Система коррекционной работы по развитию речи и пространственных представлений у детей с трудностями в обучении
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Предлагается система работы по развитию речи и пространственных представлений с
перспективным планом игр и игровых заданий на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система коррекционной работы по развитию речи и пространственных представлений у детей с трудностями в обучении
Система коррекционной работы включает два направления:
- общее, коррекционное, необходимое при работе с детьми с ОНР;
- специальное – по развитию пространственных представлений у детей.
Основными задачами коррекционного обучения детей с трудностями в обучении являются:
а) практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
б) формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
в) подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;
г) дальнейшее развитие связной речи.
Формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, правильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова; на основе наблюдений над связью слов в предложении.
Путем планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутье языка и происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.
Выполнение этих задач тесно связано с развитием познавательной деятельности детей, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Процесс усвоения языковых средств в условиях специального обучения ориентирован на два аспекта: опора на осмысление и тренировочные упражнения. Воспитанные у детей умения сравнивать, анализировать, выделять различия в определенных лексико-грамматических категориях позволяют обобщать языковые закономерности, что, в свою очередь, способствует выработке явления переноса и чувства языка.
При реализации принципа системного подхода при обучении детей большая роль отводится взаимосвязанному формированию лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языка.
Ставятся следующие задачи:
• развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие — шипящие, звонкие — глухие, мягкие — твердые, р — л), а затем отработка этих дифференцировок в произношении;
• закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков, при этом акцент делается на их дифференциацию, использование в самостоятельной речи сложной слоговой структуры и звуконаполняемости (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболистки играют в баскетбол);
• закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Логопедические занятия по формированию произносительных навыков на этом этапе коррекционного обучения включают несколько направлений:
• закрепление навыков четкого, внятного произношения гласных и согласных звуков;
• усвоение сложных дифференцировок (ть-ч-сь-щ-с; ррь-лль-й);
• употребление в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости («велосипедистки едут на велосипедах» и т. д.).
При работе над лексическим компонентом языка внимание акцентируется на следующем:
• на уточнении и расширении значений слова;
• на формировании семантической структуры слова;
• на введении новых слов и сочетаний в самостоятельную речь.
В связи с этим выделяется направление по обучению детей навыкам практического употребления слов в речи.
Закрепляя навыки изменения слов по числам, родам, падежам, лицам, дети учатся правильно использовать усвоенный материал в различных речевых контекстах и режимных ситуациях. А это, в свою очередь, требует хорошо организованной речевой практики. По-прежнему широко используются варианты хорового проговаривания. Это помогает неоднократно произносить каждому ребенку новую форму слова, повышает речевую активность детей, помогает расширить их речевую деятельность.
Разнообразные виды предложений закрепляют направленность внимания на различное звучание вопросов, в зависимости от этого изменяется время, вид, число глаголов. О выполненных действиях ребенок может говорить от своего лица, от лица других детей и т. д. Дети тренируются в построении короткого вопроса и ответа полным распространенным предложением.
В течение всего коррекционного обучения вышеперечисленные лексико-грамматические формы изучаются не изолированно, а в речевом контексте с опорой на ранее сформированные навыки составления предложений.
При формировании у детей навыка связного рассказывания выделяется ряд требований к их речи:
• раскрытие темы (это условие является обязательным);
• соблюдение определенного объема рассказа;
• использование выразительных средств (эпитеты, антонимы, сравнения, метафоры);
• использование прямой речи;
• правильная структура повествования, композиционная стройность и завершенность рассказа. Работа над связной речью предполагает дальнейшее закрепление навыков составления разных типов рассказов и пересказов.
Специальное по развитию пространственных представлений у детей включает решение таких задач:
- расширение и уточнение словаря, связанное с пространственными отношениями: вперед – назад, влево – вправо, вверх – вниз;
- активное использование предлогов в речи;
- развитие координации движений и речи.
Для решения этих задач, составляется перспективный план использования игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспективный план игр и игровых заданий на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Сроки | Программные задачи | Содержание работы |
Октябрь | Правильно определять положение в пространстве и пользоваться соответствующими предлогами. | «Как птица пряталась от кошки», «Прятки», «Машина едет в гараж». |
Ноябрь | Ориентироваться в пространстве, различать понятия «край» и «середина». На ощупь определять позу кого-нибудь из участников игры. | «Посадим цветочек», «Зеркало», «Играем в прятки» |
Декабрь | Определять положение в пространстве, упражняться в употреблении предлогов. Развивать умение пространственного расположения предметов и их деталей. | «Скажи, куда мы положим», «Путешествие по Луне». «Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки». |
Январь - Февраль | Развивать умение пространственного расположения предметов и их деталей. Учить ориентироваться на листе бумаги: середина, справа, слева, вверху, внизу. | «Найди такую же клеточку на картинке внизу», «Найди такие же бусы на картинке внизу». «Составь узор», «Составь картинку». |
Март- Апрель | Развивать умение ориентироваться в пространстве, логическое мышление, творческое воображение. Дифференциация предлогов в, на, под. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги: правый, левый верхний (нижний) углы. | «Что стоит у нас в квартире», «Игра в поезд», «Что(кто) и где находится?». «Составь сюжет», «Художники», «Что сначала, что потом». |
Май | Закрепить и правильно дифференцировать предлоги в, на, под, над. Учить ориентироваться по клеткам в тетради: вправо, влево, вверх, вниз. | «Игра в лото», «Различай предлоги», «Правильно подними карточку». Графические диктанты. |
Игры проводятся в различной форме: индивидуально, по подгруппам, как часть занятия.
