Особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова с неговорящими детьми.
статья по логопедии на тему
Коррекция слоговой структуры слова — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. В данной статье представлена система работы над слоговой структурой слова с неговорящими детьми, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова с неговорящими детьми.
Материал подготовила учитель-логопед
ГБДОУ детского сада № 41 Кировского района
Санкт-Петербурга
Ширяева Екатерина Олеговна
Формирование слоговой структуры слова оказывает значительное влияние на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения, т.е. является одним из важных факторов успешного обучения в школе.
Основная задача в самом начале коррекционной работы — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Этот этап предназначается для логопедической работы с неговорящими детьми.
По мнению Н.С. Жуковой, уровни понимания речи у детей с ОНР могут быть различны: от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов (например, различение единственного и множественного числа существительных). Если неговорящие дети имеют низкий уровень понимания речи, то в первую очередь нужно начинать логопедическую работу именно в этом направлении. Только при достаточно хорошем понимании речи ребенок может начать говорить. Если же уровень понимания речи достаточно высок, то на первый план выдвигается задача вызывания любых звукоречевых проявлений.
Основная задача логопедического воздействия на первом этапе заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, совершаемых ребенком самостоятельно (спит, ест, сидит, стоит, бежит, прыгает, катает, гуляет, умывается, купается, кричит, говорит и т.д.). Кроме того, ребенок должен знать названия действий, совершаемых близкими ему люди, но этот словарь может ограничиваться названиями лишь тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, варит, чинит, моет и т.д.), или действий, происходящих дома, на улице (машина едет, гудит, остановилась; листья падают, лежат). Ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми — потребность подражать слову взрослого. В речевую практику ребенка вводится плавное произнесение на одном выдохе ряда гласных с постепенным наращиванием их количества: ау, ауи, ауиэ и т.д. Затем ребенку предлагают произносить ряд гласных, изменяя их место в ряду: ауи, аиу, уиа и т.д. Следующее задание — по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных, птиц, людей: ам, му, ко-ко и т.д. Затем цепочка звукоподражаний увеличивается до 3—4 слогов: ко-ко-ко-ко, ам-ам-ам-ам. Для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия можно предложить выполнить задания, связанные с произнесением слогов сначала со сменой гласного (му-ма), а затем — со сменой согласного (му-ку), постепенно увеличивая ряд.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, необходимо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как делаю я». Нужно научить детей подражать действиям с предметами (игры с машиной, мячом, куклой, кубиками), движениям рук, головы, ног («полетели, как птички», «поскакали, как зайчики», «пошевелили ушками, как зайчики» и т.д.).
В работе над речевой активностью (повторение звукоподражаний за логопедом) следует учитывать индивидуальные особенности детей. В итоге логопедической работы на этом этапе формирования слоговой структуры слова дети должны научиться соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, постоянно находящихся перед глазами ребенка, действий, совершаемых им или знакомыми ему людьми, некоторых состояний (холодно, тепло, вкусно). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых звукоречевых выражениях.
Формирование первых форм слов
Следует помнить, если для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень быстро, то неразвитая детская речь пестрит нарушениями слоговой структуры слова.
Одно из главных условий логопедической работы с детьми, которым недоступно элементарное словоизменение, — проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.
Прежде всего необходимо добиваться от детей воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приблизительно). Вначале допустимо проговаривание только ударного слога, в дальнейшем необходимо научить ребенка воспроизводить слова из двух слогов (1-й класс).
На данном этапе работы не рекомендуется исправлять звукопроизношение. Это может вызвать у некоторых детей речевой негативизм, так как на этом уровне развития речи они еще не в состоянии овладеть артикуляционными нормами. Поэтому логопед может пренебречь произносительными возможностями детей. При этом желательно, чтобы дети произносили все гласные (кроме звука [ы]). Желательно (но не обязательно), чтобы согласные |м], [п], [б], [т], [д] не замещались согласными звуками другого места образования, например, звуком [к]. Все согласные звуки могут оставаться недифференцированными на мягкие и твердые, звонкие и глухие.
Согласные язычно-передненёбные ([ш], [ж], [ч], [щ]), требующие поднятия передней части языка к верхним альвеолам, могут замещаться одним общим фрикативным звуком, например, мягким [с']. Допустимы и грубые замещения свистящих и шипящих, например, призубным звуком. Закономерным является отсутствие соноров. Но уже на этом этапе следует обратить особое внимание на наличие звука [й]. Этот звук может быть легко вызван по подражанию в дифтонгах: ой, ай, эй.
Только после того как дети овладеют произношением слов первых 3-х классов, сохраняя интонационно-мелодический рисунок, начинается работа по коррекции звукопроизношения. С трехлетними детьми эту работу целесообразнее начинать на материале «лепетных слов».
К концу данного периода дети должны знать место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов.
Усложняя работу над слоговой структурой слова, логопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. При переходе к словам со стечением следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: кош-ка (а не ко-шка).
Если ребенку по подражанию трудно произнести слог со стечением согласных, то логопед предлагает сначала повторить за ним слоги, но таким образом, чтобы между двумя согласными находился гласный звук [а], например: да-ва, даву, мано, ману ит.д. Затем два разных слога как бы сдвигаются, и между согласными звуками произносится не гласный звук полного образования, а редуцированный твердый гласный, нечто среднее между [а] и [ы], например: дъва, дъву, мъно, мъну. Наконец редуцированный гласный совсем опускается и стечения согласных произносятся без него: два, дву, мно, мну. После того как стечения согласных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно проговариваются ребенком по слогам (простукиваются).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)
Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...
Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)
Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...
Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
Методика работы по формированию слоговой структуры слов...
Программа по формированию слоговой структуры слова у неговорящих детей
Программа по формированию слоговой структуры слова у неговорящих детей включает три раздела: 1 - Ритмы, 2 - Слоги, 3 - Слова. В программе описаны методы и приемы работы по формированию умений ребенка ...
Коррекционная работа по формированию слоговой структуры слова дошкольников
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения ребенком грамматичес...
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...
Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры слова у детей с ОНР Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками ...