«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»
проект по коррекционной педагогике
Технология развивающего обучения:
«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»
Учитель-дефектолог:
Наумова Н. А.
Наименование:
Технология развивающего обучения: «Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»
Срок реализации: 1 год
Участники: дети, группы №2 (разновозрастная) учитель - дефектолог, воспитатели, родители.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Физическая культура» «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Проблема:
Дети, имеющие отклонения в развитии, лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками, так как от уровня сформированности пространственных и временных представлений во многом зависит в дальнейшем успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Несформированность пространственных и временных представлений проявляется:
- при обучении математике – в ошибочном расположении цифр (справа – налево), в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении (длинный – короткий, широкий – узкий), трудности в ориентации в схеме собственного тела и на листе бумаги, неумении расположить симметрично рисунки графических диктантов в тетради;
- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;
- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;
- при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.
Актуальность технологии заключается в возможности оказания педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в формировании и развитии высших психических функций, актуального интеллектуального развития и является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.
Цель данной технологии – развитие временных и пространственных представлений как важной базовой составляющей психической деятельности.
Задачи:
- Развивать временные представления (последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток, ориентироваться во времени (час, минута, секунда)).
- Развивать пространственные представления о собственном теле в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
- Формировать целостную картину мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом;
- Формировать представления о взаимоотношениях внешних объектов между собой;
- Формировать навык представления пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность как одна из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка);
- Развивать квазипространственные представления;
- Активизировать познавательную деятельность детей.
Технология может реализоваться в групповой и/или индивидуальной формах. В рамках групповой работы с младшими детьми (3-5 лет) формируется малая подгруппа (2-3 чел.) С детьми старшего возраста (5-7 лет) численность группы - 3-6 чел. Желательна однородность состава детей по уровню развития познавательных процессов, специфике нарушений, возрасту. При индивидуальной работе занятия строятся с учетом уровня актуального развития ребенка.
Методы, используемые при реализации программы:
- метод подвижных игр. Упражнения, требующие дифференцировки основных пространственных направлений через процесс активного передвижения. Различные варианты таких игр-упражнений предусматривают постепенное усложнение ориентировок: увеличение количества предметов, которые надо отыскать, выбор одного направления из нескольких, подсчет шагов, сложный маршрут движения к цели, состоящий из ряда направлений и ориентиров, и т.д. Выполнения движений по речевой инструкции обращены к сознанию детей, помогают осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений, играют большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях;
- метод предметных действий направлен на формирования навыка понимания взаимодействия предметов в пространстве. Через манипуляцию с различными предметами дети имеют возможность анализировать взаиморасположения объектов во внешнем пространстве, осознается относительность пространственных отношений;
- конструктивно-рисуночный метод формирует устойчивые координаты ("лево-право", "верх-низ"), зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации за счет использование материалов для конструирования и рисования;
- кинезиологические упражнения используются для организации деятельности мозга и тела, обеспечивающие скорость и интенсивность протекания нервных процессов; движения, пересекающие среднюю линию тела, способствующие интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, что важно для полноценного функционирования теменно-височно-затылочных зон мозга, отвечающих за осуществление зрительно-пространственного гнозиса. Их наиболее целесообразно проводить в начале занятия.
Этапы работы.
