Использование игровых приемов в развитии артикуляционной моторики
консультация на тему

Жалина Наталья Викторовна

Мастер-класс для педагогов ДОУ: Использование игровых приемов в развитии артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов в развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии

(Мастер-класс для педагогов ДОУ)

Жалина Наталья Викторовна

учитель-логопед

МДОУ д/с №8 «Сказка»

Челябинская область

г. Южноуральск

Актуальность:

   В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.

   Коррекция стёртой формы дизартрии практически невозможна без развития артикуляционной моторики у детей; т.к. дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики.

   Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева и др.).

  Я выделила несколько этапов коррекционно-логопедического воздействия на артикуляционную моторику у детей при дизартрии.

   Предлагаю вашему вниманию несколько практических упражнений…….

Ход мастер-класса:

  Это Звукознайкин, он всё умеет, а ещё он правильно и красиво говорит.

Звукознайкин приготовил для нас упражнения.

Логопедический массаж:

  1. Звукознайкин собирается сделать полезный массаж языку – чтобы

язычок стал расслабленным, послушным и ему легко было произносить разные звуки.

    Давайте и мы сделаем массаж для языка, помогут нам губы и зубы. Они будут язык поглаживать и похлопывать.

   Внимательно посмотри на рисунки-подсказки и запомни их.

Сначала надо превратить язык в лопаточку, а затем делать так как подсказывают нам карточки.

   Чувствуете, как понравилось язычку какой он стал спокойный расслабленный и готов вас слушаться.

Артикуляционная гимнастика

  1. Чтобы научиться красиво говорить, надо заставить свои губы хорошо работать. Научиться улыбаться открытой улыбкой.

Звукознайкин приготовил для вас загадку, отгадайте и узнаете кто вам поможет широко улыбаться.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

     Кто это? Правильно это лягушка Кваква, Звукознайкин предлагает вместе с Кваквой широко улыбнуться.

   Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Когда делаем упражнение – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам,

растяну я, как лягушка

потяну – перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

   А теперь улыбнитесь под счёт до 10.

- У какого крупного животного нос похож на длинную трубу?

Конечно у слона.

- Как этот нос называется?

 Хобот.

   Звукознайкин просит сделать из губ хобот – вытяните их вперёд и сомкните.

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика

   3. Звукознайкин предлагает сложное упражнение с шариком.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

3. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

4. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

5. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

Биоэнергопластика

  1. Звукознайкин дружит не только с язычком, но я пальцами он

утверждает: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

Упражнение Грибок

   На счет один улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находится у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

На счет «один» кисти рук согнуть и удерживать в форме ковша под счет до10

Упражнение на расслабление

  1. Мы долго сидели наши шея, плечи были напряжены.

Звукознайкин предлагает расслабиться и сделать  упражнение «Любопытная Варвара» 

             - Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо...

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

           - «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

          - «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!

 Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

Мимическая гимнастика

  1. Звукознайкин любит гласные звуки за то, что их можно долго тянуть,

петь. От гласных звуков зависит громкость, внятность и красота речи.    

   Звукознайкин предлогает поиграть в игру «Маски»

   Вы должны изобразить мимику с картинки произнести гласный звук и передать соседу.  

   Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

    Вы заметили как красиво звучат гласные звуки, если при их произнесении правильно работают губы, язык, челюсти.

Дыхательная гимнастика

  1. Звукознайкин объясняет: для того чтобы звук [Р] звучал красиво,

нужна сильная выдыхаемая струя. Если выдыхаемая струя слабая, во рту не образуется давление, вызывающие вибрацию(дрожание) кончика языка.

 Сейчас, Звукознайкин научит показывать фокусы.

    Фокус первый:

Держи шарик перед губами;

Сделай трубочку из губ;

Выдыхай плавно через вытянутые вперёд губы;

Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ.

     Фокус второй:

Держи шарик перед губами;

Сделай лопаточку из языка;

Выдыхай плавно на шарик с лопаточки;

Смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает.

   Фокус третий:

Держи шарик у носа;

Подними язык к верхней губе;

Выдыхай резко на кончик языка;

Смотри, как красиво шарик отлетает вверх.

   Старайся! Этот фокус поможет кончику языка завибрировать.

Итог мастер-класса: Спасибо, вы старательно и терпеливо выполняли все упражнения от Звукознайкина, но пришла пора прощаться.

   А теперь давайте, вместе определим методы и приемы, которые я использовала: Логопедический массаж, Артикуляционная гимнастика, Нетрадиционная артикуляционная гимнастика, Биоэнергопластика, Упражнение на расслабление,  Мимическая гимнастика, Дыхательная гимнастика.

    А какие методы и приемы вы используете для развития артикуляционной моторики?

   

Таким образом: Раскрывая тему: развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о каком-то одном универсальном и чудодейственном приёме, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения.    

Список использованной литературы:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Хлоп-топ, Нетрадиционные

приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет, Москва, Издательство ГНОМ, 2013 год.

     2. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006год.

     3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001 год.

     4. Буйко В.И., Репина З.А. Уроки логопедии./ В.И. Буйко, З.А. Репина.  Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания«Дом-интернат №1 для детей с отклонениями в умственном развитии»Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга«Использование...

Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста

Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движени...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ».

Семинар-практикум  для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ»Цель: повысить уровень компетентности педагогов в вопросах ...

Мастер - класс"Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ"

В материале представлен материал по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики путем  использования игровых упражнений....

Игровые приемы для развития артикуляционной моторики

Представлены стихотворные тексты, позволяющие разнообразить проведение артикуляционной гимнастики и сделать ее интересной для детей....

Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»

laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский  Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...