Конспект подгруппового логопедического занятия на логопункте "Звуки М и Мь. Путешествие на Северный полюс"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект логопедического занятия
цель: дифферинциация звуков М и Мь в слогах, словах и предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 32
«Детский сад комбинированного вида «Снегирек»
Номинация: «Лучшая методическая разработка интегрированного занятия с дошкольниками»
Тема: «Звуки М и МЬ. Путешествие на Северный полюс»
(из опыта работы Козачковой Анны Леонидовны
учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад № 32 «Снегирек»)
Дата проведения:
27.11.2014г.
г. Норильск
Конспект
интегрированного подгруппового занятия на логопункте
Тема: «Звуки М и МЬ. Путешествие на Северный полюс»
Цель: научить дифференцировать звуки М и МЬ в слогах, в словах и предложениях.
Коррекционно – образовательные задачи:
- учить дифференцировать звуки [М] и [М'] на слух и в произношении;
- закреплять понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук», «звонкий (глухой) согласный звук;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительных Р.п., существительных в Д.п.);
- расширять представления детей о животных Севера;
Коррекционно – развивающие задачи:
- корригировать и развивать фонематические представления (определять место звука в слове начало, середина, конец);
- корригировать и развивать силу голоса (пропевание звуков);
- развивать навыки звукового анализа слова;
- закреплять умение определять пространственное отношение относительно себя (право, лево);
- корригировать и развивать общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, ритмичность.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к живой природе;
- воспитывать активность, внимательность, самостоятельность, инициативность.
Коррекционно – здоровьесберегающие задачи:
- следить за правильной посадкой ребенка;
- чередовать статистические и динамические задания.
Оборудование: корабль из модулей, колокольчик, мяч, разрезная картинка «Животные Севера», предметные картинки с изображением животных Севера (формат А-4),снежинка с загадками, домики на определение места звука в слове, раздаточные картинки «льдинки» со звуком [М], [М'], презентация к занятию (см. Приложение).
Предварительная работа: беседа о жизни животных Севера, разучивание музыкальной игры, чтение ненецкой сказки «Два оленя», «Почему и медведя нос черный», рассказ Г. Снегирева «Белёк», конструирование корабля из модулей.
Ход занятия:
Этапы НОД / Виды работ на этапе | Деятельность педагога и детей | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий | Интеграция ОО | |
I. Вводный этап. Оргмомент | ||||
Беседа | Логопед: - Ребята, прошлый раз мы с вами путешествовали по Африке и помогали доктору Айболиту лечить животных. - Кому мы с вами помогли? Дети: зебре, крокодилу, слону, жирафу, бегемоту… Логопед: Как всех этих животных можно назвать? Дети: Животные жарких стран Логопед: - А сегодня я приглашаю вас отправиться на Северный полюс. Наш корабль «Дружба» готов к отплытию. Проходите на корабль. - Полный вперед! | Организовать детей, настроить на непосредственно образовательную деятельность, совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в Д.п.) | ОО Познавательное развитие, ОО Социально-коммуникативное развитие | |
II. Основной этап | ||||
II.1. Актуализация знаний/ Беседа Д/и «Один-много» Отгадывание загадок | (Фоном звучит музыка северных народов «Пурга») Логопед: - Посмотрите, направо, кого вы видите? Дети: Моржа. Логопед: А много? Дети: Моржей. Логопед: Каких животных мы еще видим справа? Дети: тюленя - тюленей, белого медведя – белых медведей. Логопед: - Посмотрите налево, кто слева от вас? Дети: северный олень- северных оленей, лемминг - леммингов, | Привлечь внимание, закрепить пространственные отношения относительно себя, расширять представления о животных Севера, образовывать мн.ч. сущ. Р.п., развивать мышление | а | |
овцебык- овцебыков, песец - песцов. Логопед: Как можно всех этих животных назвать? Дети: Северные животные Логопед: Посмотрите, ребята, к нам на корабль прилетела снежинка, а в ней письмо. В нем загадки? Отгадаем? (см. слайд 2) Толстый в складку богатырь В ластах и безухий. Ковыряет с дна морского Раковин покушать. У него клыки, как сабли, Мех короткий, но густой Угадайте –ка ребятки, Что за богатырь такой. Дети: (Морж) Длинный мех бел, как снег. Ест тюленей и рыб на обед. Он отличный пловец И заботливый отец. Трёхметровый великан, Весит тыщу килограмм! И в любую непогоду Спрячет деток он в берлогу. Дети: (Белый медведь). Логопед: Молодцы! Медведь и морж, приглашают нас посетить школу для северных животных, и познакомить вас со своими любимыми звуками. Мы приплыли с вами на Северный полюс. Спускайтесь по трапу и проходите в школу. Как и во всех школах, в северной школе звенит звонок и начинается урок. | ОО Познавательное развитие, ОО Речевое развитие, ОО Художественно – эстетическое развитие | |||
