Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»
методическая разработка по логопедии

Крамарь Елена Александровна

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития».

В.А. Сухомлинский  

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

       Актуальность и практическая значимость методического игрового пособия «Послушный язычок» обусловлена тем, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии,  неуклонно растёт. А  без формирования чистой и правильной речи невозможно развитие гармоничной личности. Важная роль в формировании правильного звукопроизношения отводится артикуляционной гимнастике. В пособии упражнения артикуляционной гимнастики представлены в виде увлекательных игр, что способствует формированию правильного произношения звуков, выработке правильного речевого дыхания, что превращает  однообразную и монотонную работу по постановке и автоматизации звука в интересную, значимую для ребёнка деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _igrovoe_posobie_ispr_1.docx793.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6

Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения  «Послушный язычок»

F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-30-35.JPG  F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-32-55.JPG

     F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-31-20.JPG  F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-25-24.JPG

Учитель-логопед  Крамарь  Елена Александровна

Ст.Кущёвская

Краснодарский край

2022 г.

Содержание:

1.Пояснительная записка………………………………........................

3

2.Цели и задачи .......................................................................................

3

3. Игровое пособие по артикуляционной гимнастике ........................

4

4. Прогнозируемые результаты использования игрового пособия....

5

5.Используемая литература…...………………………........................

5

6.Приложение 1.  Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений  для постановки      свистящих звуков............................

6

7.Приложение 2.  Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений  для постановки       шипящих  звуков............................

7

8. Приложение 3.  Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений  для постановки  сонорных    звуков .............................

8

9. Приложение 4. Описание комплексов подготовительных артикуляционных упражнений для  постановки звуков....................

9-12

1.Пояснительная записка 

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития».

В.А. Сухомлинский  

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

       Актуальность и практическая значимость методического игрового пособия «Послушный язычок» обусловлена тем, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии,  неуклонно растёт. А  без формирования чистой и правильной речи невозможно развитие гармоничной личности. Важная роль в формировании правильного звукопроизношения отводится артикуляционной гимнастике. В пособии упражнения артикуляционной гимнастики представлены в виде увлекательных игр, что способствует формированию правильного произношения звуков, выработке правильного речевого дыхания, что превращает  однообразную и монотонную работу по постановке и автоматизации звука в интересную, значимую для ребёнка деятельность.

  2. Цели и задачи

Цель: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Задачи:

1.Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

3.Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.

4.Развивать слуховое внимание и слуховую память.

5.Развивать фонематический слух

6. Развивать произвольное внимание, процессы памяти, воображения.

3. Игровое пособие по артикуляционной гимнастике «Послушный язычок»

      Игровое пособие «Послушный язычок» разработано с учётом актуальных тенденций и требований ФГОС ДО.  Пособие   состоит из четырёх комплексов  артикуляционных упражнений для различных групп звуков. Они  представлены  в виде больших  ламинированных плоскостных предметов с карманами с определённым количеством маленьких плоскостных карточек по артикуляции определённых групп звуков:

- комплекс подготовительных артикуляционных упражнений  для постановки       свистящих звуков (звука «С»: «Лебедь с детёнышами»; звука «З»: «Улей с пчёлами»; звука «Ц»: «Гнездо с яйцами»);

- комплекс подготовительных артикуляционных упражнений  для постановки      

 шипящих  звуков (звука «Ш»: «Конфетница с конфетами»; звука «Ж»: «Ваза с цветами»; звуки «Ч», «Щ»: «Корзина с грибами»);

-комплекс подготовительных артикуляционных упражнений  для постановки      

 звуков «ЛЬ», «Л»( звука «ЛЬ»: «Кастрюлька с фруктами»; звука «Л»: «Ящик с овощами»);

-комплекс подготовительных артикуляционных упражнений  для постановки       звуков «РЬ», «Р»( звука «РЬ»: «Шляпа с шарами»; звука «Р»: «Кошелёк с монетами»).

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом, удерживается статическая поза под счёт до 5(10) и 10 (15) раз.

Использование красочных, больших и малых плоскостных игрушек активизирует внимание ребёнка и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу, вызывает положительные эмоции

      Пособие разработано с учётом ведущей деятельности детей старшего дошкольного возраста, особенностей их познавательной деятельности.

       Игровое пособие имеет коррекционную направленность. В ходе реализации  пособия  формируются  произвольные, координированные движения органов артикуляции; укрепляются мышцы артикуляционного аппарата;  развивается правильное физиологическое и речевое дыхание; формируется фонематический слух; развиваются  слуховое внимание и слуховая память, а также  произвольное внимание, процессы памяти, воображения.