Методические рекомендации по использованию игр и игровых заданий для детей с трудностями в обучении
Ориентировка в пространстве, координация движений — важнейшее направление в формировании психики и речи детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенных навыков действий, движения, но, главным образом, развитие психических познавательных процессов (восприятие, память, воображение), познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности и, конечно же, мышления. Лишь в этом случае ребенок научится самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике.
Хаотичные взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью не могут обеспечить полноценное развитие. Необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого. Наиболее удачными его формами являются игровые упражнения и дидактические игры, в которых дидактическая, собственно познавательная, задача скрыта задачей игровой или опосредована игровым, соревновательным мотивом («Кто быстрее», «Кто правильнее» и т. д.).
Предлагаемые дидактические задания предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они подбирались с учетом следующих особенностей развития ребенка:
1. Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в дидактических заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития мышления и памяти, и восприятия, и воображения, и связной речи.
2. Развитие психических процессов происходит разнонаправленно и длительно. Поэтому необходима вариативность материала, возможность его многократного использования. Постепенно усложняется как сам материал игр, так и условия выполнения игрового задания.
3. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период складывается и вторая сигнальная система — речь. Очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем, образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
В каждом дидактическом задании игры предлагается наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты не просто сопровождают, «обслуживают» иллюстрации, а создают игровую ситуацию, вызывают у ребенка интерес, эмоциональный отклик, активизируют его прошлый опыт. Зрительный ряд и слуховая наглядность выступают здесь в единстве.
4. Процесс развития подразумевает и формирование внутренних условий для мыслительной деятельности (самоконтроль, произвольность) и ее средств (связная речь).
Самоконтроль позволяет ребенку видеть, анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность. Произвольность предполагает активность, самостоятельность, инициативность. Развернутая речевая характеристика способа выполнения задания делает его предметом осознания.
Развитие ориентировки в пространстве носит комплексный характер. Поэтому в каждом дидактическом игровом задании решаются две группы взаимосвязанных задач: центральные (на их развитие собственно и направлено задание) и вспомогательные (развитие условий и средств мыслительной деятельности). Они сформулированы в описании задач. Все игровые задания предполагают тесное сотрудничество взрослого и ребенка. Необходимо обратить внимание на то, что позиция взрослого постепенно меняется. Сначала он знакомит ребенка с заданием, помогает его решить или показывает способ выполнения, т. е. играет активную роль. Затем взрослый постепенно переходит на равноправную позицию. В любом случае следует избегать назидательности. Игра должна проходить эмоционально, с опорой на настроение ребенка. Не нужно дожидаться полного угасания интереса.
Если даже облегченный вариант игрового задания труден для ребенка, необходимо предложить самое простое задание, чтобы он не потерял уверенности в своих силах. Нужно поощрять не только удачное решение, но и попытки ребенка преодолеть трудности. И еще нужно обращать внимание на все его успехи, пусть даже незначительные.
Для многократного использования рисунков в играх, «Составь картинку», «Что сначала, что потом?» нужно иметь такое количество, чтобы хватило всем детям. Если дети овладели данным материалом в достаточной степени, нужно подобрать другой в соответствии с разработанными принципами. Материал должен усложняться по следующим направлениям: цвету, форме, величине, количеству предметов и их деталей, пространственному расположению объектов.
Такие игры наиболее эффективно использовать на занятии и в свободной неорганизованной и организованной деятельности. Дети с удовольствием играют настольно-печатными играми.
Необходимо, чтобы в арсенале игр были карты-пиктограммы, лото, карточки на кодирование-декодирование (игры на использование опорных сигналов).
Эффективно использовать игры со спичками.
Важно помнить, что методика дидактических игр своеобразна, Во время игры нужно поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого педагог должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в дидактической игре дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим.
Дидактические игры кратковременны и важно, чтобы не сужалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче и тогда, мышление старших дошкольников будет развиваться активнее, шире и глубже.
В процессе логопедической работы с дошкольниками необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия, пространственных представлений в онтогенезе, временных ориентировок. И это, как и любая сознательная работа требует серьёзного понимания значения пространства и пространственных представлений и умения справляться с этими соотношениями.
Для преодоления недостатков речевого развития в целом и в разрезе формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в частности, этот вопрос имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность пространственных представлений с большой вероятностью скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма.
Предложенные дидактические игры помогут педагогам с пользой, интересно и занимательно провести занятия с детьми.
Комплексное использование методов двух направлений работы позволит успешно решить задачи развития речи и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.
Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.Задачи программы1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.2.Осуществлять сенсорное раз...
«Развитие лексики и пространственных представлений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня»
В статье рассказывается о проблемах развития лексики и пространственных отношений у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня...
Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.
Профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространст...
Консультация на тему: ""Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи."
Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно...
Конспект НОД на тему: «Волшебный домик» (Развитие зрительно – пространственных представлений у детей с ОНР на занятии по обучению детей грамоте).
Произношение и обучение грамоте в подготовительной логопедической группе....
Развитие речи и математических представлений у детей с ЗПР.
Особенности развития детей с ЗПР ведут их к школьной неуспеваемости. Именно поэтому для таких детей создаются специальные условия, применяются специальные коррекционно-развивающие методы и приемы для ...
«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»
Технология развивающего обучения:«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»...