ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Стихотворные тексты и загадки для использования при выполнении артикуляционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_veselom_yazychke.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка о веселом язычке.

Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (Упражнение «Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо – влево. (Упражнение «Маятник часов»). 

Покачался – покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх – вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. (Упражнение «Качели»). И он тоже покачался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками. Язычок пошел гулять, по ступенькам шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-Д. (Упражнение «Ступеньки»).

Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там…. Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить.

(Упражнение «Чищу зубы»). Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидал? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение  «Маляр»).

Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать. Спит Язычок, и снятся ему  Чебурашка с    крокодилом Геной, поют они свою песенку. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: «Та-та-та, та-та-та…». (Прикусывая кончик языка, улыбаясь, произносить та-та-та).

Вдруг услышал Язычок веселую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-Д-Д – слышалось вокруг.

«Д-Д-Д», - повторял за барабаном Язычок.  (Упражнение «Барабанщик»).

Увидел Веселый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

Ну и лошадка!

Шёрстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Травки поела –

И снова за дело.

(После каждой строчки дети цокают).


Упражнение

«ПРОГУЛКА ВЕСЁЛОГО ЯЗЫЧКА»

Весёлый Язычок очень любит гулять и упражнения выполнять. А ваш язычок сможет выполнить все эти упражнения? Будьте внимательными и старательными!

  • рот приоткройте;
  • кончик языка поднимите к середине верхней губы;
  • кончик языка опустите к середине нижней губы;
  • кончиком языка прикоснитесь к правому уголку рта;
  • кончиком языка прикоснитесь к левому уголку рта;
  • кончиком языка прикоснитесь к середине верхних зубов;
  • кончиком языка прикоснитесь к середине нижних зубов;
  • язык уприте в правую щёку (посмотрите в зеркало – будто у вас там орешек прячется, правда?);
  • язык уприте в левую щёку (и орешек переместился!);
  • кончиком языка прикоснитесь к верхним бугорочкам за зубами и погладьте их (язычок двигается из стороны в сторону);
  • кончиком языка прикоснитесь к нижним бугорочкам за зубами и погладьте их;
  • кончик языка уприте в правую щеку, и поводи им (как будто орешек перекатывается за щекой);

кончик языка уприте в левую щеку, и поводи им (как будто орешек перекатывается за этой щекой);


Упражнение «Лопаточка»

Улыбнитесь. Приоткройте рот. Положите широкий язык на нижнюю губу. Подержите его в таком положении.

Язык лопаткой положи.

                                   И спокойно подержи.

Язык  надо расслаблять

И под счет его держать:

      Раз, два, три, четыре, пять!

Язык   можно   убирать.

Упражнение «Маятник часов»

Откройте рот. Высуньте узкий язык. Тяните его попеременно то вправо, то влево.

Влево – вправо, влево – вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Упражнение «Качели»

Откройте рот, как при звуке А. Опустите широкий кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержите под счет «раз». Поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и подержите под счет «два». 5 повторов.

На качелях я качаюсь:

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Упражнение «Ступеньки»

Приоткройте рот. Широким кончиком языка обнимите верхнюю губу – это первая ступенька. Широким кончиком языка обнимите верхние зубы – это вторая ступенька. Широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам за зубами – это третья ступенька.

Обрадовался язычок, что поднялся на третью ступеньку, и весело попрыгал на ней три раза – Д-Д-Д. Отдохнул немножко язычок и …

И опять пошел гулять

По ступенькам шагать:

РАЗ – широким языком обними верхнюю губу,

ДВА – широким языком обними верхние зубы,

ТРИ – язычок прыгнул за зубы к бугорочкам

И весело попрыгал по ним четыре раза: д-д-д-д.

Упражнение «Чищу зубы»

Улыбнитесь, приоткройте рот. Почистите кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почистите кончиком языка верхние зубы.

Чищу зубы,                Не болели,

Чищу зубы                 Не темнели  

И снаружи…              Не желтели чтоб они.

И внутри…

Упражнение «Маляр»

Улыбнитесь, откройте рот, поднимите язык к бугорочкам. Водите, поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперед – назад. Следите, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведем вперед – назад –

Наш маляр работе рад!

Упражнение «Барабанщик»

Улыбнитесь, откройте рот, постучите кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося звук Д. Делайте удары медленно, следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Барабанщик очень занят,

Д-Д,   Д-Д-Д,

Барабанщик барабанит:

Д-Д,   Д-Д-Д,

Бей, руками помогай:

Д-Д,   Д-Д-Д,

Ритм ногами отбивай:

Д-Д,   Д-Д-Д,

Учись играть на барабане:

Д-Д,   Д-Д-Д,

Твой язык послушным станет:

Д-Д,   Д-Д-Д,

Язык, кверху поднимайся:

Д-Д,   Д-Д-Д,

Смотри – с ритма не сбивайся:

Д-Д,   Д-Д-Д.


СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится.

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай

(учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе).

– Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю – травушка-муравушка растет, ручеек течет. (Содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года). (Предложить по картинке на каждое время года).

Осенью.   Падают, падают листья,

                  В нашем саду листопад.

                  Желтые, красные листья

                  По ветру вьются, летят.

Зимой.              Белый снег, пушистый.

                         По ветру кружится

                         И на землю тихо

                         Падает, ложится.

Весной.    Травка зеленеет.

                 Солнышко блестит.

                 Ласточка с весною

                 В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз.

вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся.

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку – С-С-С):

Водичка, водичка,                                        Чтоб щечки краснели,

Умой мое личико.                                        Чтоб смеялся роток

Чтоб глазки блестели.                                  И кусался зубок.

Под слова четверостишья ребенок совместно с взрослым выполняет элементы самомассажа.

Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы.

Этой щеткой — башмаки.

Этой щеткой чистим брюки —

Все три щетки нам нужны

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

                 Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Для постановки диафрагмально-речевого дыхания, используется фраза и тактильно-вибрационный контроль. Глубокий вдох, на выдохе произносим:

                  Ах, какой душистый, ароматный!

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.

«Оближи варенье». (Широким язычком захватываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз.

Пора на прогулку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.

(Несколько раз сжать пальчики и разжать.) 

Вышел и Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку языка к твердому небу - поехали (имитируем езду на лошадке).

«Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

Ехал, ехал и приехал к реке. Река какая? (Для усиления образа помогаем движениями рук.) Широкая, глубокая. Сядем в моторную лодочку (улыбнуться, просунуть язычок между губами и сильно подуть на его кончик, вызывая вибрацию кончика язычка).


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Сказка о Веселом Язычке

Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Догадайтесь, что это за домик?

В домике этом

Красные двери,

Белые звери

Сидят у дверей.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Правильно. Этот домик - рот. Двери в домике то открываются, то закрываются - вот так (рот закрыт, рот открыт).

Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать. Язычок открыл широко дверь, выглянул на улицу (язык широкий, «лопаточкой»). Посмотрел наверх - светит ли солнышко, потом посмотрел вниз - нет ли луж на земле (упр. «Качели»). Заглянул под крылечко (широкий язык вставить между губой и зубами). Осмотрелся, увидал качели и побежал на качели. Смело вверх - вниз (широкий язык прикасается к бугоркам за верхними зубами, затем - к бугоркам за нижними зубами, рот открыт). Все выше взлетают качели.

На качелях я качаюсь,

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

(Широким языком прикасаться к бугоркам за нижними зубами, затем поднимать язык вверх к мягкому нёбу)

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора.

Стала кисточка плясать,

Нам потолочек не узнать.

(Упр. «Маляр»)

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо.

(Упр. «Чьи зубы чище»)

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

Он с лошадкой погуляет,

(Упр. «Лошадка»)

                    Грибов насобирает,

(Упр. «Грибок»)

На гармошке он сыграет

И песенку споет:

«На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу».

(Упр. «Гармошка»)

                    А потом попляшет.

(Упр. «Пощелкать кончиком языка»)

Язычок наш много сделал дел, пел и танцевал. Очень сильно он устал. Чтобы сил больше набрать, решил он поесть вкусного варенья. Варенье сладкое, душистое, ароматное. Испачкалась верхняя губа, надо ее облизать (упр. «Вкусное варенье»).

Язычок поел, лег на диван, включил телевизор и увидел на зеленой поляне жеребят и индюшат. Жеребята скачут на поляне, играют, резвятся (упр. «Фырканье»), а малышата - индюшата весело болобочут: «Бл-бл-бл» (упр. «Индюк»). Переключил Язычок телевизор на другую программу. На экране - цирк. Искусные фокусники показывают фокусы (упр. «Фокус»). Веселые клоуны соревнуются в стрельбе по воздушным шарикам. «П-П-П» - есть попадание! (упр. «Автомат»). А вот и барабанщиков отряд, звонко палочки стучат: «Д-Д-Д» (упр. «Барабан»). Дробь веселая слышна: «да-ды-ды» (упр. «Барабан»). Посмотрел Язычок телевизор, и захотелось ему спать. Выключил телевизор.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.


Стихотворные тексты и загадки для использования при выполнении артикуляционных упражнений

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

(Упр. «Лопатка», «Блинчик»)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

(Упр. «Иголочка» — «Лопаточка»)

А потом пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

(Упр. «Язычок перешагивает через зубы»)

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

(Упр. «Маляр»)

Гвозди, молоток и клещи –

Нужные в работе вещи.

