МЕСТО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В УСЛОВИЯХ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
методическая разработка по логопедии на тему
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. (Слайд № 2)
Решение данной проблемы возможно через создание рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной общеобразовательной и коррекционных программ.
На основе этого логопедической службой ГБДОУ № 102 была разработана вариативная рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшей и подготовительной логопедической группы.
Рабочая программа соответствует ФГОС ДО, основной образовательной программе ГБДОУ детского сада № 102 Невского района Санкт-Петербурга.
Настоящая рабочая программа реализует комплексную примерную общеобразовательную
программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и ряд коррекционных дополнительных программ, позволяющих выполнять ФГОС ДО, а так же учитывать приоритетные направления деятельности ГБДОУ.
Приоритетное направление деятельности ДОУ: (Слайд № 3)
- обеспечения оптимальных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, воспитания и обучения в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
- проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи).
Дополнительные программы: (Слайд № 4)
- Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с ОНР 4-7 лет. – СП б.: Детство-Пресс, 2014.
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, Баряева Л.Б., СПб, 2014
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 2002
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - М.: Просвещение 2009.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ГБДОУ и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса в старшей и подготовительной логопедической группе.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. (Слайд № 5)
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с ТНР в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие. (Слайд № 6)
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы: (Слайд № 7)
- Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) ГБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива ГБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
В рамках образовательной деятельности детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, и увеличение учебной нагрузки для коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПина. Этим и оправдана, в первую очередь, необходимость разработки рабочей программы образовательной деятельности в группе, решающей актуальную на сегодняшний день проблему сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, интегрирующей их содержание и определяющей взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении общих целей и задач.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Принципы построения программы: (Слайд № 8)
Выделяются следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих
возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. (Слайд № 9)
Обеспечение взаимодействия педагогов и родителей на основе системы интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, что обеспечивает высокую результативность и стойкость результатов коррекционно-развивающей работы.
Исходя из особенностей речевого развития старших дошкольников, имеющих тяжелое нарушение речи – фонетико-фонематического нарушения речи, общего недоразвития речи (ОНР) второго уровня речевого развития, третьего уровня речевого развития (по Р.Е. Левиной) строится процесс логопедической работы с детьми. Он осуществляется поэтапно, исходя из особенностей речевого нарушения детей.
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с ТНР
(Слайд № 10) Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. (Слайд № 11). Это составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям в тетради взаимосвязи.
В тетради взаимосвязи в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией. Воспитатель проводит занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, предоставленным логопедом. Воспитатель оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью проговаривания слогов, слов, предложений, потешек, чистоговорок, скороговорок, стихов.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы: (Слайд № 12)
- логопедические пятиминутки;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
- индивидуальная работа;
- рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения воспитанниками теми же видами деятельности, которые предусмотрены массовой программой детского сада. Поэтому в задачи воспитателя группы входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач. (Слайд № 13)
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач: (Слайд № 14)
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей с речевым нарушением;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы всех специалистов педагогического и медицинского профилей, а также родителей.
В логопедической группе коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_no2_2014-2015.pptx | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приоритетное направление деятельности ДОУ:
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРОГРАММЫ овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) ГБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы: Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий. Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению. Формирование у педагогического коллектива ГБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды. Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
Принципы построения программы:
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с ТНР
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы: логопедические пятиминутки ; подвижные игры и пальчиковая гимнастика; индивидуальная работа; рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения воспитанниками теми же видами деятельности, которые предусмотрены массовой программой детского сада. Поэтому в задачи воспитателя группы входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач: логопед формирует первичные речевые навыки у детей с речевым нарушением; воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование авторских речевых тренажеров как элементов коррекционно-развивающего пространства в работе с детьми логопедической группы
Практический материал для автоматизации звуков...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедических групп
На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ литерату...
Речевое развитие детей старшей группы в контексте требований ФГОС
В дошкольном образовании сегодня происходят большие изменения, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной области. В целях совершенствования воспитания и ...
Особенности планирования педагогической работы в «Монтессори-группе» в контексте требований ФГОС ДО
Несмотря на то, что педагогике Марии Монтессори более ста лет, она актуальна и сейчас....
Речевое развитие детей старшей группы в контексте требований ФГОС
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языко...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...