№ | Наименование | Форма контроля | |
1 | Этап 1. Овладение пространством собственного тела; расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси. | Наблюдение, выполнение заданий по инструкции. Диагностическое обследование. |
|
1.1 | Схема тела | наблюдение |
|
1.2 | Части лица. Части туловища | Наблюдение. |
|
1.3 | Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между» | Наблюдение, выполнение инструкций |
|
1.4 | Итоговое занятие по I этапу | Выполнение заданий текущего контроля |
|
2 | Этап 2. Представления о собственном теле и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «горизонтальной организации» и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси. | Наблюдение, выполнение заданий по инструкции |
|
2.1 | Восприятие цвета, величины, размера, формы | Наблюдение, выполнение инструкций |
|
2.2 | Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…», «ближе, чем…», «дальше, чем…» | Наблюдение, выполнение инструкций |
|
2.3 | Расположение объектов по отношению к собственному телу: Предлоги «перед», «за». | Наблюдение, выполнение инструкций |
|
2.4 | Итоговое занятие по II этапу | Выполнение заданий текущего контроля |
|
3 | Этап 3. Расположения объектов вокруг собственного тела ребенка по средством пространственной ориентировки в горизонтальной плоскости (право-лево). | Наблюдение, выполнение заданий по инструкции |
|
3.1 | Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственное тело. | Наблюдение, выполнение инструкций |
|
3.2 | Работа над представлениями «право-лево», ориентация на листе | Наблюдение, выполнение инструкций |
|
3.3 | Отработка понятий «правее», «левее» относительно собственного тела | Наблюдение, выполнение инструкций |
|
3.4 | Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…» | Наблюдение, выполнение инструкций |
|
3.5 | Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…» | Наблюдение, выполнение инструкций |
|
3.6 | Работа над представлением «Сзади» | Наблюдение, выполнение инструкций |
|
3.7 | Определение сторонности объектов, находящихся напротив | Наблюдение, выполнение инструкций |
|
3.8 | Итоговое занятие по III этапу | Выполнение заданий текущего контроля |
|
4 | Этап 4. Квазипространственные (пространственно-временных) представления. | Наблюдение, анализ речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий, «событийный» анализ серии последовательных сюжетных картин |
|
4.1 | Работа с линейной последовательностью предметного ряда | наблюдение |
|
4.2 | Работа с числовым рядом | Выполнение заданий |
|
4.3 | Работа с числовым рядом | Выполнение заданий |
|
4.4 | Профилактика трудностей решения математических задач | Выполнение заданий |
|
4.5 | Формирование временных представлений | Схема распорядок дня |
|
4.6 | Формирование временных представлений | Круговая диаграмма дней недели, расписание дел на неделю |
|
4.6 | Формирование временных представлений | Круговая диаграмма времен года |
|
4.7 | Формирование временных представлений | Круговая диаграмма месяца года |
|
4.8 | Формирование пространственно - временных представлений | Анализ серии последовательных сюжетных картинок |
|
4.9 | Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов | Ориентация на циферблате стрелочных часов |
|
4.10 | Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов | Ориентация на циферблате стрелочных часов |
|
4.11 | Формирование пространственно - временных представлений посредством ориентировки на циферблате стрелочных часов | Анализ серии последовательных сюжетных картинок |
|
4.12 | Итоговое занятие по IV этапу | Выполнение заданий текущего контроля |
|
5 | Этап системно - деятельностного подхода. | В течение всех этапов. |
|
5.1 | Работа с родителями: беседы, консультации, выставки, коллажи. Изготовление фотоальбомов: « Мой ребенок в разные части суток», «Наша жизнь», Мой ребенок в разное время года», «Я расту», лента времени «История семьи» |
В течение всех этапов. |
|
5.2 | Художественно-конструктивная деятельность с детьми Моделирование : «Часы времени», «Как растет дерево», «Цветик семицветик (дни недели), части суток», «Ориентировка на листе бумаги» ( сказочные герой). Рисование по тема «День и ночь, «Времена года» и.т.д. Аппликация: « Цветик семицветик», Части суток» и.др. Лепка: «Что сначала, что потом», «Часы» и.т.д. |
В течение всех этапов. |
|
5.3 | Физическое развитие. Физкультурные минутки, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные состязания, пальчиковые игры и.т.д.(картотека) |
В течение всех этапов. |
|
5.4 | Игровая деятельность. Дидактические игры: «Что сначала, что потом, «История в картинках», «Все о времени», «Ходилки - бродилки, «Игры с предлогами», «Времена года», «Большой и маленький», «Как растет живое», «Время и временные явления», «Я и моя семья», «Мой день: ориентируемся во времени», «Времена года», «Дни недели», разрезные обучающие карточки и пазлы по временам года. Шнуровки, пуговки, камни, пазлы, прищепки, палочки Кюизенера . Сюжетно ролевые игры: «Мой день», «Семья». | В течение всех этапов.
