Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Филько Наталья Алексеевна

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённый организационно-методический инструментарий, в том числе  в первую очередь игровые технологии (с учётом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде – игра). Неисчислимы те знания, которые ребёнок приобретает в игре. Играя,  он учится, а ни одно учение немыслимо без основного учителя – языка. Игру детей  я, в первую очередь, приспосабливаю к интересам развития речи и её коррекции. Работая над коррекцией нарушения слоговой структуры слов, мною были собраны, систематизированы, адаптированы к практике  игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса, слуховой памяти на материале неречевых звуков подготовительного этапа. А так же игры и упражнения, используемые для коррекции нарушений слоговой структуры слов на коррекционном этапе, который проводился на вербальном материале на  разных  уровнях:                                                                                                                                                   

  • Уровень гласных звуков
  • Уровень слогов
  • Уровень слова
  • Уровень предложений, фраз стихов и чистоговорок

Для усиления мер коррекционного воздействия на уровне слогов мною была подготовлена и апробирована игра «Сказочная деревня». Эта игра изготовлена из полюбившейся детям книги, представляющей собой настольный театр.

Чтобы работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов сделать более эффективной и результативной, на следующих уровнях коррекционного этапа были изготовлены пособия «Ромашка», «Помоги Алёнушке» (по русской народной сказке «Гуси-лебеди»)   в виде объёмной аппликации. Достоинство данных пособий заключается в том, что они многофункциональны, компактны, позволяют отработать слоговую структуру слов на всех уровнях коррекционного этапа, а также для работы над коррекцией звукопроизношения, лексико-грамматическими категориями. Все задания подбираются с постепенным усложнением вербальных и невербальных средств согласно индивидуальным возможностям ребёнка и, учитывая, на каком уровне коррекционного воздействия он находится.

            Многофункциональные игры повышают интерес детей к занятиям, активизируют внимание, а встреча с новым героем сказки, вырабатывает стремление к точному и правильному выполнению предлагаемых заданий, способствует эффективно и качественно усваивать предлагаемый материал в процессе коррекционной работы, повысить настроение от встречи с героями сказки.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oboshchenie_opyta.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание передового педагогического опыта

для внесения в областной банк данных

  1. Сведения об авторе опыта

Филько Наталья Алексеевна,

МДОУ «Машенька»

Педагогический стаж – 24 года, учитель-логопед

Тел. 74-73-80

2.Тема опыта.

«Формирование слоговой структуры слова  у детей с недостатками слова-и фразообразования».

3. Детский сад, подготовительная к школе группа с общим недоразвитием речи.

4.  Актуальность опыта.

    Успешно решаются противоречия  между:

- уровнем требований, предъявляемым к детям в начальной школе и уровнем подготовки детей, имеющих речевые нарушения;

- необходимым уровнем качества образования выпускников логопедических групп и методическим инструментарием по детализации образовательных задач.

5. Теоретическое обоснование опыта

Среди разнообразных нарушений в дошкольном возрасте наибольшую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова.

В системе языка слоговая структура занимает особое место. С одной стороны  это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики (Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин и др.). Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (Р.Е. Левина, А.К. Маркова и др.). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры на грамматический строй речи.

Р.Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д.Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка. Улучшая воспроизведение слоговой структуры слов, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом и слоговым составом слова, правильно строить предложения и т.д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным образованием.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и у детей, имеющих нарушения слоговой структуры слова,  с большой степенью вероятности могут проявиться в школьном возрасте  нарушения письма и чтения.

Преодоление нарушений слоговой структуры достигается путем целенаправленной логопедической работы.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФН и ОНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент дошкольников  страдающих несформированностью звукослоговой структуры слов  имеют трудности в овладении чтением и письмом.

Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей, у которых при выпуске из дошкольного учреждения фиксируется нарушение слоговой структуры слова,  рекомендуются занятия на школьном логопункте. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) остается актуальным, и эта работа  должна проводиться в тесной взаимосвязи  между логопедом, воспитателем и родителями.

На важность  совместных усилий   указывают авторы Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко. Их рекомендации использованы мною в практической деятельности.

