«Использование глазодвигательных упражнений на логопедических занятиях»
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Антропова Марина Владимировна

 

   Глазодвигательные упражнения являются обязательным компонентом коррекционной работы с детьми.

   Глазодвигательные упражнения оказывают положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышают его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышают силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимают переутомление зрительного аппарата, развивают концентрацию и координацию движений глаз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrenie_igraet_vazhnuyu_rol_v_zhizni_rebyonka.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

  «Использование  глазодвигательных

упражнений  на логопедических занятиях»

  Зрение играет важную роль в жизни ребёнка. Именно с помощью зрительного анализатора он получает 90% информации об окружающем мире.В своей работе учитель- логопед использует различные приёмы для развития не только речи, но и развития мелкой моторики, логического мышления, внимания, памяти.
Поэтому важно учитывать то, что дети постоянно испытывают огромную нагрузку на глаза, и учителю- логопеду необходимо осуществлять работу над профилактикой зрительных расстройств.

В   этом помогут глазодвигательные упражнения.
Они позволяют  обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза;

  • повышают силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
  • укрепляют мышцы век;
  • снимают переутомление зрительного аппарата;
  • развивают способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;
  • корректирует функциональные дефекты зрения.

  Глазодвигательные упражнения необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.
При подборе глазодвигательных упражнений учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребёнка. Дети во время проведения упражнений не должны уставать.

Для глазодвигательных упражнений можно использовать  мелкие предметы, различные зрительные тренажёры, стихи, потешки и т. д.

Глазодвигательные упражнения,  используемые на логопедических занятиях:

1.Слежение взглядом за ярким небольшим предметом на палочке.  

На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, птичка, какой либо сказочный герой) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие.  Дети рассматривают предмет, который двигается вправо- влево. 

 Работаем 20- 30 сек. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил глазами его движение. При этом голова неподвижна.

2. Упражнения с использованием зрительных траекторий. Специально разработанную схему зрительных траекторий  можно использовать для периодической активизации чувства зрительной координации. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения заданий.

2. Упражнения с использованием зрительных траекторий. Специально разработанную схему зрительных траекторий  можно использовать для периодической активизации чувства зрительной координации. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения заданий.

7. Упражнение «На лесной опушке» (используется при автоматизации звука Ш в словах)

Белка по деревьям скачет,
И в дупле орехи прячет.
(движение глазами вверх - вниз по дорожке)
Пчёлки летают вперёд и назад,
Мёд принести они в улья спешат!
( движения глаз вправо-влево)
Посмотри, над цветущим лужком
Бабочки летают кругом!
(круговые движения глаз)
Это что за чудеса?
Зайца хочет съесть лиса.
Но он убежит от беды,
Запутает умело следы
. (рисовать глазами восьмёрку по горизонтали)
А сейчас зажмурим глазки,
Поморгаем много раз,
Весёлая гимнастика
Сохранит здоровье глаз!

4. Зрительная гимнастика «Лиса» (используется при автоматизации звука С)

Са- са- са – вот идёт лиса. (глаза «моргают»)

Сы- сы- сы – хвост пушистый у лисы.

Су-су- су- видим мы лису. (глаза закрыты)

Са- са- са – лисонька – краса.

Глазки открываются – дети улыбаются.

5.  Упражнение «Часовщик» (используется при автоматизации звука Ч)

Часовщик прищурив глаз, (закрыть правый глаз)

Чинит часики для нас (открыть правый глаз)

Повторить упражнение с левым глазом.

6. Упражнение «Воздушный шар»
(используется при автоматизации звука Ш).

Проследить за движением воздушного шара только глазами, держа голову прямо и не поворачивая её. Направление движения: вверх, вниз, влево, вправо.

8. Упражнение «Осень» (используется  при изучении лексической темы «Осень»)

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами :

налево – вверх – направо – вниз –

вправо – вверх – влево — вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз.

 (повторить 2 раза).

9. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета. Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.   Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.

10. Упражнение «Рисование носом"
Это очень простое и эффективное упражнение, помогающее укрепить глазные мышцы. 
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

11. Упражнение «Сон»

Закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чём-нибудь очень приятном.          

12. Упражнение «Глаз- путешественник»
Работа с расположенными на стенах кабинета карточками.
На них мелкие силуэтные изображения предметов. По просьбе педагога дети встают и  выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку, находят
изображение предметов, в названиях которых есть нужный звук.

13.Упражнение «Пальминг» (автор У.Бейтс)

Упражнение рекомендуется выполнять после интенсивной зрительной нагрузки.

  Мы ладошку о ладошку

 Разотрем с тобой немножко,

Да не немножко, а сильней,

 Ладони станут горячей.

Теперь ладошки наши

Мы на глаза положим,

Но делать это, дети,

Нужно осторожно!

Тепло получат глазки

В полной темноте,

Ни лучика от солнца

Не видим мы нигде.

Так отдохнули глазки,

Проснулись и опять

Всем сразу улыбнулись

И пошли гулять.

14. Упражнение «Частокол»

 Частокол – забор высокий,
Из дощечек ладится.
Посмотреть так интересно,
Что за ним скрывается!
Сквозь расставленные пальцы
Смотрим мы внимательно.
Влево, вправо посмотрели,
Ах, как замечательно!
Мы вперед – забор назад,
Мы назад – забор вперед:
Едет все наоборот!
Мы глаза закроем –
Частокол исчез,
Вновь их открываем –
Частокол весь здесь!

   Глазодвигательные упражнения являются обязательным компонентом коррекционной работы с детьми.

   Глазодвигательные упражнения оказывают положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышают его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышают силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимают переутомление зрительного аппарата, развивают концентрацию и координацию движений глаз.

Литература

1. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М., 2012.

 2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт.-сост. Аветисов Э.С., Ковалевский Е. И., Хватова А.В. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

 3. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и ра звиваем зрение. Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

4. А.Чевычелова  Руководство по детской офтальмологии. М.: Медицина, 1987..– Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...