Конспект подгруппового логопедического занятия на логопункте "Звуки М и Мь. Путешествие на Северный полюс"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия

цель: дифферинциация звуков М и Мь в слогах, словах и предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия2.22 МБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение № 32

«Детский сад комбинированного вида «Снегирек»

Номинация: «Лучшая методическая разработка интегрированного занятия с дошкольниками»

Тема: «Звуки М и МЬ. Путешествие на Северный полюс»

(из опыта работы Козачковой Анны Леонидовны

учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад № 32 «Снегирек»)

Дата проведения:

27.11.2014г.

г. Норильск

Конспект

интегрированного подгруппового занятия на логопункте

Тема: «Звуки М и МЬ. Путешествие на Северный полюс»

Цель: научить дифференцировать звуки М и МЬ в слогах, в словах и предложениях.

Коррекционно – образовательные задачи:

- учить дифференцировать звуки [М] и [М'] на слух и в произношении;

- закреплять   понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук», «звонкий (глухой) согласный звук;

- совершенствовать грамматический строй речи (образование  множественного числа существительных Р.п., существительных в Д.п.);

- расширять представления детей о животных Севера;

Коррекционно – развивающие задачи:

- корригировать и развивать фонематические представления (определять место звука в слове начало, середина, конец);

- корригировать и развивать силу голоса (пропевание звуков);

- развивать навыки звукового анализа слова;

- закреплять умение определять пространственное отношение относительно себя (право, лево);

- корригировать и развивать общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, ритмичность.

Коррекционно – воспитательные  задачи:

- воспитывать бережное отношение к живой природе;

- воспитывать активность, внимательность, самостоятельность,                       инициативность.

Коррекционно – здоровьесберегающие  задачи:

- следить за правильной посадкой ребенка;

- чередовать статистические и динамические задания.

Оборудование: корабль из модулей, колокольчик, мяч, разрезная картинка «Животные Севера», предметные картинки с изображением животных Севера (формат А-4),снежинка с загадками, домики на определение места звука в слове, раздаточные картинки «льдинки» со звуком [М], [М'],  презентация к занятию (см. Приложение).

Предварительная работа: беседа о жизни животных Севера, разучивание музыкальной игры, чтение ненецкой сказки «Два оленя», «Почему и медведя нос черный», рассказ Г. Снегирева «Белёк», конструирование корабля из модулей.

Ход занятия:

Этапы НОД /

Виды работ на этапе

Деятельность педагога и детей

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Интеграция ОО

I. Вводный этап. Оргмомент

Беседа

Логопед: - Ребята, прошлый раз мы с вами путешествовали по Африке и помогали доктору Айболиту лечить животных.

- Кому мы с вами помогли?

Дети: зебре, крокодилу, слону, жирафу, бегемоту…

Логопед: Как всех этих животных можно назвать?

Дети: Животные жарких стран

Логопед: - А сегодня я приглашаю вас отправиться на   Северный полюс. Наш корабль «Дружба» готов к отплытию. Проходите на корабль.

- Полный вперед!

Организовать детей,

настроить на непосредственно образовательную деятельность,

совершенствовать грамматический строй речи (образование  существительных в Д.п.)

ОО Познавательное развитие,

ОО Социально-коммуникативное  развитие

II. Основной этап

II.1. Актуализация знаний/

Беседа

Д/и «Один-много»

Отгадывание загадок

(Фоном звучит музыка северных народов «Пурга»)

Логопед: -  Посмотрите, направо, кого вы видите?

Дети: Моржа.

Логопед: А много?

Дети: Моржей.

Логопед: Каких животных мы еще видим справа?

Дети: тюленя - тюленей, белого медведя – белых медведей.

Логопед: - Посмотрите налево, кто слева от вас?

Дети: северный олень- северных оленей, лемминг - леммингов,

Привлечь внимание,

закрепить пространственные отношения относительно себя, расширять представления о животных Севера, образовывать мн.ч. сущ. Р.п.,

развивать мышление

а

овцебык- овцебыков, песец - песцов.

Логопед: Как можно всех этих животных назвать?

Дети: Северные животные

Логопед: Посмотрите,  ребята, к нам на корабль  прилетела снежинка, а в ней письмо. В нем загадки? Отгадаем? (см. слайд 2)

 Толстый в складку богатырь

 В ластах и безухий.

 Ковыряет с дна морского

 Раковин покушать.

 У него клыки, как сабли,

 Мех короткий, но густой

 Угадайте –ка ребятки,

 Что за богатырь такой.    

Дети:           (Морж)

Длинный мех бел, как снег.

 Ест тюленей и рыб на обед.

 Он отличный пловец

 И заботливый отец.

 Трёхметровый великан,

 Весит тыщу килограмм!

 И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу.   

Дети:          (Белый медведь).

Логопед: Молодцы! Медведь и морж, приглашают нас  посетить школу для северных животных, и познакомить вас  со своими любимыми звуками. Мы приплыли с вами на Северный полюс. Спускайтесь по трапу и проходите в школу. Как и во всех школах, в северной школе звенит звонок и начинается урок.

ОО Познавательное развитие, ОО Речевое развитие, ОО Художественно – эстетическое развитие

II.2 Изучение нового материала/ Объяснение материала,

Фонетическое упражнение,

Д/и «Поймай звук»,

Д/и «Скажи наоборот»

Д/и «Четвертый лишний»

Д/и «Собери льдинки»

Логопед: - Морж и медведь просят вас угадать их любимые звуки. С какого звука начинается слово Морж?

Дети: Звук М. (слайд 3)

Логопед: Что у нас происходит во рту, когда мы произносим звук М? Возьмите зеркальце произнесите  и посмотрите.