      Методическое игровое пособие «Послушный язычок» актуально для системы дошкольного образования и может быть рекомендовано для использования учителям-логопедам, воспитателям, родителям для работы по формированию произносительной стороны речи детей дошкольного возраста. Данное пособие может использовано в индивидуальной и групповой работе

4.Прогнозируемые результаты использования игрового пособия:

укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков в результате выполнения артикуляционной гимнастики;

- уточнение артикуляционных укладов для произношения разных звуков;

- развитие фонематических процессов, а также слухового внимания и памяти;

- развитие речевого дыхания и целенаправленного выдоха в результате дыхательных упражнений;

Литература:

  1. Программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Вераксы Н.Е. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. Мозаика-Синтез, 2021.
  2. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. О.С.Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2013.
  3. Индивидульно-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая. 3-е издание.М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020.
  4. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Л.А.Комарова. М.: Издательство ГНОМ, 2021.
  5. Интернет ресурсы: всероссийский сетевой журнал «Дошкольник.рф» https://ok.ru/doshkolnik 

Приложение1.

Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений  для постановки      свистящих звуков.

1) Артикуляционная гимнастика на звук «С»:  «Лебедь с детёнышами (12 штук)». На каждой картинке с изображением птенца лебедя  обратной стороны дано задание-упражнение: «Улыбка», «Заборчик», «Птенчик», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Трубочка», «Оближем губки», «Почистим зубки», «Часики», «Змейка», «Конфета», «Загнать мяч в ворота».

F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-34-42.JPG F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-32-55.JPG

2) Артикуляционная гимнастика на звук «Ц»: «Гнездо с яйцами (12 штук)». На каждой картинке с изображением яйца с обратной стороны дано задание-упражнение: «Улыбка», «Заборчик», «Птенчик», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Трубочка», «Киска сердится», «Почистим зубки», «Часики», «Прокати карандаш», «Качели», «Подуй на снежинку».

F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-19-25.JPG F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-20-07.JPG

3) Артикуляционная гимнастика на звук «З»: «Улей с пчёлами (12 штук)». На каждой картинке с изображением пчёлки с обратной стороны дано задание-упражнение: «Улыбка», «Заборчик», «Птенчик», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Трубочка», «Киска сердится», «Почистим зубки», «Часики», «Прокати карандаш», «Подуй на снежинку», «Загнать мяч в ворота».

F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-22-41.JPG F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-23-12.JPG

Приложение 2.

Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений  для постановки шипящих  звуков

1.Артикуляционная гимнастика на звук «Ш»: «Конфетница с конфетами (12 штук)». На каждой картинке с изображением конфеты с обратной стороны дано задание-упражнение: «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфета», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Погреем ладошки», «Бублик».

F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-29-08.JPG  F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-30-35.JPG

2) Артикуляционная гимнастика на звук «Ж»: «Ваза с цветами (12 штук)». На каждом картинке с изображением  цветка с обратной стороны дано задание-упражнение: «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфета», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим зубки», «Погреем ладошки», «Бублик».

F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-27-43.JPG  F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-28-16.JPG

3) Артикуляционная гимнастика на звуки «Ч» и «Щ»: «Корзина с грибами (6 штук)». На каждой картинке с изображением  гриба с обратной стороны дано задание-упражнение: «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Почистим зубки».

F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-26-28.JPG  F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-27-05.JPG

Приложение3.

Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений  для постановки сонорных звуков.

1) Артикуляционная гимнастика на звук «Л»: «Ящик с овощами (12 штук)». На каждой картинке с изображением  овоща с обратной стороны дано задание-упражнение: «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка», «Конфета», «Вкусное варенье», «Маляр», «Почистим зубки», «Лошадка», «Индюк».

F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-24-25.JPG  F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-25-24.JPG

2) Артикуляционная гимнастика на звук Ль «Кастрюлька с фруктами (6 штук)». На каждой картинке с изображением  фрукта с обратной стороны дано задание-упражнение: «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка».

F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-31-20.JPG F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-32-03.JPG

3) Артикуляционная гимнастика на звук «Р»: «Кошелёк с монетами (12 штук)». На каждой картинке с изображением  монеты с обратной стороны дано задание-упражнение: «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Качели», «Конфета», «Почистим зубки», «Гармошка», «Барабанщик», «Индюк».

  F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-21-43.JPG  F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 09-21-06.JPG

9) Артикуляционная гимнастика на звук «РЬ»: «Шляпа с шарами (6 штук)». На каждой картинке с изображением  шарика с обратной стороны дано задание-упражнение: «Лопаточка», «Чашечка», «Почистим зубки», «Маляр», «Индюк», «Барабанщик».

F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 11-02-09.JPG  F:\Игра Послушный язычок по автоматизации звуков Крамарь ЕА\2022-04-19 11-03-22.JPG

Приложение 4.

Описание комплексов подготовительных артикуляционных упражнений для постановки звуков.

I.Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков (С, Ц, З).

1."Заборчик". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке (про себя произнести звук [И]). Счёт до 5.

2."Трубочка". Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой (про себя произнести звук [У]). Счёт до 5.

3."Накажи непослушный язык". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе; пошлёпывая язык губами, произносить: пя-пя-пя...

4. «Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Счёт до 10.

 5."Улыбка". Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы сомкнуты и не видны. Счёт до 5.

6."Оближем губки". Рот открыт. Широким языком обличать нижнюю губу движением снизу вверх. Счёт до 5.

7."Почистим зубки". «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева-направо, сверху-вниз). Нижняя челюсть неподвижна. Счёт до 10.

8. "Часики". Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. Счёт до 5.

  1. "Киска сердится". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх (без сильного напряжения). По середине языка идёт холодный воздух: ССССС
  2. «Змейка». Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам. Счёт до 10.
  3. «Конфета». Губы сомкнуть. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую Счёт до 10.
  4. «Качели». Открыть рот как при произнесении звука А.Языком попеременно тянуться то к подбородку, то к носу. Счёт до 10.
  5. «Птенчик». Широко открыть рот. Как можно дальше отвести уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. Счёт до 5.
  6. «Загнать мяч в ворота». Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе между двумя кубиками. Щёки не должны надуваться. Счёт до 10.
  7. «Прокати карандаш». Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился. Счёт до 10.
  8. «Подуй на снежинку».Улыбнуться. Рот приоткрыть. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Дуть на бумажную снежинку, произнося звук Ф. Счёт до 10.

II.Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ).

1."Накажи непослушный язык". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе; пошлёпывая язык губами, произносить: пя-пя-пя Счёт до 5.

2.«Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Счёт до 10.

3.«Лошадка»- рот открыт, присасывая кончик и спинку языка к нёбу, а затем отрывая, производить «цокающие» звуки. Счёт до 10.

4.«Чашечка»-рот широко открыт, передний и боковые края языка подняты вверх, по середине языка идет теплый воздух: ШШШШ. Счёт до 5.

5.«Грибок»-рот открыт, язык присосать к нёбу, удерживать в таком положении на счёт до10.

6.«Гармошка»-рот открыт, язык присосать к нёбу, движения нижней челюстью вверх-вниз. Счёт до 10.

7. «Конфета». Губы сомкнуть. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую Счёт до 10.

8.«Вкусное варенье»-рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, унести широкий язык в глубь рта. Счёт до 10.

9.«Качели». Открыть рот как при произнесении звука А.Языком попеременно тянуться то к подбородку, то к носу. Счёт до 10.

10."Почистим зубки". «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева-направо, сверху-вниз). Нижняя челюсть неподвижна. Счёт до 10.

11. «Погреем ладошки». Рот открыть. Губы вытянуть вперёд. Произносить на выдохе звук Х (х-х-х), как бы согревая ладошки. Счёт до 10.

12. «Бублик». Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперёд. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна. Счёт до 5.

III.Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений для постановки звука [Р] и  [Л].

1.«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу, унести широкий язык в глубь рта. Счет до 5.

2 "Заборчик". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке (про себя произнести звук [И]). Счёт до 5.

  1. «Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Счёт до 10.
  2. «Иголочка». Открыть рот. Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык выдвинуть далеко вперёд, а затем убрать в глубь рта. Счет до 5.
  3. «Лошадка». При открытом рте производить «цокающие» звуки языком, присасывая и отрывая кончик и спинку языка к небу. Темп может быть быстрым, медленным, средним. Счет до 5.

      6.«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу. Удерживать на счет до 10.

7.«Гармошка». Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, попеременно сильно оттягивать нижнюю челюсть вниз, смыкать зубы.   Счёт до 5.

8.«Чашечка». Рот открыт. Язык на нижней губе. Передний и боковые края подняты вверх. Это же упражнение внутри рта, края языка не касаются зубов. Счёт до 5.

9.«Индюк». Приоткрыть рот, производить движения передним краем языка вперед-назад, произнося: БЛ-БЛ (как индюк болбочет). Счёт до 10.

10.«Качели». Рот широко открыт. Кончик языка поочередно то поднимается за верхние резцы, то опускается за нижние резцы. Счет до 10.

11."Почистим зубки". «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева-направо, сверху-вниз). Нижняя челюсть неподвижна. Счёт до 10.

12.«Конфета». Губы сомкнуть. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую Счёт до 10.

13. «Маляр».Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого нёба, производя движения вперёд-назад. Счёт до 10.

14. «Барабанщик». Рот приоткрыть. Кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком: д-д-д. Счёт до 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

долгосрочный проэкт по математическому развитию старших дошкольников. Включает в себя 3 этапа....

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.      Задачи:.—Определить наиболее рацио...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, через игровую деятельность

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполн...

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интелекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений....