. Развитие артикуляционной моторики:

Жил да был Веселый язычок. Проснулся язычок рано утром. Решил язычок посмотреть какая погода за окном («Окошечко»). Выглянул язычок в окошечко («Лопатка»); посмотрел вправо – влево («Часики»). Решил язычок прогуляться, пошел язычок по тропинке (Пя-пя-пя). Увидел язычок на полянке качели и решил язычок немного покачаться («Качели»). Потом прокатился с горочки («Горочка»). Зацепился язычок и порвал штаны.  Пришлось пришивать заплатку, достал язычок иголочку с ниткой («Иголочка»). Пошел дальше язычок (пя-пя-пя).  Увидел язычок высокий забор («Заборчик»). Смотрит, маляр забор красит («Маляр»). Надо помочь! Помог и побежал дальше в гости к своей лошадке. Поскакал язычок по лесу на лошадке ("Лошадка»). Увидел язычок грибок («Грибок»). Поскакал дальше (Лошадка»). Увидел еще один грибок («Грибок»). Скачет по дорожке и слышит, как кто-то играет на гармошке («Гармошка»), а кто-то на барабане («Барабан»). Очень понравилась музыка язычку, и поскакал он искать музыкантов.  

  1. Работа над развитием дыхания и голоса. Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом: ветер воет – «в-в-в»; филин кричит: «фу-бу, фу-бу»; волк воет – «у-у-у».
  2. Объявление темы занятия:

Ребята, отгадайте загадку:

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж)

-  Скажите, мне, пожалуйста, а у ежа есть семья?  (Ёж, ежиха и ежата).

- А хотите узнать как ёж и ежиха фыркают? Я вам подскажу (Ф-ф-ф).

- А как маленькие ежата фыркают? (Фь-фь-фь)

- Как вы уже догадались, звуки Ф и Фь, мы будем учиться различать на сегодняшнем занятии.

5. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков Ф, Фь с наблюдением за положением артикуляции в зеркале и при тактильно-вибрационным контроле (рука на горлышке).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Ф]:

- нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха;

- верхние зубки слегка видны;

- горлышко «молчит».

Характеристика звуков Ф, Фь. Звук Ф – согласный, твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета. Звук Фь – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.

Чем эти звуки похожи, а чем отличаются?

6. Развитие мелкой моторики. «Ёжик колкий»

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(
Пальцы складываются в замок)

7. Развитие фонематического слуха.

Д/и «Хлопай, топай»

На звук Ф – хлопаем в ладоши. На звук Фь – топаем ножками.

8. Физкультминутка. «Ёжик» 

(Выполнение движений по тексту стихотворения)

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша.
Тихо листьями шурша.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

9. Закрепление звуков в слогах

Дидактическая игра «Подбери нужный слог («ФА» или «ФЕ»)

Со....(фа); ко…(фе); ка…(фе); дро…(фа).

10. Закрепление звуков в словах. «Фотографии».

Посмотрите, пожалуйста, на картинки. Определите, кого или что фотографировали  Филипп и Фая. В названиях Фаиных фотографий слышится звук Ф, а в названии фотографий Филиппа – Фь. (Дельфин, шкаф, вафли, фокусник, пуфик, фигуристка, конфеты, фазан).

11. Закончите начатые предложения.

Повторите каждое предложение целиком. Анализ составленных предложений, выкладывание схемы.

- Фая в зоопарке сфотографировала фазана, а Филипп (дельфина).

- В продуктовом магазине Филипп сфотографировал конфеты, а Фая  (вафли).

- В цирке Фая сфотографировала фокусника, а Филипп (фигуристку).

- В мебельном магазине Филипп сфотографировал пуфик, а Фая (шкаф).

12. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуками Ф и Фь.

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин - прыг, филин - скок,

Филиненку дал флажок.

Филиненок рад, рад

Два фонарика горят.

(Г. Сатир)

13. Итог занятия.

С какими звуками познакомились на занятии?  Чем отличаются эти звуки друг от друга? Назовите слова со звуками Ф, Фь.

Литература:

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 160 с.
  2. Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: Издательство "Гном и Д", 2005. — 24 с.

  1. Миронова Н.М. развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект игрового интегрированного занятия «Осеннее дерево» во второй младшей группе

Занятие для детей второй младшей группы. На занятии дети знакомятся с поэзией А.С. Пушкина "Осень"; играют в музыкальную игру "Осенние листочки"; обсуждают осенние изменения в природе; учатся работать...

План – конспект игрового интегрированного занятия во второй младшей группе «Одуванчик». Рисование с конфетти

Занятие для детей второй младшей группы. На занятии ребята играют в пальчиковую игру "Цветок", знакомятся с куклой Веснянкой и с приметами весны. Дети читают стихи про одуванчик и знакомятся с нетради...

План-конспект итогового интегрированного занятия «Дружба побеждает зло» в старшей группе

Обобщить и систематизировать ранее полученные знания;воспитывать чувство сплоченности, взаимовыручки, умение ценить и беречь дружбу....

План-конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы на тему "Звук [о]"

Тема занятия: «Звук [о]»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: старшая возрастная группаЦель: развитие звуковой культуры речи детей на материале ознакомления их со звуком ...

План – конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука Л с использованием элементов театрализованной деятельности»

Тема: Автоматизация звука [Л]Цель: Автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях и связной речи.Задачи:- совершенствовать навыки проговаривания заученного текста, чистоговорок;- развивать фонематич...