В течение всех этапов. |
|
5.5 | Чтение художественной литературы. Загадки, считалки, поговорки, пословицы. Рассматривание иллюстраций, альбомов. Стихи по временам года. Стихи : А Кадрашова «За ужином», В.Орлов «Кто в чем», «Вечерняя песенка», В Донникова «Утро», Н.Локтин «Тихий час», К Чуковский «Телефон», В Лунин «»Когда я взрослым стану», Е Серова «Солнце в доме», Я Аким «Неумейка», А Усачев «Матушка природа», И Суриков «четыре цвета года», М Яснов «Я взрослею». Русские народные сказки: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Сивка бурка», «Мальчик с пальчик», «Семь Семенов – семь работников», «Двенадцать месяцев». Произведения: Г. Скребицкий «Всяк по своему», К. Ушинский «Петушок и семья», Б. Заходер «Серая звездочка», В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Далько «Перепутанница», В. Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», В.Даль «Старик-годовик», В Бианки «Как муравей домой спешил», К Чуковский «Тараканище», «Распорядок дня». (Библиотека детского сада «Хрестоматии».) |
В течение всех этапов. Чтение, прослушивание, пересказ, отгадывание загадок. |
|
6 | Итоговые занятия | Диагностическое обследование |
|
Итого |
|
|
*На этапы выделяется разное количество времени, в зависимости от усвоения материала детьми (т. е. время варьируется). Для детей младшего возраста 4 этап не даётся или адаптируется под их возраст и возможности, а сроки предыдущих этапов удлиняются.
Ожидаемые результаты: по итогам реализации технологии предполагается положительная динамика формирования пространственных и временных представлений с учетом актуального развития ребенка и зоны ближайшего развития. Дети смогут:
- без затруднений выполнять определенные движения в соответствии с инструкцией взрослого;
- определять местонахождение предмета в пространстве;
- уметь обозначать на вербальном уровне расположение своего тела и предметов в пространстве;
- понимать и использовать сложные речевые конструкции;
- ориентироваться в пространстве листа, выполняя задания;
- определять времена года и части суток по картинке, и по описанию;
- знать и называть дни недели (последовательно и вразброс).
- ориентироваться в циферблате стрелочных часов.
Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные и количественные):
- По результатам усвоения I этапа ребенок должен уметь показать и назвать части тела, лица; употреблять предлоги «выше – ниже», «над – под», «между» в речи относительно частей своего тела.
- По результатам усвоения II этапа ребенок должен уметь показать и назвать местонахождения объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношений объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «выше – ниже», «над – под», «между», «ближе – дальше», «перед», «за» в речи относительно частей своего тела и объектов.
- По результатам усвоения III этапа ребенок должен уметь показать и назвать местонахождения объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношений объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «лево – право», «слева – справа», «сзади», в речи относительно частей своего тела и объектов.
- По результатам усвоения IV этапа ребенок должен уметь ориентироваться в последовательностях (предметная, числовая), понимать и использовать понятия «больше – меньше», «до – после», понимать и владеть временными понятиями, связанными с последовательностью событий, смены дней недели, месяцев, времен года («раньше - позже», «перед – после», «позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра»), иметь представление по ориентировки на циферблате стрелочных часов.
Литература.
1. Р. Чудинова наглядные модели : «Части суток», «Дни недели», «Времена года».
2. О. И. Кукушкина: «Лента времени».
3. Е. И. Щербакова: «Временная спираль».
4. К. К. Ильясова: « Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений».
5. Е. Н. Лебеденко: «Формирование представлений о времени у дошкольников».
6. Р. А. Непомнящая: « Развитие представлений о времени».
7. Т. И. Тарабарина, Е.И. Соколова : «Популярное пособие для родителей и педагогов».
8. М. Р. Хайдарпашин: изучение представлений о времени года при помощи программы «Лента времени».
9. Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево!: формируем пространственное представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
10. Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014.
11. Земцова О.Н. Веселые часы. Называем дни недели и месяцы. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014.
12. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб«Детство-Пресс» 2005 г.
13. Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., 2004.
14. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста - Москва «Просвещение».
15.Т. Д. Рихтерман: «Условные обозначения».
16. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис Пресс» 2007 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvivayushchego_obucheniya.docx | 40.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №106 комбинированного вида»
Технология развивающего обучения:
«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»
Учитель-дефектолог:
Липина М. А.
1 кв. категория
Воспитатели:
Ершова О. П.
1 кв. категория
Наумова Н. А.
1 кв. категория
г. Каменск – Уральский
2017 – 2018 г.
Наименование:
Технология развивающего обучения: «Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»
Срок реализации: 1 год (с сентября по май 2017-2018 уч. года.).