Дети: вслед за взрослым произносят звук [М] длительно и многократно.

Дети:  Когда мы произносим звук [М] во рту есть преграда –губы сомкнуты, горлышко «работает».

Логопед: Значит звук М, какой?

Дети: Звук М твердый звонкий  согласный и мы его обозначаем синим цветом с колокольчиком (слайд 3).

Логопед: С какого звука начинается слово Медведь?

Дети: Слово медведь начинается со звука Мь.

Логопед: Давайте споем песенку этого звука и посмотрим в зеркало МьМьМьМьМь Какой он?

Дети: Звук Мь мягкий звонкий согласный и мы обозначаем его зеленым цветом с колокольчиком. (слайд 3)

Логопед: Морж и медведь хотят с нами поиграть в игры. Вставайте в круг. Игра называется «Поймай звук».  Когда я буду произносить звуки   и вы услышите твердый согласный М хлопните в ладоши, а если услышите мягкий согласный Мь, топните ногой. А, И, М, П, К, Мь, С, Т, М, Мь…

Закрепить произношение,

учить дифференцировать

звуки [М], [М'] в слогах, словах и предложениях;

развивать фонематическое представление,

развивать силу голоса,

развивать навыки звукового анализа,

развивать самостоятельность,

инициативу

ОО Речевое развитие, ОО Художественно – эстетическое развитие, ОО Социально – коммуникативное развитие

 

Логопед:  Молодцы! Следующая  игра, с мячом «Скажи наоборот». Я называю вам слог с твердым согласным звуком, а вы говорите  его наоборот с мягким согласным звуком. Например: ма – мя… (мо –мё, му- мю, мы-ми, юм- ум, ям – ам, им – ым…).

Логопед: Вы умницы! Садитесь. Мы поиграем с вами в игру «Четвертый лишний».  Посмотрите на доску. Нужно определить какое слово лишнее и объяснить почему. (слайд 4)

Молоко, сумка, мышь, миска

Дети: Здесь лишнее миска, потому что в слове миска мягкий согласный Мь, а в остальных словах твердый согласный М.

Логопед: Медведь, мяч, меч, муха (слайд 5)

Дети: Лишняя муха, потому что в слове муха мы слышим твердый согласный М, а в остальных словах мягкий согласный Мь.

 Логопед: Посмотрите, льдинки рассыпались. Давайте их соберем, но льдинки не простые на них картинки со звуками М и Мь. У каждой картинки, свой

домик. В каком домике будут жить слова со звуком М?

Дети: Слова со звуком М  будут жить в доме с синей крышей, слова со звуком Мь в доме с зеленой крышей.

Логопед: Каждую картинку нужно не только поселить в свой дом, но и определить, где в слове находится звук: в начале, середине или в конце слова.

Дети: В слове мак,  звук М находится в начале слова, он

твердый согласный и я его положу в дом с синей крышей, в первое окошко…

Аналогичная работа проводится со словами: мак, муха,  лампа, самокат,  дом, дым, мяч, мишка,  домино, камин, семь, восемь.

Логопед: Молодцы!

Логопед: Послушайте стихотворение и назовите слова, в которых вы услышите звук М или Мь. (слайд 6)

Наши руки были в мыле,

мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

помогали нашей маме.

Дети: мыле, мы, сами, мыли, помогали, маме

Динамическая пауза/

Физминутка

Музыкальная физминутка (под музыку северных народов)

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! — выше голова,

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за стол тихонько сядь.

Способствовать снятию общего утомления, развивать общую моторику

ОО Физическое развитие, ОО Художественно- эстетическое развитие,

II.3 Закрепление изученного материала/

 Звуковой анализ слова

д/и «Придумай слово к звуковой схеме»

Логопед: Ребята, вам еще одна загадка, отгадай ее попробуй.

К звуковой схеме нужно придумать слово (слайд 7).

Какой первый, второй, третий звук?

Дети:

1 звук – твердый согласный

2 звук – гласный

3 звук – твердый согласный

Логопед: Кто называет правильное слово, на экране появляется снежинка, потом посчитаем снежинки и определим, сколько мы слов назвали, правильно.

(топ, сон, ком, кот, рот, лак, мак…)

Развивать навыки звукового анализа

ОО Речевое развитие, ОО Познавательное развитие

III. Итог НОД

III. Подведение  итогов, оценка деятельности детей/

Беседа

(звенит звонок)

Логопед: - Прозвенел звонок, урок в северной школе закончился.

Что вам понравилось?

Что было трудно?

(ответы детей)

Логопед: - Морж и медведь таким умным и дружным ребятам дарят подарок – картинку, которую нужно собрать.

- Слышите, гудит наш пароход нам с вами пора отправляться домой. Проходите на корабль.

-До свидания морж и медведь.

Подвести итог НОД, развивать долговременную память, оценить деятельность детей

ОО Речевое развитие, ОО Социально – коммуникативное развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН. «Путешествие в страну звука и буквы Ж»

В конспекте использованы инновационные технологии "СУ-ДЖОК терапия", воскотерапия, компьютерные технологии и нетрадиционное оборудование....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН «Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Занятие с детьми подготовительной логопедической  группы  с фонетико-фонематическим недоразвитием....

Конспект занятия по рисованию в технике граттаж «Путешествие на северный полюс»

Конспект занятия по рисованию в интресной технике граттаж. Для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С

В данном материале представлен подробный план-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (ОНР)....

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С».

Продолжительность: 30 мин. Тема занятия: звуки [с], [с`]. Буква С. Тип занятия: по овладению новыми знаниями. Цель: сформировать знания о звуках [с], [с`], букве С. Задачи: коррекционно-образоват...