Игровые приёмы для развития артикуляционной моторики у дошкольников
статья по логопедии (средняя группа) на тему
Примерные задания по развитию артикуляционной моторики дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priyomy_dlya_razvitiya_artikulyatsionnoy_motoriki_u_doshkolnikov.docx | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приёмы для развития артикуляционной моторики у дошкольников
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Артикуляция [лат. articulare членораздельно разговаривать] - деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка. Это может быть зубочелюстная патология, слишком большой или слишком маленький язык, короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка), расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба (ринолалия).
Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребёнка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие. В процессе коррекционного воздействия устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляционного уклада и двигательным ощущением. Опора на зрительные и слуховые анализаторы, облегчающая воспроизведение требуемого движения или артикуляции.
Артикуляционные игры
- «Воздушный поцелуй» Поднесите ладонь к губам, губы вытяните трубочкой и чмокните ладошку. Отведите ладонь ото рта и покажите её.
- «Покричим, как индейцы» Откройте рот и произнесите длительно звук: «А-а-а...», одновременно похлопывая ладонью по губам. В результате должен получиться прерывистый звук.
- «Полакаем, как котята» Высовывайте изо рта и втягивайте обратно широкий язык, как будто лакаете.
- «Шарик» Рот закройте, надуйте щёки и удерживайте их в таком положении несколько секунд. Если у ребёнка упражнение не получается, предложите ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри «надует» щёки. Затем слегка стукните кулачками по надутым щекам: «шарик лопнет» - воздух с шумом выйдет изо рта.
- «Качели»Высуньте изо рта язык и совершайте им движения вверх-вниз, как будто тянитесь языком то к носу, то к подбородку-так язычок «качается на качелях».
- «Часики» Высуньте изо рта язык и совершайте им движения из одного угла рта к другому, как будто это маятник у часов.
Упражнения на развитие мимики (выполнять у зеркала)
Показать весёлого и грустного человечка или доброго и злого. Можно построить перед зеркалом смешные рожицы, как шаловливые обезьянки. «Огородное пугало». Показать, как испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста
Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движени...
Использование игровых приёмов для развития связной речи у дошкольников.
Связная речь - это определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. Связная речь включает в...
Использование игровых приемов в развитии артикуляционной моторики
Мастер-класс для педагогов ДОУ: Использование игровых приемов в развитии артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии....
Презентация. Игровые приёмы в развитии артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией
Цель: Коррекция речи дошкольников с помощью игровых приемов.Задачи:- воспитывать интерес у дошкольников к логопедическим занятиям через игровые приемы, способствующие их мотивации;- обеспечить благопр...
"Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики у детей дошкольников."
Авторский речевой материал в развитииартикуляционного аппарата у детей с нарушением речи....
Игровые приемы для развития артикуляционной моторики
Представлены стихотворные тексты, позволяющие разнообразить проведение артикуляционной гимнастики и сделать ее интересной для детей....
Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»
laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...