Использование хоровода в коррекционной работе с детьми логопедической группы
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме
В статье анализируются основные проблемы в развитии детей с ОНР и соответственно ставятся развивающие задачи, которые успешно реализуются в играх-хороводах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khorovod.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование хоровода в коррекционной работе с детьми логопедической группы
Выбирая игровые методы и приемы работы с детьми, мы часто стараемся придумать что-то новое, чтобы это было не только увлекательным, но и полезным. Современный мир полон и разнообразен увлекательными играми – компьютерными, механическими, трансформерами и т.д. Да они все увлекательны, но об их пользе можно поспорить.
Игра, в которой успешно решаются задачи физического, психического, речевого, нравственного и эстетического развития детей давно придумана. И это хоровод.
ХОРОВО́Д (от греч. χόρος — групповой танец с песней; хор + общеславянское «водить») — синкретический вид народного творчества, объединяющий музыку (песенную или инструментальную), танец и игровое действие. Хороводы распространены у многих народов, они восходят к эпохе общинно-родового строя.
Хороводные песни и игры - это возникшие и выросшие вместе с нашей культурой народные педагогические практики.
Исполнение обрядовых песен хором и совместное круговое движение родственно заклинанию или заговору. Оно оказывает гипнотическое действие на включенных в это действо исполнителей. Активные участники хоровода начинают ощущать коллективную силу своей группы. Недаром наши предки верили: чтобы пролился на землю дождь или ушла болезнь, нужно было соединить чаяния многих людей.
Хороводы превратились в игру. И сегодня можем увидеть в хороводных играх некоторые древние символы - раскрытие ворот, круговое движение солнца или сеяние урожая. Символы сохранились, но назначение их стало иным.
Психологи и педагоги хорошо знают, что хороводы - очень эффективное средство обучения и воспитания.
Дошкольный возраст - это тот возраст, когда дети становятся интересны друг другу, стремятся взаимодействовать и изучать друг друга и формировать свое социальное и физическое пространство. Взрослые должны использовать этот сензитивный период для социализации и развития ребенка.
Дошкольник уже многое умеет: правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, двигаться в соответствии с просьбой взрослого, следовать музыкальному ритму. Однако ребенку предстоит пройти долгий путь, прежде чем он выделит себя из пространства и научится взаимодействовать с окружающими. Ребенок должен научиться быть «не только рядом, но и вместе», преодолевать естественный для детей-дошкольников эгоцентризм.
В процессе хоровода одновременно и формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками.
Детям нужны современные хороводы, которые наполнены близким для них содержанием, динамичны и увлекательны.
Хороводы – эффективное средство в коррекционной работе с детьми.
Давайте проанализируем основные проблемы в развитии детей с ОНР и развивающие задачи, которые успешно реализуются в играх-хороводах.
У детей с задержкой речевого развития часто помимо речевого недоразвития встречаются нарушения в расстройстве координации движений рук и ног и трудности в овладении пространством.
Хороводные фигуры: «Круг» (простой и двойной), «Петля», «Улитка», спираль, линейное движение и т.д. помогают детям освоить перестроения, а значит успешно ориентироваться в пространстве.
Ритмичные движения под музыку формируют координационные навыки. Игры-хороводы помогают также научиться выполнять движения пальчиков.
Из-за недостатков в развитии речи у детей с ОНР с трудом формируется речевое общение.
В хороводе успешно осуществляются все коррекционные речевые задачи:
- обогащение словаря, овладение навыками словообразования, например, предлагаемые песни в хороводе добрые, задушевные и лирические, часто с применением уменьшительно-ласкательных суффиксов - реченька, травушка, молодушка, подруженька, батюшка, матушка, милочек;
- овладение грамматическим строем речи, например, многократные повторы строчек песен позволяют легко их запомнить и дают возможность детям без большого труда повторять слова и движения под музыку, правильно используя грамматические обороты;
- развитие звуковой культуры речи. Все песни специально создавались как плясовые хороводные, поэтому темп и четкий ритм соответствует распространенным размерам плясовых песен, с учетом немного убыстренного сегодняшнего жизненного ритма, а это упражнения для тренировки дикции, речевого дыхания. Особенно хочется остановиться на хороводах, в которых отрабатывается звукопроизношение. Такие хороводы мы называем звуковыми.
3-з-з-з комар летит,
3-з-з-з комар звенит.
3-з-з, какой он злой!
3-з, гонится за мной!
Или
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки.
Жу-жу, жу-жу-жу,ж ж ж ж ж ж ж ж
Мы летаем и жужжим,
Соблюдаем свой режим.
Жу-жу, жу-жу-жу, ж ж ж ж ж ж ж ж
Мы летаем и жужжим,
Мы здоровьем дорожим.
Жу-жу, жу-жу-жу. Ж ж ж ж ж ж ж ж ж
(тексты М.Л. Лазарева)
Хороводы в работе с детьми с ОНР мы используем:
- как часть непосредственно-образовательной деятельности (логопедической, музыкальной, физкультурной);
- обязательный элемент праздников, развлечений;
- вид игровой деятельности;
- хороводные фестивали.
Хороводы стали составной частью радостной повседневной жизни детей в детском саду.
Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на физкультминутке. Мы часто используем хоровод в качестве разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.
Слова песни простых хороводов разучиваются одновременно с движениями.
Сложные хороводы для фестиваля разучиваются по этапам.
Этапы освоения детьми нового хоровода:
- знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни;
- разучивание текста хороводной песни;
- знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработка элементов;
- репетиции и представление хоровода зрителям.
При разучивании хоровода со старшими детьми обращаем внимание на соблюдение всеми ритма, синхронизации пения и движения. Не у всех детей это сразу получается. Но многократное вариативное повторение позволяет добиться качества выполнения.
Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с ними лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить слова.
Дети старшего дошкольного возраста поют и двигаются достаточно уверенно, поэтому круговой хоровод проводится только вокруг Новогодней елки. Остальные хороводы исполняются с применением более сложных фигур. Самым трудным для детей этого возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение дня, а затем повторять один-два раза в неделю, когда они уже неплохо исполняются.
Наилучший результат дает проведение хороводных игр с разными подгруппами один-два раза в неделю.
Опыт показывает, что в течение одного года старшим дошкольникам по силам освоение 10 хороводов. Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться детям.
Теперь о дополнительной пользе хороводных песен:
- их основные эмоции - светлые и жизнерадостные;
-дают полную свободу применять их во всем хороводном разнообразии с использованием игр и танцев, но одновременно ограничивают возможности выйти за рамки жанра, что предусмотрено их текстом и ритмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей. Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педаг...
Использование авторских речевых тренажеров как элементов коррекционно-развивающего пространства в работе с детьми логопедической группы
Практический материал для автоматизации звуков...
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми логопедической группы
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух ...
Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей. Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педаг...
Использование песочной терапии при работе с детьми логопедических групп
Работать с детьми ОНР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, кото...
Консультация для воспитателей "Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп"
Консультация для воспитателей "Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп"...