Использование игровых приемов в развитии артикуляционной моторики
консультация на тему
Мастер-класс для педагогов ДОУ: Использование игровых приемов в развитии артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_ispolzovanie_igrovyh_priemov_v_razvitii_artikulyatsionnoy_motoriki.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых приёмов в развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии
(Мастер-класс для педагогов ДОУ)
Жалина Наталья Викторовна
учитель-логопед
МДОУ д/с №8 «Сказка»
Челябинская область
г. Южноуральск
Актуальность:
В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.
Коррекция стёртой формы дизартрии практически невозможна без развития артикуляционной моторики у детей; т.к. дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева и др.).
Я выделила несколько этапов коррекционно-логопедического воздействия на артикуляционную моторику у детей при дизартрии.
Предлагаю вашему вниманию несколько практических упражнений…….
Ход мастер-класса:
Это Звукознайкин, он всё умеет, а ещё он правильно и красиво говорит.
Звукознайкин приготовил для нас упражнения.
Логопедический массаж:
- Звукознайкин собирается сделать полезный массаж языку – чтобы
язычок стал расслабленным, послушным и ему легко было произносить разные звуки.
Давайте и мы сделаем массаж для языка, помогут нам губы и зубы. Они будут язык поглаживать и похлопывать.
Внимательно посмотри на рисунки-подсказки и запомни их.
Сначала надо превратить язык в лопаточку, а затем делать так как подсказывают нам карточки.
Чувствуете, как понравилось язычку какой он стал спокойный расслабленный и готов вас слушаться.
Артикуляционная гимнастика
- Чтобы научиться красиво говорить, надо заставить свои губы хорошо работать. Научиться улыбаться открытой улыбкой.
Звукознайкин приготовил для вас загадку, отгадайте и узнаете кто вам поможет широко улыбаться.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это? Правильно это лягушка Кваква, Звукознайкин предлагает вместе с Кваквой широко улыбнуться.
Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.
Когда делаем упражнение – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.
Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….
А теперь улыбнитесь под счёт до 10.
- У какого крупного животного нос похож на длинную трубу?
Конечно у слона.
- Как этот нос называется?
Хобот.
Звукознайкин просит сделать из губ хобот – вытяните их вперёд и сомкните.
Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).
Нетрадиционная артикуляционная гимнастика
3. Звукознайкин предлагает сложное упражнение с шариком.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
3. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".
4. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
5. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
Биоэнергопластика
- Звукознайкин дружит не только с язычком, но я пальцами он
утверждает: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Упражнение Грибок
На счет один улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находится у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
На счет «один» кисти рук согнуть и удерживать в форме ковша под счет до10
Упражнение на расслабление
- Мы долго сидели наши шея, плечи были напряжены.
Звукознайкин предлагает расслабиться и сделать упражнение «Любопытная Варвара»
- Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
- «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
- «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
Мимическая гимнастика
- Звукознайкин любит гласные звуки за то, что их можно долго тянуть,
петь. От гласных звуков зависит громкость, внятность и красота речи.
Звукознайкин предлогает поиграть в игру «Маски»
Вы должны изобразить мимику с картинки произнести гласный звук и передать соседу.
Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?
Вы заметили как красиво звучат гласные звуки, если при их произнесении правильно работают губы, язык, челюсти.
Дыхательная гимнастика
- Звукознайкин объясняет: для того чтобы звук [Р] звучал красиво,
нужна сильная выдыхаемая струя. Если выдыхаемая струя слабая, во рту не образуется давление, вызывающие вибрацию(дрожание) кончика языка.
Сейчас, Звукознайкин научит показывать фокусы.
Фокус первый:
Держи шарик перед губами;
Сделай трубочку из губ;
Выдыхай плавно через вытянутые вперёд губы;
Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ.
Фокус второй:
Держи шарик перед губами;
Сделай лопаточку из языка;
Выдыхай плавно на шарик с лопаточки;
Смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает.
Фокус третий:
Держи шарик у носа;
Подними язык к верхней губе;
Выдыхай резко на кончик языка;
Смотри, как красиво шарик отлетает вверх.
Старайся! Этот фокус поможет кончику языка завибрировать.
Итог мастер-класса: Спасибо, вы старательно и терпеливо выполняли все упражнения от Звукознайкина, но пришла пора прощаться.
А теперь давайте, вместе определим методы и приемы, которые я использовала: Логопедический массаж, Артикуляционная гимнастика, Нетрадиционная артикуляционная гимнастика, Биоэнергопластика, Упражнение на расслабление, Мимическая гимнастика, Дыхательная гимнастика.
А какие методы и приемы вы используете для развития артикуляционной моторики?
Таким образом: Раскрывая тему: развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о каком-то одном универсальном и чудодейственном приёме, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения.
Список использованной литературы:
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Хлоп-топ, Нетрадиционные
приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет, Москва, Издательство ГНОМ, 2013 год.
2. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006год.
3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001 год.
4. Буйко В.И., Репина З.А. Уроки логопедии./ В.И. Буйко, З.А. Репина. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение...
«Использование игровых приемов для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания«Дом-интернат №1 для детей с отклонениями в умственном развитии»Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга«Использование...
Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста
Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движени...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ».
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Использование игровых приемов при развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ»Цель: повысить уровень компетентности педагогов в вопросах ...
Мастер - класс"Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ"
В материале представлен материал по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений....
Игровые приемы для развития артикуляционной моторики
Представлены стихотворные тексты, позволяющие разнообразить проведение артикуляционной гимнастики и сделать ее интересной для детей....
Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»
laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...