Проблема исследования: основываясь на вышеизложенном, нами поставлена проблема исследования: как должна быть, организована работа в ДОУ по преодолению нарушений слоговой структуры слов, чтобы свести к минимуму риск возникновения нарушений письма и чтения у детей в период школьного обучения.

Цель исследования: Обоснование научно - педагогического подхода к построению и организации коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с недостатками слово- и фразообразования.

Объектом исследования является организация коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

  Предмет исследования – процесс построения коррекционно-развивающей работы по формированию слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с  недостатками слово - и фразообразования.

        Выдвинутая гипотеза заключается в том, что нарушения слоговой структуры слов у детей с недостатками слово - и фразообразования будут преодолены, если:

  • тщательно будет проведена диагностика нарушений слоговой структуры слов у детей с её детализацией по видам нарушений;
  • разработано перспективное индивидуально - ориентированное планирование работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов;
  • обеспечена вариативность видов коррекционно - развивающих упражнений, способов и приёмов работы с индивидуализацией образовательной траектории;
  • специальные коррекционные упражнения вводятся с постепенным усложнением.

В соответствии с проблемой, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей;
  • разработать и провести диагностику нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвития речи (далее ОНР);
  • разработать индивидуально-ориентированное планирование работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у ребёнка;
  • расширить комплекс педагогических средств, способствующих формированию навыков правильного формирования слоговой структуры слов у детей;

экспериментально проверить эффективность предложенной работы и провести оценку её результативности.

6. Ведущая педагогическая идея опыта:

Разнообразие игр, заданий и упражнений,  применение многофункциональных пособий является эффективным, влияет на результативность коррекционной работы, повышает интерес к обучению.

7. Технология опыта:

   В основу опыта положена коррекционная работа с учётом 14 классов слоговой структуры слов по исследованиям А.К. Марковой. Разработаны и подобраны системы игр и упражнений на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти, для работы над ритмом, для формирования общей координации движений под ритмическую музыку и др.

Сущность опыта заключается в сочетании системы игр и  игровых упражнений с многофункциональными пособиями, которые представлены в виде объёмной аппликации и способствующие повышению результативности коррекционного воздействия. Все задания и упражнения вводятся с постепенным усложнением

   . Разработаны и апробированы в практике авторские пособия « Ромашка», « Сказочная деревня», « Помоги Алёнушке» (по русской народной сказке « Гуси-лебеди»).

    Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению нарушения слоговой структуры слов у детей предшествует обследование ребёнка-логопата, которое проводилось по традиционной схеме. Затем составлялся индивидуально-перспективный план  и, согласно ему выстраивалась коррекционная работа.

    Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывалась из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводилась в два этапа.

Подготовительный этап (работа проводилась на невербальном материале).

Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слова.

На этом этапе ребёнку предлагается выполнить следующие виды работ:

1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Примеры игр и упражнений:

  • «Где позвонили»
  • «Узнай музыкальный инструмент по звуку»
  • «Сколько раз ударили в барабан?»
  • «По звуку угадай действие»
  • «Кто кричал?»
  • «Как стучали громко или тихо?»
  • «Кто сказал мяу?»

2) Работа над ритмом / сначала простым, затем над сложным/

        Примеры и упражнения:

  • Сравнение ритмов: // /, //…//;
  • Узнавание ритмов и соотнесение  их с определённым ритмическим рисунком;
  • Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
  • Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: /   //, //  //;
  • Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам

Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:

1. Отхлопывание в ладоши.

2. Отстукивание ладонью по столу.

3. Оттопывание ногой.

       3) Воспроизведение долгих звуков / дудка, губная гармошка – символ/ и коротких / барабан, бубен – символ/.

Примеры ритмических рисунков:― +; + + ―; + ― +; + ― и т.д.

      4) Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку:

Примеры игр и упражнений:

  • «Делай как я».
  •  «Покажи сам».
  •  «Весёлые инструменты».
  • «Танцующие снежинки»
  • «Передай привет».
  • «Загадки от зверят».
  • «Танцующие листочки»
  • «Бабочки и цветы».