Участники: дети, группы №2 (разновозрастная) учитель - дефектолог, воспитатели, родители.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Физическая культура» «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Проблема:
Дети, имеющие отклонения в развитии, лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками, так как от уровня сформированности пространственных и временных представлений во многом зависит в дальнейшем успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Несформированность пространственных и временных представлений проявляется:
- при обучении математике – в ошибочном расположении цифр (справа – налево), в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении (длинный – короткий, широкий – узкий), трудности в ориентации в схеме собственного тела и на листе бумаги, неумении расположить симметрично рисунки графических диктантов в тетради;
- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;
- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;
- при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.
Актуальность технологии заключается в возможности оказания педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в формировании и развитии высших психических функций, актуального интеллектуального развития и является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.
Цель данной технологии – развитие временных и пространственных представлений как важной базовой составляющей психической деятельности.
Задачи:
- Развивать временные представления (последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток, ориентироваться во времени (час, минута, секунда)).
- Развивать пространственные представления о собственном теле в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
- Формировать целостную картину мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом;
- Формировать представления о взаимоотношениях внешних объектов между собой;
- Формировать навык представления пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность как одна из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка);
- Развивать квазипространственные представления;
- Активизировать познавательную деятельность детей.
Технология может реализоваться в групповой и/или индивидуальной формах. В рамках групповой работы с младшими детьми (3-5 лет) формируется малая подгруппа (2-3 чел.) С детьми старшего возраста (5-7 лет) численность группы - 3-6 чел. Желательна однородность состава детей по уровню развития познавательных процессов, специфике нарушений, возрасту. При индивидуальной работе занятия строятся с учетом уровня актуального развития ребенка.
Методы, используемые при реализации программы:
- метод подвижных игр. Упражнения, требующие дифференцировки основных пространственных направлений через процесс активного передвижения. Различные варианты таких игр-упражнений предусматривают постепенное усложнение ориентировок: увеличение количества предметов, которые надо отыскать, выбор одного направления из нескольких, подсчет шагов, сложный маршрут движения к цели, состоящий из ряда направлений и ориентиров, и т.д. Выполнения движений по речевой инструкции обращены к сознанию детей, помогают осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений, играют большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях;
- метод предметных действий направлен на формирования навыка понимания взаимодействия предметов в пространстве. Через манипуляцию с различными предметами дети имеют возможность анализировать взаиморасположения объектов во внешнем пространстве, осознается относительность пространственных отношений;
- конструктивно-рисуночный метод формирует устойчивые координаты ("лево-право", "верх-низ"), зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации за счет использование материалов для конструирования и рисования;
- кинезиологические упражнения используются для организации деятельности мозга и тела, обеспечивающие скорость и интенсивность протекания нервных процессов; движения, пересекающие среднюю линию тела, способствующие интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, что важно для полноценного функционирования теменно-височно-затылочных зон мозга, отвечающих за осуществление зрительно-пространственного гнозиса. Их наиболее целесообразно проводить в начале занятия.
Этапы работы.
