Программа по формированию слоговой структуры слова у неговорящих детей
рабочая программа по логопедии
Программа по формированию слоговой структуры слова у неговорящих детей включает три раздела: 1 - Ритмы, 2 - Слоги, 3 - Слова. В программе описаны методы и приемы работы по формированию умений ребенка пользоваться словами разных слоговых структур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_slogovaya_struktura.docx | 484.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №40»
Методика формирования
слоговой структуры слова
у неговорящих детей
Учитель – логопед БЕЛЕВА С.Н.
Северск – 2020
В данной методике рассматривается вопрос, относящийся к проблеме формирования слоговой структуры слова детьми, страдающими алалией; изложена система специальных упражнений, направленных на её преодоление у детей дошкольного возраста.
Предлагаемое пособие рассчитано на 3-4 года обучения и может быть использовано в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Методика содержит не только системный дидактический материал по формированию слоговой структуры, но и поможет обогатить словарный запас, усовершенствовать грамматический строй речи, развить фонематическое восприятие ребенка.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов (под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове). В работах Р.Е. Левиной, А.К. Марковой и их последователей отмечается, что нарушения формирования звуко-слоговой структуры слов препятствуют нормальному развитию устной речи: овладению правильным произношением отдельных звуков, накоплению словаря, формированию грамматического строя речи, а в дальнейшем и обучению письменной речи. Следует отметить, что данная проблема является малоизученной и недостаточно описанной. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на их актуальность.
Процесс усвоения слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при ее овладении. Однако нарушения слоговой структуры слова в норме являются временным этапом и преодолеваются к концу преддошкольного периода (Бельтюков В.И., Гвоздев А.Н., Маркова А.К., Цейтлин). Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С.Жуковой по материалам книги А.Н.Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:
1г 3мес. - 1г 8мес.
ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
1г. 8мес. – 1г. 10мес.
воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
1г. 10мес. – 2г. 1мес.
в 3-сложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще
предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
2г. 1мес. – 2г. 3мес.
в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2г 3мес. – 3года
слоговая структура нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах.
Итак, в норме после трех лет слоговая структура в основном является сформированной, но в ряде случаев нарушения слоговой структуры после трех лет coxpaняются и проявляются стойко. Сочетаясь с нарушением звукопроизношения (физиологические нарушения), с нарушением звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры часто делают речь непонятной для окружающих. Нарушается ее основная развивающая функция - коммуникативная.
Речь ребенка, страдающего алалией, изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности воспроизведения слоговой структуры. Искажение при воспроизведении слоговой структуры слова оказывается очень распространенным явлением среди детей, страдающих алалией. Задерживающее влияние искажений на процесс овладения речью усугубляется тем, что они отличаются у неговорящего ребенка большой стойкостью. Очень усложняет картину нарушения и поэтому затрудняет целенаправленный процесс логопедического воздействия чрезвычайное непостоянство самих этих искажений. Нередко при каждом новом воспроизведении слова алалик по-разному изменяет, искажает его структуру. Можно предположить, что описанные выше особенности овладения слоговой структурой слова мешают нормальному развитию устной речи алалика (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют его общение, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и, следовательно, обучению грамоте.
Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:
- Сокращение количества слогов. Слова могут быть деформированы за счет сокращения числа слогов, когда ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. В зависимости от степени недоразвития речи одни дети сокращают даже двухсложное слово до односложного («ка» — каша). Другие затрудняются лишь на уровне, например, четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» — пуговица), и т. д.
- Замена типа слогов (открытый на закрытый слог или наоборот);
- Замена ударности в слове;
- Замена последовательности слогов.
В связи с этим выделяются четыре задачи: учить детей плавно, слитно произносить слова разных типов, с определенной последовательностью, количеством слогов и ударностью в слове.
Данная методика – это попытка систематизировать практический материал для работы по формированию слоговой структуры слова у неговорящих детей с учетом методики Т.Н. Новиковой.