II.2 Изучение нового материала/ Объяснение материала, Фонетическое упражнение, Д/и «Поймай звук», Д/и «Скажи наоборот» Д/и «Четвертый лишний» Д/и «Собери льдинки» | Логопед: - Морж и медведь просят вас угадать их любимые звуки. С какого звука начинается слово Морж? Дети: Звук М. (слайд 3) Логопед: Что у нас происходит во рту, когда мы произносим звук М? Возьмите зеркальце произнесите и посмотрите. Дети: вслед за взрослым произносят звук [М] длительно и многократно. Дети: Когда мы произносим звук [М] во рту есть преграда –губы сомкнуты, горлышко «работает». Логопед: Значит звук М, какой? Дети: Звук М твердый звонкий согласный и мы его обозначаем синим цветом с колокольчиком (слайд 3). Логопед: С какого звука начинается слово Медведь? Дети: Слово медведь начинается со звука Мь. Логопед: Давайте споем песенку этого звука и посмотрим в зеркало МьМьМьМьМь Какой он? Дети: Звук Мь мягкий звонкий согласный и мы обозначаем его зеленым цветом с колокольчиком. (слайд 3) Логопед: Морж и медведь хотят с нами поиграть в игры. Вставайте в круг. Игра называется «Поймай звук». Когда я буду произносить звуки и вы услышите твердый согласный М хлопните в ладоши, а если услышите мягкий согласный Мь, топните ногой. А, И, М, П, К, Мь, С, Т, М, Мь… | Закрепить произношение, учить дифференцировать звуки [М], [М'] в слогах, словах и предложениях; развивать фонематическое представление, развивать силу голоса, развивать навыки звукового анализа, развивать самостоятельность, инициативу | ОО Речевое развитие, ОО Художественно – эстетическое развитие, ОО Социально – коммуникативное развитие | |
| Логопед: Молодцы! Следующая игра, с мячом «Скажи наоборот». Я называю вам слог с твердым согласным звуком, а вы говорите его наоборот с мягким согласным звуком. Например: ма – мя… (мо –мё, му- мю, мы-ми, юм- ум, ям – ам, им – ым…). Логопед: Вы умницы! Садитесь. Мы поиграем с вами в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на доску. Нужно определить какое слово лишнее и объяснить почему. (слайд 4) Молоко, сумка, мышь, миска Дети: Здесь лишнее миска, потому что в слове миска мягкий согласный Мь, а в остальных словах твердый согласный М. Логопед: Медведь, мяч, меч, муха (слайд 5) Дети: Лишняя муха, потому что в слове муха мы слышим твердый согласный М, а в остальных словах мягкий согласный Мь. Логопед: Посмотрите, льдинки рассыпались. Давайте их соберем, но льдинки не простые на них картинки со звуками М и Мь. У каждой картинки, свой домик. В каком домике будут жить слова со звуком М? Дети: Слова со звуком М будут жить в доме с синей крышей, слова со звуком Мь в доме с зеленой крышей. Логопед: Каждую картинку нужно не только поселить в свой дом, но и определить, где в слове находится звук: в начале, середине или в конце слова. Дети: В слове мак, звук М находится в начале слова, он | |||
твердый согласный и я его положу в дом с синей крышей, в первое окошко… Аналогичная работа проводится со словами: мак, муха, лампа, самокат, дом, дым, мяч, мишка, домино, камин, семь, восемь. Логопед: Молодцы! Логопед: Послушайте стихотворение и назовите слова, в которых вы услышите звук М или Мь. (слайд 6) Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли. Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме. Дети: мыле, мы, сами, мыли, помогали, маме | ||||
Динамическая пауза/ Физминутка | Музыкальная физминутка (под музыку северных народов) 1, 2, 3, 4, 5 Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже. Руки за спину положим. Голову подымем выше И легко-легко подышим… Раз, два! — выше голова, Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть. Раз — подняться, подтянуться, Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — за стол тихонько сядь. | Способствовать снятию общего утомления, развивать общую моторику | ОО Физическое развитие, ОО Художественно- эстетическое развитие, | |
II.3 Закрепление изученного материала/ Звуковой анализ слова д/и «Придумай слово к звуковой схеме» | Логопед: Ребята, вам еще одна загадка, отгадай ее попробуй. К звуковой схеме нужно придумать слово (слайд 7). Какой первый, второй, третий звук? Дети: 1 звук – твердый согласный 2 звук – гласный 3 звук – твердый согласный Логопед: Кто называет правильное слово, на экране появляется снежинка, потом посчитаем снежинки и определим, сколько мы слов назвали, правильно. (топ, сон, ком, кот, рот, лак, мак…) | Развивать навыки звукового анализа | ОО Речевое развитие, ОО Познавательное развитие | |
III. Итог НОД | ||||
III. Подведение итогов, оценка деятельности детей/ Беседа | (звенит звонок) Логопед: - Прозвенел звонок, урок в северной школе закончился. Что вам понравилось? Что было трудно? (ответы детей) Логопед: - Морж и медведь таким умным и дружным ребятам дарят подарок – картинку, которую нужно собрать. - Слышите, гудит наш пароход нам с вами пора отправляться домой. Проходите на корабль. -До свидания морж и медведь. | Подвести итог НОД, развивать долговременную память, оценить деятельность детей | ОО Речевое развитие, ОО Социально – коммуникативное развитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН. «Путешествие в страну звука и буквы Ж»
В конспекте использованы инновационные технологии "СУ-ДЖОК терапия", воскотерапия, компьютерные технологии и нетрадиционное оборудование....
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН «Путешествие в страну звука и буквы Ж»
Занятие с детьми подготовительной логопедической группы с фонетико-фонематическим недоразвитием....
Конспект занятия по рисованию в технике граттаж «Путешествие на северный полюс»
Конспект занятия по рисованию в интресной технике граттаж. Для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"
Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...
Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С
В данном материале представлен подробный план-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (ОНР)....
Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С».
Продолжительность: 30 мин. Тема занятия: звуки [с], [с`]. Буква С. Тип занятия: по овладению новыми знаниями. Цель: сформировать знания о звуках [с], [с`], букве С. Задачи: коррекционно-образоват...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ж] . Путешествие Жука.
Цель: автоматизация [Ж] в слогах, словах и предложениях....