Повышение устойчивого интереса к развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений
материал (старшая, подготовительная группа)
Повышение устойчивого интереса к развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_stoychivogo_interesa_k_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение устойчивого интереса к развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений»
Условие возникновения опыта работы.
На протяжении многих лет работы с детьми дошкольниками , заметила , что уровень речевого развития заметно снизился. Одна из причин заключается в том , что взрослые недостаточно уделяют внимания на речь ребенка. Не замечают речевые нарушения ребенка , не придают этому значения, мало разговаривают с детьми, практически перестали читать книжки для детей . Если ребенок затрудняется с ответом , то сами отвечают на свой вопрос, иногда повторяя за ним нарушая фонемы. Дети стали меньше рассказывать , делиться впечатлениями, задавать вопросы . Любимыми занятиями стали –просмотр телевизора ,компьютера . Поэтому большинство детей испытывают затруднения в анализе слов и звуков из-за недоразвития фонематического восприятия.
Очень часто дети не различают слоги, путают их в своей речи, не четко произносят тот или иной звук , т. е. у них наблюдается несформированность фонематического восприятия.
Изучив и апробировав опыт работы других воспитателей, пришла к выводу , что использование игр и игровых упражнений, улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, совершенствует нормализации произношения, совершенствует внимание и память, повышает готовность к обучению в школе.
Противоречия
Изучив данную тему , я считаю, что надо больше уделять внимания на формирования фонематического слуха, т. к. работа над формированием звуковой стороны речи
Актуальность данной темы
Важнейшим условием психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью . Хорошая правильная речь. умение слышать каждый отдельный звук в слове , четко определять его от рядом стоящего , знать из каких состоит слово, т. е. умение звуковой анализ слова является важнейшей предпосылкой для обучения в школе.Игры по развитию фонематического слуха и восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию фонематического восприятия с использованием речевых игр дошкольного возраста способствует формированию речевой деятельности.
Цель:
Создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха, определить методы и приемы.
Задачи:
- Осуществлять последовательную работу по развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений.
- Развивать речевые навыки, стимулировать активность, заинтересованность детей, создавая разнообразные ситуации.
- Составить программу, разработать перспективный план работы, комплекс мероприятий по формированию фонематического восприятия.
- Разработать план работы с родителями.
- Составить картотеку игр и игровых упражнений по развитию фонематического восприятия.
Пути реализации:
- Разработала мониторинг.
- Разработала игры и игровые упражнения , загадки , пальчиковые игры , чистоговорки и дыхательные гимнастики по развитию фонематического восприятия.
- Создала в социальной сети свой персональный сайт, где смогла познакомиться с опытом других педагогов по данной проблеме.
- Составила картотеку речевых игр.
- Разработала свои речевые игры.
- Использовала материал, с которым познакомилась на вебинаре «Мерсибо» Е.Сусловой.
- Разработала сказки- инсценировки,картотеку стихов на договаривание стихов.
- Разработала конспекты, проекты, перспективный план , наглядный материал.
- Разработала план работы с родителями :рекомендации, совместные мероприятия, анкетирование, консультации, практикумы.
- Для реализации поставленных задач, создала предметно-развивающую среду «Учусь говорить правильно», где расположила : таблицы Е. Шулежко, пазлы-буквы,интерактивные игры ,наборы предметных картинок, магнитные буквы, изготовила игры по рекомендации Екатерины Сусловой,разрезную азбуку,плакаты.
Результативность
Уровень показателей | ||||
Учебный год | Развитие фонематического слуха | Звукопроизно-шение | Выделение звуков в слове | Фомирования связной рачи |
2016-2017 | 65% | 68% | 71% | 51% |
2017-2018 | 72% | 84% | 80% | 69% |
2018-2019 | 91% | 96% | 94% | 84% |
Дети научились использовать речевые игры и игровые упражнения в самостоятельной деятельности, что способствует достаточной сформированности фонематического восприятия.
При планомерной работе дети намного лучше воспринимают и различают фонемы и четко их произносят.
Ребята стали более активны, принимают участие в беседах, улучшилось звуковое качество речи.
В результате использования игр и игровых упражнений у детей сформированы: речевое дыхание, звукопроизносительные навыки, фонематический слух, основы обучения грамоте, коммуникативные качества, что приведет к успешному обучению в школе.
Родители стали проявлять интерес к данной проблеме, охотно принимали участие в наших мероприятиях, предлагали свою помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...
Перспективное планирование работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.
В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:Узнавание и различение неречевых звуковРазвитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.Развитие ф...
Конспект занятия по развитию фонематического слуха с использованием театрализованной деятельности "Путешествие с колобком".
Коррекционно-образовательные задачи: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать ...
Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста "Игровой звукоград"
Методическая разработка адресована воспитателям, логопедам, а также родителям. В ней представлено описание этапов работы (от простого к сложному) по развитию фонематических функций и...
Консультация для педагогов "Использование игровых приёмов, как метод активизации речевой и учебной деятельности, в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...
Развитие фонематического слуха с использованием шумовых коробочек. Картотека
Шумовые коробочкиРазвитие фонематического слуха начинается с обучения различать неречевые звуки.Для этого этапа очень хорошо подойдут игры с шумовыми коробочкамиРазвиваем логику, слуховое восприятие, ...
Методическое пособие для педагогов ДОУ «Развитие фонематического слуха через использование попевки №1 Т. Н. Новиковой-Иванцовой»
Данное методическое пособие разработано для педагогов ДОУ. Попевки Новиковой-Иванцовой это уникальный материал, который помогает не только запускать речь неговорящих детей, но модифицируя их можно исп...