В её основу положен многолетний опыт практической работы с неговорящими детьми Т.Н. Новиковой, принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):
Целенаправленное формирование слоговой структуры предполагает проведение 2-3 занятий в неделю в течении 3-4 лет и включает 3 раздела: а) ритмы, б) слоги, в) слова. Все эти направления работы осуществляются параллельно с самого начала обучения. В данной методике используется метод наглядного моделирования для формирования слоговой структуры слова, описаны приемы работы в каждом разделе.
Пособие поможет практическим логопедам в работе по устранению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] : практич. пособие для логопедов, воспитателей, родителей / З.Е. Агранович. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2005. - 48 с.
2. Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова [Текст]: практич.пособие для логопедов, воспитателей, родителей / С.Е. Большакова.- М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2006.-32 с.
3.Ткаченко, Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно» [Текст]: практич. пособие / Т.А. Ткаченко. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2001. – 40 с.: ил.
4. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет [Текст]: практич. пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Н.С. Четверушкина. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.- 96с.
5. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.
1 раздел
РИТМЫ
- 1 ритм: 2 слога с первым ударным слогом (образ – ЗАЯ)
- 2 ритм: 2 слога со вторым ударным слогом (образ КОЗА)
- 3 ритм: 3 слога с первым ударным слогом (образ КУРИЦА)
- 4 ритм: 3 слога со вторым ударным слогом (образ СОБАКА)
- 5 ритм: 3 слога с третьим ударным слогом (образ КАКАДУ)
- 6 ритм: 1 слог (образ КИТ)
ВИДЫ (ПРИЕМЫ) РАБОТЫ НАД РИТМАМИ
- Соотнесение ритма с образом (один ритм – один образ). Например, ЗАЯ. Логопед прохлопывает ритм ЗА-я: «Я как зая»
- Дифференциация ритмов с опорой на образ. Прохлопываем вместе первый ритм, потом второй: «Все вместе как ЗА-я. Я как ко-ЗА. Все вместе как ко-ЗА. Маша как ЗА-я». С другими ритмами работа ведется аналогично (ка-ка-ДУ и кит; со-БА-ка и ЗА-я и др.).
- Дифференциация ритмов на слух. Логопед прохлопывает ритм, дети угадывают, кто это: зая, коза, какаду, кит, собака, или курица. Перед детьми только картинки
а) б)
В) Г)
- Запоминание цепочки ритмов. Перед детьми только картинки. Логопед прохлопывает первый и второй ритм, дети угадывают, кто был первый, кто второй.
- Подбор картинок к заданному ритму. Логопед ставит картинку кита, а рядом картинки разных ритмов: вата, зима, дерево, машина, алыча, дом. Прохлопываем все картинки и определяем, какие подходят киту. Аналогично работа ведется с другими ритмами.
2 РАЗДЕЛ «СЛОГИ»
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОГАМИ
Цель: учить детей плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках
а) со сменой гласных;
б) со сменой согласных;
в) в закрытых слогах;
г) со стечением согласных
На первой карте
отрабатывается длительное пропевание гласных. Ребенок ставит пальчик на картинку с изображением Ани и длительно поет гласный «А», пробегая по дорожке к белке, к лошадке, к елке.
На второй карте
отрабатываются слоги со сменой гласных. Каждый согласный (М, В, Б, Г, Д, Ж, З, К, М, Н, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Р, Л) отрабатывается во всех возможных слогах: МА, МО, МИ, МУ, МЭ, МЫ. В линейке по две одинаковых по цвету кнопочки для работы большим и указательным пальчиками.
Ставим большой палец на красную кнопочку и произносим «МА», указательный палец на красную кнопочку и произносим «МУ». Также с желтыми кнопочками (МА-МУ), зелеными (МА-МУ), синими (МА-МУ) и коричневыми(МА-МУ).
