"Словесно - дидактическая игра как средство активизации словаря старщих дошкольников с ОНР"
презентация занятия для интерактивной доски по логопедии (старшая группа) на тему
Социализируя детей с речевыми нарушениями и расширяя возможности для их успешной социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном обществе, следуя «постулату Джеймса», который гласит, что наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать и какое положение хотели бы занять в этом мире; внедряя в практику ФГОС ДО и следуя комплексно – тематическому принципу построения образовательного процесса, я предлагаю один из вариантов работы для детей с ОНР по активизации словаря их словаря с целью предоставления детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Работа может быть востребована учителями - логопедами, педагогами ДОУ, учителями начальных классов, родителями, имеющих детей с речевой патологией, а также будет интересна студентам дефектологических факультетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_konkurs_2014.ppt | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Предложенная адаптированная система работы в области диагностики и коррекции позволит решить одну из ведущих задач дошкольного детства – развитие монологической речи и навыкам свободного речевого общения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, словесно-дидактическая игра, как средство активизации словаря, с включением её в разные формы работы с дошкольниками, будет способствовать эффективному овладению целевых ориентиров с целью дальнейшей успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Разработка системы по активизации словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через словесно – дидактическую игру посредством составления перспективного плана с разграничением задач логопеда и воспитателя и подборкой дидактических игр.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Для выявления уровня сформированности активного словаря у старших дошкольников с ОНР и определения направлений коррекционных мероприятий я определила группу детей с речевым заключением ОНР (II – III ур) в составе 6 человек – группа 1 (экспериментальная - ЭГ); и 6 человек из общеразвивающей группы - группа 2 (контрольная - КГ) Средний возраст детей 5,5 - 6 лет. Я исследовала следующие разделы: предметный словарь, словарь признаков и обобщений, глагольный словарь. Для оценки успешности выполнения заданий использовала бальную систему, разработанную Т.А. Фотековой, Л.И. Переслени.
НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕШАЛА СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: Подобрать игры и упражнения на развитие пассивного и активного словаря; глагольного словаря, компьютерные игры с использованием интерактивного оборудования; Активизировать речевую активность дошкольников посредством занимательных упражнений с включением их в различные виды детской деятельности; Разработать перспективный план.
Развитие пассивного и активного словаря «Чудесный мешочек»; «что не так» и др Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов) «скажи по-другому»; «скажи наоборот»…. Развитие словообразования «назови ласково»; «большой – маленький»…. Усвоение лексической сочетаемости слов «один – много»; «какого цвета»…. СГРУППИРОВАВ ИГРЫ ПО НЕСКОЛЬКИМ РАЗДЕЛАМ Я ПРЕДЛАГАЮ СЛЕДУЮЩУЮ КАРТОТЕКУ ИГР:
Развивающие компьютерные игры с использованием интерактивного оборудования «найди то, не знаю что», «маленький искатель»… Игры на развитие глагольного словаря Игры на развитие антонимии Игры на развитие синонимии Игры на развитие словаря признаков Игры на развитие словообразования Разработанный перспективный план, где прописаны лексические темы и разграничены задачи логопеда и воспитателя, может оказать практическую помощь педагогам при активизации словаря старших дошкольников с ОНР.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ предметные картинки с изображением различных признаков предметов (цвет, форма, величина); сюжетные картинки с изображением действий; коллекцию предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру, по составным частям, по фактуре (на ощупь); муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико – тематическим циклам; картотеку игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования; компьютерные программы.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 1 направление. Обогащение словаря синонимов. 2 направление. Развитие атрибутивного словаря. 3 направление. Развитие номинативного словаря. 4 направление. Обогащение словаря антонимов. 5 направление. Развитие предикативного словаря. 6 направление. Развитие словаря обобщающих слов Каждое направление реализовалось в два этапа. Сначала обогащается пассивный словарь детей, затем активизация и закрепление лексикона.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Качественный анализ показал характерные ошибки для детей с ОНР. Дети обеих групп испытывали трудности и часто прибегали к помощи взрослых при выполнении всех заданий, но экспериментальная группа делала их меньше, чем контрольная. Кроме того: отмечаются расхождения в объёме пассивного и активного словаря (с преобладанием пассивного над активным словарём); выявляются многочисленные специфические ошибки в установлении синонимических и антонимических отношений. преобладают трудности в овладении первичными словообразовательными операциями, особенно в образовании притяжательных прилагательных
ОТМЕЧЕНЫ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ: В употреблении прилагательных; В определении геометрических форм и узнавании части целого; ошибки в ориентировке во времени и пространстве; В образовании синонимов и антонимов; В употреблении уменьшительно-ласкательных слов. Наибольшие трудности возникали при образовании притяжательных прилагательных. Недостаточная сформированность навыков словообразования у детей с ОНР может служить следствием фактически несформированного самопроизвольного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы, что явно нехарактерно для детей с нормальным речевым развитием.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВЕСНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Разработанный перспективный план, который может быть использован не только логопедами, но и воспитателями, предполагает решение следующих задач: 1. Создать развивающую среду в условиях группы с дополнительным оснащением образовательной области: коммуникация, используя коммуникативный вид детской деятельности через следующие формы работы: беседы, ситуативный разговор, речевые ситуации, игры с правилами. 2. Ввести разработанный комплекс коррекционных мероприятий : в совместную деятельность взрослого и детей, с включением их в различные виды детской и образовательной деятельности, а также режимных моментов; в самостоятельную деятельность детей. 3. Привлечь к сотрудничеству родителей , как активных участников образовательного процесса с включением их в реализацию различных проектов, предусмотренных годовым планом учреждения.
Предлагаемая система коррекционных мероприятий даёт положительно устойчивую динамику в работе по активизации словаря через словесно-дидактические игры у старших дошкольников с ОНР и качественно повышает успешность в реализации практического опыта. ТАКИМ ОБРАЗОМ
Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов : поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи; системного подхода к анализу речевого дефекта;
В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ: Перспективный план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; Картотека словесно-дидактических игр; Конспекты методических рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей; Индивидуальные протоколы исследования словаря и навыков словообразования с использованием бальной системы, разработанной Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Работа может быть востребована учителями - логопедами, педагогами ДОУ, учителями начальных классов, а также родителями, имеющих детей с речевой патологией.
Социализируя детей с речевыми нарушениями и расширяя возможности для их успешной социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном обществе, внедряя в практику ФГОС ДО и следуя комплексно – тематическому принципу построения образовательного процесса, я определила перспективу своей дальнейшей работы – это разработка проектно-исследовательской деятельности в области развития лексики и словообразования с целью предоставления детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. ПЕРСПЕКТИВА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство активизации словаря в кругу семьи
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Игра ра...
Методическая разработка « Сюжетно- ролевые игры как средство активизации словаря дошкольников среднего возраста»
ВведениеДошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в этовремя стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределовулицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир...
Дидактическая игра как средство обогащения словаря младших дошкольников по теме "Семья"
В презентации раскрывается значение дидактических игр в обогащении словаря младших дошкольников по теме "Семья". Рассказано о видах дидактических игр, которые способс...
«Сюжетно – ролевая игра как средство активизации словаря дошкольников»
laquo;Сюжетно – ролевая игра как средство активизации словаря дошкольников»...
"Дидактические игры как средство обогащения словаря дошкольника"
План по самообразовании...
Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической
Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...
«Дидактические игры как средство обогащения словаря у дошкольников с задержкой психического развития» (самообр.)
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий&raq...