№ | Наименование | Форма контроля |
1 | Этап 1. Овладение пространством собственного тела; расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси. | Наблюдение, выполнение заданий по инструкции. Диагностическое обследование. |
1.1 | Схема тела | наблюдение |
1.2 | Части лица. Части туловища | Наблюдение. |
1.3 | Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между» | Наблюдение, выполнение инструкций |
1.4 | Итоговое занятие по I этапу | Выполнение заданий текущего контроля |
2 | Этап 2. Представления о собственном теле и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «горизонтальной организации» и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси. | Наблюдение, выполнение заданий по инструкции |
2.1 | Восприятие цвета, величины, размера, формы | Наблюдение, выполнение инструкций |
2.2 | Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…», «ближе, чем…», «дальше, чем…» | Наблюдение, выполнение инструкций |
2.3 | Расположение объектов по отношению к собственному телу: Предлоги «перед», «за». | Наблюдение, выполнение инструкций |
2.4 | Итоговое занятие по II этапу | Выполнение заданий текущего контроля |
3 | Этап 3. Расположения объектов вокруг собственного тела ребенка по средством пространственной ориентировки в горизонтальной плоскости (право-лево). | Наблюдение, выполнение заданий по инструкции |
3.1 | Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственное тело. | Наблюдение, выполнение инструкций |
3.2 | Работа над представлениями «право-лево», ориентация на листе | Наблюдение, выполнение инструкций |
3.3 | Отработка понятий «правее», «левее» относительно собственного тела | Наблюдение, выполнение инструкций |
3.4 | Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…» | Наблюдение, выполнение инструкций |
3.5 | Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…» | Наблюдение, выполнение инструкций |
3.6 | Работа над представлением «Сзади» | Наблюдение, выполнение инструкций |
3.7 | Определение сторонности объектов, находящихся напротив | Наблюдение, выполнение инструкций |
3.8 | Итоговое занятие по III этапу | Выполнение заданий текущего контроля |
4 | Этап 4. Квазипространственные (пространственно-временных) представления. | Наблюдение, анализ речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий, «событийный» анализ серии последовательных сюжетных картин |
4.1 | Работа с линейной последовательностью предметного ряда | наблюдение |
4.2 | Работа с числовым рядом | Выполнение заданий |
4.3 | Работа с числовым рядом | Выполнение заданий |
4.4 | Профилактика трудностей решения математических задач | Выполнение заданий |
4.5 | Формирование временных представлений | Схема распорядок дня |
4.6 | Формирование временных представлений | Круговая диаграмма дней недели, расписание дел на неделю |
4.6 | Формирование временных представлений | Круговая диаграмма времен года |
4.7 | Формирование временных представлений | Круговая диаграмма месяца года |
4.8 | Формирование пространственно - временных представлений | Анализ серии последовательных сюжетных картинок |
4.9 | Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов | Ориентация на циферблате стрелочных часов |
4.10 | Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов | Ориентация на циферблате стрелочных часов |
4.11 | Формирование пространственно - временных представлений посредством ориентировки на циферблате стрелочных часов | Анализ серии последовательных сюжетных картинок |
4.12 | Итоговое занятие по IV этапу | Выполнение заданий текущего контроля |
5 | Этап системно - деятельностного подхода. | В течение всех этапов. |
5.1 | Работа с родителями: беседы, консультации, выставки, коллажи. Изготовление фотоальбомов: « Мой ребенок в разные части суток», «Наша жизнь», Мой ребенок в разное время года», «Я расту», лента времени «История семьи» | В течение всех этапов. |
5.2 | Художественно-конструктивная деятельность с детьми Моделирование : «Часы времени», «Как растет дерево», «Цветик семицветик (дни недели), части суток», «Ориентировка на листе бумаги» ( сказочные герой). Рисование по тема «День и ночь, «Времена года» и.т.д. Аппликация: « Цветик семицветик», Части суток» и.др. Лепка: «Что сначала, что потом», «Часы» и.т.д. | В течение всех этапов. |
5.3 | Физическое развитие. Физкультурные минутки, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные состязания, пальчиковые игры и.т.д.(картотека) |
В течение всех этапов. |
5.4 | Игровая деятельность. Дидактические игры: «Что сначала, что потом, «История в картинках», «Все о времени», «Ходилки - бродилки, «Игры с предлогами», «Времена года», «Большой и маленький», «Как растет живое», «Время и временные явления», «Я и моя семья», «Мой день: ориентируемся во времени», «Времена года», «Дни недели», разрезные обучающие карточки и пазлы по временам года. Шнуровки, пуговки, камни, пазлы, прищепки, палочки Кюизенера . Сюжетно ролевые игры: «Мой день», «Семья». | В течение всех этапов. В течение всех этапов. |
5.5 | Чтение художественной литературы. Загадки, считалки, поговорки, пословицы. Рассматривание иллюстраций, альбомов. Стихи по временам года. Стихи : А Кадрашова «За ужином», В.Орлов «Кто в чем», «Вечерняя песенка», В Донникова «Утро», Н.Локтин «Тихий час», К Чуковский «Телефон», В Лунин «»Когда я взрослым стану», Е Серова «Солнце в доме», Я Аким «Неумейка», А Усачев «Матушка природа», И Суриков «четыре цвета года», М Яснов «Я взрослею». Русские народные сказки: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Сивка бурка», «Мальчик с пальчик», «Семь Семенов – семь работников», «Двенадцать месяцев». Произведения: Г. Скребицкий «Всяк по своему», К. Ушинский «Петушок и семья», Б. Заходер «Серая звездочка», В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Далько «Перепутанница», В. Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», В.Даль «Старик-годовик», В Бианки «Как муравей домой спешил», К Чуковский «Тараканище», «Распорядок дня». (Библиотека детского сада «Хрестоматии».) | В течение всех этапов. Чтение, прослушивание, пересказ, отгадывание загадок. |
6 | Итоговые занятия | Диагностическое обследование |
Итого |
*На этапы выделяется разное количество времени, в зависимости от усвоения материала детьми (т. е. время варьируется). Для детей младшего возраста 4 этап не даётся или адаптируется под их возраст и возможности, а сроки предыдущих этапов удлиняются.