5) Формирование координации движений пальцев рук:

  • Развитие переключаемости движений пальцев рук
  • Развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук

Формирование пространственной организации движений пальцев рук. 

6) Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при  выполнении совместных движений.

Примеры артикуляционных упражнений: «улыбка», «трубочка», «заборчик», «лопатка», «иголка», «горка», «парус», «грибок», «лошадка».

В качестве дорожки из фишек используется следующие изображения: клоун с рядом пуговиц, дудочка с рядом отверстий, паровоз с рядом дымовых колец и т. д.

Перед ребёнком раскладываются картинки-символы с изображением артикуляционных упражнений. Логопед осуществляет показ чередующихся движений: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т.д. Ребёнок повторяет упражнение.

Примеры чередований движений:

  • «заборчик трубочка»
  • «горка-парус»
  • «улыбка-заборчик-трубочка»
  • «лопатка-горка-парус»
  • «иголка-парус-горка»

Примеры чередований движений пальцев:

  • работает только указательный палец;
  • работают указательный и третий пальцы;
  • работают указательный и четвёртый пальцы;
  • работают указательный, третий, четвёртый пальцы.

Примеры упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

«Качели»

Вариант 1. Рот широко открыт, язык приподнимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения, руки двигаются в                   противоположных направлениях.

«Часики»

Вариант 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы рук выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

Вариант 2. Органы артикуляции производят те же движения. Указательные пальцы рук синхронно двигаются в противоположном направлении и т.д.

7) Упражнения на развитие реципрокной координации рук

Примеры выполнения одновременных движений:

- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)

- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх

- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро

- кулак – левая рука, ладонь – правая рука

Результативность:

- развивается слуховая память, слуховое восприятие;

- формируется общая координация движений;

-формируется умение воспроизводить, сравнивать и узнавать ритм.

Коррекционный этап (работа велась на вербальном материале).

Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка.

    Отработка слоговой структуры слова проводилась на следующих

этапах:

  1. Уровень гласных звуков
  2. Уровень слогов
  3. Уровень слов
  4. Уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.

1) Коррекционная работа на уровне гласных звуков.

    Виды заданий и упражнений:              

1. Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.

2. Те же задания с выделением ударного звука.

        3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.

4. Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.

Результативность:

        - развивается фонематическое восприятие

2). ОТРАБОТКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ НА УРОВНЕ СЛОГОВ.

Виды заданий и упражнений:

1. Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

2. Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

3. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».

4. Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».

5. Проговаривание цепочек слогов.

6. Проговаривание и повторение серии слогов.

7. Проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге.

8. Приговаривание слогов со стечением согласных.

9. Придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их.

10. Придумай слог к схеме:  СГ;  ГС;  СГС;  ССГ; ГСС.

11. Игра смячом:

- «скажи наоборот»: са – ас, тса –аст, со – ос, тсо – ост, су – уст.

- беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами со

стечением согласных (для детей овладевших соответствующими навыками чтения

На данном этапе была подготовлена и апробирована игра «Сказочная деревня», которая изготовлена из полюбившейся детям книги, представляющей собой настольный театр. 

Цель: Развивать у детей концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, отрабатывать слоговую структуру слов на уровне звуков и слогов.

        Пособие многофункционально, компактно позволяет проводить индивидуально-подгрупповую и фронтальную работу, согласно составленным индивидуально-перспективным планам, с применением различных методов и приёмов, описанных выше. (Подробное описание игры и работы можно найти в брошюре).

            Результативность:

- активизируется мыслительная деятельность;

- совершенствуется слогоритмические умения детей;

- формируется умение определять ударный слог в слове.

3) ОТРАБОТКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ НА УРОВНЕ СЛОВ.

При отработке слов различной слоговой структуры учитывалось следующее:

  •  структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;
  • формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
  •  в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний,  что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);
  •  переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры проводился по методике Е.С.Большаковой, цель которой в уточнении контура слова. Используя пособие Е.С.Большаковой, в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры проводились следующие виды работ:

Фонематический и слоговой анализ слов.