На третьей карте
отрабатываются слоги со сменой согласных. Отрабатываются различные сочетания согласных в слогах со всеми 6 гласными. В линейке по две одинаковых по цвету кнопочки для работы большим и указательным пальчиками. При работе с кнопочками: ставим большой палец на красную кнопочку и произносим «МА-ВА», указательный палец на красную кнопочку и произносим «МА-ВА». Также с желтыми кнопочками (МА-ВА), зелеными (МА-ВА), синими (МА-ВА) и коричневыми(МА-ВА). Затем с другими гласными (МУ-ВУ; МИ-ВИ, МЫ-ВЫ, МЭ-ВЭ, МО-ВО).
На четвертой карте
отрабатывается закрытый слог. В линейке пять цветных кнопочек.
Например, на одном занятии отрабатывается закрытый слог МА-Ч и кнопочки (большой палец красная кнопочка «МАЧ», указательный палец и желтая кнопочка «МАЧ», средний палец и зеленая кнопочка «МАЧ», безымянный палец и синяя кнопочка «МАЧ», мизинец и коричневая кнопочка «МАЧ»). На следующем занятии повторяем слог МА-Ч и отрабатываем МА-П, потом МА-Х, МА-Ф, МА-С. Если упражнение не вызывает у ребенка затруднений, то на одном занятии отрабатываются все эти сочетания.
На пятой карте
отрабатываются слоги со стечением согласных. Для работы с этой картой подходит 2, 5, 8, 10, 12 тип слоговой структуры. Формировать стечение согласных нужно с конца цепочки, например, «ТА». Проводится работа с кнопочками (при этом все пальцы сжаты в кулачок):
3 РАЗДЕЛ «СЛОВА»
ВИДЫ РАБОТЫ НАЛ СЛОВАМИ
- Называние картинок с использованием короткой фразы: Это дача. Это роза. …
- Называние картинок с использованием короткой фразы: Вижу (несу) рыбу. Вижу (несу) вазу. …
- Упражнения на различение длинных и коротких слов. У ребенка картинки второго и третьего класса, длинная и короткая полоска бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет полоску бумаги на соответствующую картинку (дом – короткая полоска, малина – длинная полоска).
- Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами (второй и третий класс). Требуется разделить их на две группы.
- Подбор ритма (образы: ЗА-я, ко-ЗА, КУ-ри-ца, со-БА-ка, ка-ка-ДУ, КИТ) к слову. Перед ребенком картинки разных классов. Называя картинку, ребенок определяет, к какому ритму она подходит. Например, дыня – ЗАЯ, помидор – КАКАДУ и т.д.
- Повторение за логопедом серии из 3 слов (одного класса)
- Перед ребенком 3 картинки, их названия содержат одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога:
У-ли-ца, ко-РО-ва, ко-ле-СО. Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова.
- Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие (стоит, спит) и составить предложения: Медведь спит. Кактус стоит.
- Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?» Учить четко произносить слова 1-го типа слоговой структуры при образовании имен существительных родительного падежа единственного числа.
Оборудование: предметные картинки: бык, мак, дом, кот, кит.
- Логопед раскладывает перед ребёнком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребёнок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребёнку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»
- Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «мое», «мои» с именами существительными в роде и числе (1 тип слоговой структуры): моя ваза, моя рыба, моя роза.
- Проговаривание словосочетаний с прилагательным : большой вагон, большой пакет, большой петух, большой лимон,…(4 тип слоговой структуры)
- Проговаривание словосочетаний с глаголом ДЕРЖУ (5 тип): держу сушку, держу лодку, держу кошку.
- Перед ребенком картинки одного типа слоговой структуры. Логопед произносит первый слог, нужно найти картинку и произнести слово.
- «Эхо». Логопед произносит слово шепотом, а ребенок повторяет вслух. И наоборот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».
Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...
Особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова с неговорящими детьми.
Коррекция слоговой структуры слова — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладе...
Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова» Односложные слова»
конспект занятия по формирвоанию слоговой структуры слова...
Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной к школе группы «Волшебная слоговая гусеница».
конспект по формированию слоговой структуры слова...
Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...
Тренинг для воспитателей " Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова" Буклет "Игры по формированию слоговой структуры слова у дошкольников"
Тема: «Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова» ...
Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры
Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...