Молоток стучит: «Тук-тук!

Язычку я лучший друг.

(Упр. «Автомат»)

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела –

И снова за дело.

(Упр. «Лошадка»)

Поиграю я в футбол

И забью с разбега гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

(Упр. «Забей в ворота гол»)

На крылечке полежал –

(Упр. «Лепешка»)

На качели побежал.

(Упр. «Качели»)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(Упр. «Заборчик»)

Я лошадка Серый Бок!

Я лошадка – цок, цок, цок.

Я копытцем постучу.

Если хочешь - прокачу.

Посмотри, как я красива:

Хороши и хвост, и грива.

(Упр. «Лошадка»)

На лесной опушке.

Где жила кукушка.

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке.

Наша Даша в лес пошла,

Наша Даша гриб нашла.

Вот и нет волнушки

На лесной опушке.

(Упр. «Грибок»)

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

(Упр. в подражании стуку дятла: д-д-д)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой.

Все равно он будет мой.

(Упр. «Барабан-1»)

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает.

Кошка спинку выгибает.

(Упр. «Киска сердится»)

На деревья, на лужок

Выпал беленький снежок.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

(Упр. «Саночки»)

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(Упр. «Лошадка»)

Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор.

(Упр. «Заборчик»)

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца.

(Упр. «Улыбка»)

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну...

(Упр. «Хоботок»)

Губы сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем:

Ду, ду, ду-ду-ду!

(Упр. «Трубочка»)

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка - побудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка все опять!

(Упр. «Заборчик» - «Хоботок» - «Трубочка»)

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

(Упр. «Лопаточка», «Блинчик»)

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «иголочкой» потом

Потянем тонким острием.

(Упр. «Лопатка» — «Иголочка»)

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем.

Ее бока к зубам прижмем.

(Упр. «Чашечка»)

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи

И внутри,

Не болели чтоб они.

(Упр. «Чьи зубы чище»)

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, Барабанит

Полтора часа Подряд.

(Упр. «Барабан»)

Сани, сани

Едут сами.

Через горы и леса

Едут сани-чудеса!

(Упр. « Саночки»)

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

(Упр. «Лошадка»)

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой.

(Упр. «Грибок»)

Вот на крыше без опаски

Он железо красит краской.

У него в руках ведро.

Сам расписан он пестро.

(Упр. «Маляр»)

Маляры пришли втроем.

Обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый.

Стал нарядный и веселый.

(Упр. «Маляр»)

Утром рано на лесной полянке

Звонко, звонко зайчик барабанит:

«Д-д-д-д, да-ды, да-ды».

(Упр. «Барабан»)

Пирожки в печи пекла

Хлопотливая пчела.

Извела на пирожки

Полнаперсточка муки.

(Упр. «Пирожок»)

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

(Упр. «Трубочка»)

Грибочек, грибок,

Масляный бок.

Серебряная ножка.

Прыгай в лукошко!

(Упр. «Грибок»)

На трубе мы все играем.

Мы детишек забавляем:

ту-ту-ту, ту-ту-ту!

(Упр. «Трубочка»)

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Да-ды, да-ды, да-ды!»

(Упр. «Барабан»)

Матросская шапка.

 Веревка в руке.

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

(Упр. «Пароход»)

Осень! У тебя мы спросим:

-  Что в подарок принесла?

-  Принесла я вам муки

- Значит, будут пирожки.

(Упр. «Пирожок»)

Я хотел устроить бал

И гостей к себе позвал.

Взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый пирог.

(Упр. «Пирожок»)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

(Упр. «Надуть щеки»)

Ходит город-великан

На работу в океан.

(Упр. «Пароход»)

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Упр. «Иголочка»)

Рос шар бел.

Дунул ветер –

И шар улетел.

(Упр. «Надуть щеки»)

Слоны умны.

Слоны смирны.

Слоны спокойны и сильны.

(Упр. «Хоботок») .

Раздувайся, пузырь.

Раздувайся, большой.

Оставайся такой

Да не лопайся.

(Упр. «Надуть щеки»)

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел!

(Упр. «Пароход»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания«Дом-интернат №1 для детей с отклонениями в умственном развитии»Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга«Использование...

Использование игровых приемов в развитии артикуляционной моторики

Мастер-класс для педагогов ДОУ: Использование игровых приемов в развитии артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии....

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ».

Семинар-практикум  для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ»Цель: повысить уровень компетентности педагогов в вопросах ...

Мастер - класс"Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ"

В материале представлен материал по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики путем  использования игровых упражнений....

Игровые приемы для развития артикуляционной моторики

Представлены стихотворные тексты, позволяющие разнообразить проведение артикуляционной гимнастики и сделать ее интересной для детей....

Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»

laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский  Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...