Виды заданий и упражнений:

1. Игра «Телеграф».

2. Игры на деление слов на слоги.

3. Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия  (нанизывание колец на стержни)

4. Игра «Запиши цифру».

5. Упражнение на разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава.

6. Упражнение на разбор слова по схеме:

  • сколько слогов;
  • какой первый;
  • какой последний;
  • какой слог стоит перед слогом ….
  • какой слог стоит после слога ….
  • какой слог стоит между слогами ….

       7. Упражнение «разрезные картинки»

8. Игра «Рассели животных по домам»

Инструкция: одноэтажный – слово состоящее из одного слога (кот)

                        двухэтажный – слово состоящее из двух слогов (лиса)

                          трёхэтажный – слово состоящее из трёх слогов  (корова)

9. Игра с мячом:

Инструкция: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова (ко… козы, ко… корова, ма… машина).

      10. Упражнение: объясни значение слова

      11. Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….

      12. Упражнение: назови лишнее слово.

      13. Игра «Что изменилось в слове?»:

      14. Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов):

            Инструкция: выбрать из них:

  • самое длинное слово;
  • самое короткое слово;
  • назвать одинаковые по количеству слогов слова.

        15. Упражнение: логопед показывает картинки (телефон, автобус, ласточка).

           Инструкция: показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах.

        17. Упражнение: логопед называет слова лишённые смысла.

    Инструкция: отхлопать ритмическую структуру слова, лишённого смысла.

        18. Упражнение: логопед называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются.

Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов  в них.

 19. Упражнение: логопед называет слова.

Инструкция: найди слово, которое по слоговой структуре не похоже на остальные.

20. Упражнение: логопед называет слова.

Инструкция: найди одинаковые три буквы в словах.

21. Упражнение: даны слова: рады, сосна, лыжи, рама.

Инструкция: поменяй слоги местами, составь новое слово.

22. Упражнение: «Весёлая математика»

Инструкция: образуй новое слово из первых двух слогов.

23. Упражнение: «Медленно – быстро».        

Инструкция: один ребёнок произносит слово медленно по слогам, другой -  быстро:

24. Задание: придумать родственные слова к слову.

        25. Задание: придумай слово на один слог длиннее.

26. Задание: подбери рифмы к словам.

27. Задание: придумай куклам имена, состоящие из двух слогов, из трёх слогов. Подари им вещи, состоящие из двух слогов из трёх слогов.

        28. Задание: закончи слово

29. Задание: разложи картинки по стопкам:

                      КТО ЭТО?                      ЧТО ЭТО?

Мною были введены ещё два авторских пособия:

  1. Игра «Ромашка».
  2. Игра «Помоги Алёнушке». (Подробное описание и работа с данными пособиями представлены в брошюре)

Цель: 

отрабатывать и закреплять с детьми навыки концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, совершенствовать  коррекционную работу на уровне звуков, слогов, слов и предложений Достоинство этих пособий заключается в том, что они многофункциональны, компактны, позволяют отработать и закрепить слоговую структуру слов на всех уровнях коррекционного этапа.

Все задания подбирались с постепенным усложнением вербальных и невербальных средств. С целью преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей, основные акценты ставились на совершенствовании умений правильно структурировать слова.

. Результативность:

- формируется умение проводить фонематический и слоговой анализ слов;

- формируется умение управлять словами сложной слоговой структуры;

- развивается умение анализировать и синтезировать слова;

.

4). ОТРАБОТКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ НА УРОВНЕ ФРАЗ, ЧИСТОГОВОРОК, СТИХОТВОРЕНИЙ, ТЕКСТОВ.

Виды заданий и упражнений:

  1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).
  2. Придумать чистоговорку самому.
  3. Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.
  4. Придумай чистоговорки.

5. Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.

6. Игра «Телеграф»: передать другому телеграмму:

                                      «Я иду домой».      /  //  //.

7. Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма.

8. Пропевание распевок с чёткой ритмической структурой под

музыкальное  сопровождение.

9. Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком.

10. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

        11. Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры.

        12. Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком. 

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные…

(перина, подушка, рубашка).

13. Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно:

Где весною было пусто, летом выросла…(капуста).

        14. Чтение предложения по слогам.

15. Чтение текстов по слогам.

16. Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.

Конкретный вид работы выбирался  в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой над слоговой структурой слов велась и работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения.

При проведении формирующего эксперимента, согласно составленным индивидуально-перспективным планам, проводилась индивидуально подгрупповая и фронтальная работа с детьми с применением различных методов и приёмов, описанных выше, включая в неё разработанные мною авторские игры и пособия, способствующие  преодолению нарушений слоговой структуры слова.

В частности мною была подготовлена и апробирована игра «Сказочная деревня». Эта игра изготовлена из полюбившейся детям книги, представляющей собой настольный театр, игра « Ромашка», пособие  «Помоги Алёнушке» (по русской народной сказке « Гуси-лебеди»), которые представляют собой объёмные аппликации.(Подробное описание работы с данными пособиями можно найти в брошюре).

Результативность:

-  сформирована слоговая структура слов;

-  речь детей скоррегирована;

- сформированы лексико-грамматические категории.

8. Длительность работы над опытом:

Данный опыт внедряется в практику 6 лет.

9. Диапазон опыта: фронтальные и индивидуально-подгрупповые занятия.

10. Результативность опыта:

В сентябре 2012 учебного года  была проведена  диагностика состояния слоговой структуры слов, результаты которой показали высокую степень нарушений слоговой структуры слов у детей данной группы, что отражено в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

           

Обследование  показало, что у 84,4% детей нарушена слоговая структура слов.

 Кроме того были проанализированы типы нарушений слоговой структуры слов и получены следующие данные (диаграмма 1).

        Диаграмма 1.1. Сравнительный анализ типов нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на сентябрь 2012 года.

        1 -  Антипация (41,6%);

2 – Элизии (33,4%);

3 – Итерации (8,4%);

4 – Чистоговорящие (16,6%).

Диаграмма 2. Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2013 учебного года.

         

           

1 – с нарушением слоговой структуры слова (66,4%)

2 – чистоговорящие (33,6%)        

Анализ типов  нарушений слоговой структуры слов показал следующие данные (диаграмма 2.1)

Диаграмма 2.1. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на январь 2013 года.

1 – Антипация;

2 – Элизии;

3 – Итерации;

4 – Чистоговорящие.

Число детей, уподобляющих один слог другому сократилось на 8,4%

Детей, страдающих элизией – на 8,5%, итерацией – 0,1%.

             

  2.3. Результативность, успешность обучения.

На конец 2012-2013 учебного года был проведена диагностика типов нарушений слоговой структуры слова, которая показала следующие результаты:

       

 Диаграмма 3. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2013 учебного года.

 

1 – с нарушением слоговой структуры слова (8,3%)

2 – чистоговорящие (91,7%)        

Полученные данные убедительно показали эффективность проведенной работы, в том числе обоснованность применения авторских пособий для закрепления навыка правильного говорения слов.

Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слов показал, что 8,3% нарушений слоговой структуры слов на завершающем этапе приходятся на нарушения по типу       антипации     (диаграмма 3.1)

Диаграмма 3. Сравнительный анализ типов нарушения слоговой структуры слова у детей ОНР в подготовительной к школе группе по состоянию на конец 2012-2013 учебного года.

При подведении итогов проводилось сравнительное изучение динамики формирования слоговой структуры слов у детей в начале, середине, конце учебного года. (График 1)

 

График 1. Динамика усвоения слоговой структуры у детей с ОНР.

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:

      -значительное улучшение наблюдалось у детей, имеющих нарушение, связанное с уподоблением одного слога другому (антипация), с 41. 6% сократилось до 8,3% ,усечением количества слогов (элизии),  с 33,4% сократилось до 0%,  добавлением слогообразующей гласной (итерацией) с 8,4% сократилось до 0%.  .

       - выяснилось, что применение многофункциональных пособий позволяет значительно улучшить результативность проводимой работы убедиться в правомерности выбранного подхода.

 

 

 Информационная карта инновационного опыта

1. Общие сведения

Ф.И.О. автора

опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта

Должность преподаваемого предмета или выполняемого

функционала

Стаж работы в должности

Филько Наталья Алексеевна

МДОУ «Машенька»

392525 Тамбовская обл., Тамбовский район пос. Строитель, м-н Северный

Д. 28

Учитель-логопед

8 лет

 

II. Сущность характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта

(ИПО)

Формирование  слоговой структуры слов у детей  с недостатками слово- и фразообразования»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Успешно решаются противоречия между:

- уровнем требований, предъявляемым в начальной школе  и уровнем подготовки детей, имеющими речевые нарушения;

- необходимым уровнем качества образования выпускников логопедических групп и недостатком методического инструментария по реализации образовательных задач.

3. Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно – информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование игровой технологии обучения детей с нарушением слоговой структуры слов. Разнообразие игр, заданий и упражнений с постепенным усложнением методов и приёмов, особенно применение многофункциональных пособий повышает интерес к обучению, влияет на результативность коррекционной работы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски)

- Методические мероприятия по развитию речи  и в частности по формированию слоговой структуры слов у детей сводятся к организации игры

- Игра используется как   фактор наибольшего значения в деле  развития речи.

- Правильно организуется самостоятельная игра, обеспеченная надлежащим помещением, игрушками, и руководством.

- Планомерно проводятся дидактические игры,  согласуются с интересами детей, решаются поставленные коррекционные задачи.

- Поддерживается в детях чувство удовлетворения от результата  своей деятельности.

- Устанавливается личностно-центрированный подход

5. Условия реализации изменений (включая личностно- профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Группы детей, имеющих нарушения речевого развития различной этиологии. Оптимизация интегрированного взаимодействия специалистов образовательного учреждения по коррекции речевых нарушений. Изменяются методы и приёмы обучения посредствам применения многофункциональных пособий, формируется среда свободного общения, умение работать в паре, слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку

6. Результат изменений

Повышение процента выпускников с скоррегированной речью;

Активизация мыслительной деятельности;

Развитие координации движений;

Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений;

Развитие концентрации слухового внимания слуховой памяти и слухового гнозиса;

Формирование слоговой структуры слов на всех уровнях коррекционного воздействия;

Воспитание  стремления к точному и правильному выполнению заданий;

Повышение интереса детей к занятиям; формирование комфортной психологической атмосферы в группе;

Воспитание чувства ответственности за результат выполненного задания;

Формирование умения работать в паре, небольшими группами.

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1. Психолого-методическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. Материалы общероссийской научно-практической конференции.

Статья «Формирование лексико-грамматическими конструкциями как средство преодоления слоговой структуры слова».

Тамбов 2013г.

Описание инновационного опыта учителя-логопеда

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённый организационно-методический инструментарий, в том числе  в первую очередь игровые технологии (с учётом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде – игра). Неисчислимы те знания, которые ребёнок приобретает в игре. Играя,  он учится, а ни одно учение немыслимо без основного учителя – языка. Игру детей  я, в первую очередь, приспосабливаю к интересам развития речи и её коррекции. Работая над коррекцией нарушения слоговой структуры слов, мною были собраны, систематизированы, адаптированы к практике  игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса, слуховой памяти на материале неречевых звуков подготовительного этапа. А так же игры и упражнения, используемые для коррекции нарушений слоговой структуры слов на коррекционном этапе, который проводился на вербальном материале на  разных  уровнях:                                                                                                                                                    

  • Уровень гласных звуков
  • Уровень слогов
  • Уровень слова
  • Уровень предложений, фраз стихов и чистоговорок

Для усиления мер коррекционного воздействия на уровне слогов мною была подготовлена и апробирована игра «Сказочная деревня». Эта игра изготовлена из полюбившейся детям книги, представляющей собой настольный театр.