Ожидаемые результаты: по итогам реализации технологии предполагается положительная динамика формирования пространственных и временных представлений с учетом актуального развития ребенка и зоны ближайшего развития. Дети смогут:
- без затруднений выполнять определенные движения в соответствии с инструкцией взрослого;
- определять местонахождение предмета в пространстве;
- уметь обозначать на вербальном уровне расположение своего тела и предметов в пространстве;
- понимать и использовать сложные речевые конструкции;
- ориентироваться в пространстве листа, выполняя задания;
- определять времена года и части суток по картинке, и по описанию;
- знать и называть дни недели (последовательно и вразброс).
- ориентироваться в циферблате стрелочных часов.
Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные и количественные):
- По результатам усвоения I этапа ребенок должен уметь показать и назвать части тела, лица; употреблять предлоги «выше – ниже», «над – под», «между» в речи относительно частей своего тела.
- По результатам усвоения II этапа ребенок должен уметь показать и назвать местонахождения объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношений объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «выше – ниже», «над – под», «между», «ближе – дальше», «перед», «за» в речи относительно частей своего тела и объектов.
- По результатам усвоения III этапа ребенок должен уметь показать и назвать местонахождения объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношений объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «лево – право», «слева – справа», «сзади», в речи относительно частей своего тела и объектов.
- По результатам усвоения IV этапа ребенок должен уметь ориентироваться в последовательностях (предметная, числовая), понимать и использовать понятия «больше – меньше», «до – после», понимать и владеть временными понятиями, связанными с последовательностью событий, смены дней недели, месяцев, времен года («раньше - позже», «перед – после», «позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра»), иметь представление по ориентировки на циферблате стрелочных часов.
Литература.
1. Р. Чудинова наглядные модели : «Части суток», «Дни недели», «Времена года».
2. О. И. Кукушкина: «Лента времени».
3. Е. И. Щербакова: «Временная спираль».
4. К. К. Ильясова: « Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений».
5. Е. Н. Лебеденко: «Формирование представлений о времени у дошкольников».
6. Р. А. Непомнящая: « Развитие представлений о времени».
7. Т. И. Тарабарина, Е.И. Соколова : «Популярное пособие для родителей и педагогов».
8. М. Р. Хайдарпашин: изучение представлений о времени года при помощи программы «Лента времени».
9. Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево!: формируем пространственное представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
10. Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014.
11. Земцова О.Н. Веселые часы. Называем дни недели и месяцы. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014.
12. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб«Детство-Пресс» 2005 г.
13. Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., 2004.
14. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста - Москва «Просвещение».
15.Т. Д. Рихтерман: «Условные обозначения».
16. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис Пресс» 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по развитию временных и пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
В занятие соблюдены все требования ФГТ, проходит весело за 25 минут...
Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.
Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.Задачи программы1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.2.Осуществлять сенсорное раз...
«Развитие лексики и пространственных представлений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня»
В статье рассказывается о проблемах развития лексики и пространственных отношений у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня...
Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.
Профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространст...
Формирование временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемы материал содержит практические советы и рекомендации по формированию временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данная информация будет полезна воспи...
Формирование пространственных представлений у детей с НОДА.
Формирование пространственных представлений у детей с НОДА....
Использование "образовательного геокешинга" в формировании познавательно - исследовательской деятельности и пространственных представлений у детей с нарушением слуха.
В данной статье говорится об эффективности использования современной технологии дошкольного образования «Образовательньного геокешинга» в работе с детьми с нарушением слуха....