«Использование глазодвигательных упражнений на логопедических занятиях»
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Глазодвигательные упражнения являются обязательным компонентом коррекционной работы с детьми.
Глазодвигательные упражнения оказывают положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышают его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышают силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимают переутомление зрительного аппарата, развивают концентрацию и координацию движений глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie_igraet_vazhnuyu_rol_v_zhizni_rebyonka.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование глазодвигательных
упражнений на логопедических занятиях»
Зрение играет важную роль в жизни ребёнка. Именно с помощью зрительного анализатора он получает 90% информации об окружающем мире.В своей работе учитель- логопед использует различные приёмы для развития не только речи, но и развития мелкой моторики, логического мышления, внимания, памяти.
Поэтому важно учитывать то, что дети постоянно испытывают огромную нагрузку на глаза, и учителю- логопеду необходимо осуществлять работу над профилактикой зрительных расстройств.
В этом помогут глазодвигательные упражнения.
Они позволяют обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- повышают силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
- укрепляют мышцы век;
- снимают переутомление зрительного аппарата;
- развивают способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;
- корректирует функциональные дефекты зрения.
Глазодвигательные упражнения необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.
При подборе глазодвигательных упражнений учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребёнка. Дети во время проведения упражнений не должны уставать.
Для глазодвигательных упражнений можно использовать мелкие предметы, различные зрительные тренажёры, стихи, потешки и т. д.
Глазодвигательные упражнения, используемые на логопедических занятиях:
1.Слежение взглядом за ярким небольшим предметом на палочке.
На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, птичка, какой либо сказочный герой) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие. Дети рассматривают предмет, который двигается вправо- влево.
Работаем 20- 30 сек. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил глазами его движение. При этом голова неподвижна.
2. Упражнения с использованием зрительных траекторий. Специально разработанную схему зрительных траекторий можно использовать для периодической активизации чувства зрительной координации. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения заданий.
2. Упражнения с использованием зрительных траекторий. Специально разработанную схему зрительных траекторий можно использовать для периодической активизации чувства зрительной координации. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения заданий.
7. Упражнение «На лесной опушке» (используется при автоматизации звука Ш в словах)
Белка по деревьям скачет,
И в дупле орехи прячет. (движение глазами вверх - вниз по дорожке)
Пчёлки летают вперёд и назад,
Мёд принести они в улья спешат! ( движения глаз вправо-влево)
Посмотри, над цветущим лужком
Бабочки летают кругом! (круговые движения глаз)
Это что за чудеса?
Зайца хочет съесть лиса.
Но он убежит от беды,
Запутает умело следы. (рисовать глазами восьмёрку по горизонтали)
А сейчас зажмурим глазки,
Поморгаем много раз,
Весёлая гимнастика
Сохранит здоровье глаз!
4. Зрительная гимнастика «Лиса» (используется при автоматизации звука С)
Са- са- са – вот идёт лиса. (глаза «моргают»)
Сы- сы- сы – хвост пушистый у лисы.
Су-су- су- видим мы лису. (глаза закрыты)
Са- са- са – лисонька – краса.
Глазки открываются – дети улыбаются.
5. Упражнение «Часовщик» (используется при автоматизации звука Ч)
Часовщик прищурив глаз, (закрыть правый глаз)
Чинит часики для нас (открыть правый глаз)
Повторить упражнение с левым глазом.
6. Упражнение «Воздушный шар»
(используется при автоматизации звука Ш).
Проследить за движением воздушного шара только глазами, держа голову прямо и не поворачивая её. Направление движения: вверх, вниз, влево, вправо.
8. Упражнение «Осень» (используется при изучении лексической темы «Осень»)
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Круговые движения глазами :
налево – вверх – направо – вниз –
вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.
(повторить 2 раза).
9. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».
Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета. Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице. Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.
10. Упражнение «Рисование носом"
Это очень простое и эффективное упражнение, помогающее укрепить глазные мышцы.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
11. Упражнение «Сон»
Закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чём-нибудь очень приятном.
12. Упражнение «Глаз- путешественник»
Работа с расположенными на стенах кабинета карточками.
На них мелкие силуэтные изображения предметов. По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку, находят
изображение предметов, в названиях которых есть нужный звук.
13.Упражнение «Пальминг» (автор У.Бейтс)
Упражнение рекомендуется выполнять после интенсивной зрительной нагрузки.
Мы ладошку о ладошку
Разотрем с тобой немножко,
Да не немножко, а сильней,
Ладони станут горячей.
Теперь ладошки наши
Мы на глаза положим,
Но делать это, дети,
Нужно осторожно!
Тепло получат глазки
В полной темноте,
Ни лучика от солнца
Не видим мы нигде.
Так отдохнули глазки,
Проснулись и опять
Всем сразу улыбнулись
И пошли гулять.
14. Упражнение «Частокол»
Частокол – забор высокий,
Из дощечек ладится.
Посмотреть так интересно,
Что за ним скрывается!
Сквозь расставленные пальцы
Смотрим мы внимательно.
Влево, вправо посмотрели,
Ах, как замечательно!
Мы вперед – забор назад,
Мы назад – забор вперед:
Едет все наоборот!
Мы глаза закроем –
Частокол исчез,
Вновь их открываем –
Частокол весь здесь!
Глазодвигательные упражнения являются обязательным компонентом коррекционной работы с детьми.
Глазодвигательные упражнения оказывают положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышают его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышают силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимают переутомление зрительного аппарата, развивают концентрацию и координацию движений глаз.
Литература
1. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М., 2012.
2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт.-сост. Аветисов Э.С., Ковалевский Е. И., Хватова А.В. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
3. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и ра звиваем зрение. Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
4. А.Чевычелова Руководство по детской офтальмологии. М.: Медицина, 1987..– Волгоград: Учитель, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.
Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап)...