Чтобы работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов сделать более эффективной и результативной, на следующих уровнях коррекционного этапа были изготовлены пособия «Ромашка», «Помоги Алёнушке» (по русской народной сказке «Гуси-лебеди»)   в виде объёмной аппликации. Достоинство данных пособий заключается в том, что они многофункциональны, компактны, позволяют отработать слоговую структуру слов на всех уровнях коррекционного этапа, а также для работы над коррекцией звукопроизношения, лексико-грамматическими категориями. Все задания подбираются с постепенным усложнением вербальных и невербальных средств согласно индивидуальным возможностям ребёнка и, учитывая, на каком уровне коррекционного воздействия он находится.

            Многофункциональные игры повышают интерес детей к занятиям, активизируют внимание, а встреча с новым героем сказки, вырабатывает стремление к точному и правильному выполнению предлагаемых заданий, способствует эффективно и качественно усваивать предлагаемый материал в процессе коррекционной работы, повысить настроение от встречи с героями сказки.

Библиографический список

1. Балобанова В.П., Богданова  Л.Г.,  Венедиктова  Л.В.  и  др.  Диагностика нарушений речи у детей и организация  логопедической  работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

4. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий  воспитателя  в  детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

5. Голубева Г.Г. Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Логопед в детском саду.- 2007.- 3(18).

6. Епифанова О.В. Логопедия (уточнение и коррекция слоговой структуры слов). – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

8. Жукова  Н.С.,  Мастюкова  Е.М.,   Филичева   Т.Б.   Преодоление   общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

9. Журова Л.Е., Эльконин  Д.Б.  К  вопросу  о  формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная  работа  воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ОНР). – М., 1998.

12. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В.  Развитие  связной  речи:  Фронтальные логопедические  занятия  в  подготовительной  группе  для детей  с   ОНР. – М.: Гном и Д, 2000-2001.

13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи  и  развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  –  М.: Гном и Д, 2001.

14. Колесникова Е.В.,  Телышева  Е.П.  Развитие  интереса  и  способности  к

   чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

15. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

16. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических  занятиях.  – М., 1991.

17. Нищева Н.В. Система коррекционной работы  в  логопедической  группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

18. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

19. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

20. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

21. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование  и  развитие  связной речи. – СПб., 1998.

22.  Ткаченко  Т.А.   Логопедическая   тетрадь.   Развитие   фонематического

   восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

23.  Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

24.  Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

25.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

26. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под  ред.  Дубровиной И.В.- М., 1999.

27. Сафонкина Н.Ю. Некоторые направления коррекции слоговой структуры у детей //Логопед в детском саду.- 2007.-7(22).

28.   Филичева  Т.Б.,  Чиркина  Г.В.  Подготовка  к  школе  детей   с   общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.

29.  Филичева  Т.Б.,  Чевелева  Н.А.  Логопедическая  работа  в  специальном детском саду. – М., 1987.

30.  Филичева   Т.Б.,   Соболева   А.В.   Развитие   речи   дошкольника.   –Екатеринбург,1996.

31. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Звуковые кроссворды в картинках.- М., 2000.

32. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного  произношения.  –  Воронеж,1997.

33.  Фотекова  Т.А.  Тестовая  методика  диагностики  устной  речи   младших школьников. – М., 2000.

34. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в  детском  саду.  – М., 2000.

35. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе обобщен опыт работы по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста2...

Обобщение опыта на тему: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».

Моя тема самообразования на 2014-215 учебный год "Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"...

сообщение к обобщению опыта на тему "Формирование сенсорных представлений у детей младшего школьного возраста посредством системы дидактических игр"

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждениедетский сад  комбинированного вида № 114  «Чебурашка»  г. Брянск...

План самообразования учителя - логопеда на тему "Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 комбинированного вида» «Золотой ключик »  Советского района г.Казани...

Обобщение опыта по теме формирование слоговой структуры слова

Обобщение опыта по теме формирование слоговой структуры слова...

Обобщение опыта на тему: «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционные форм рисования»

Обобщение опытом по теме: Формирование  творческих способностей у детей дошкольного возраста посредствам  нетрадиционные форм рисования....