Повышение устойчивого интереса к развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений
материал (старшая, подготовительная группа)

Руббо Ольга Павловна

Повышение устойчивого интереса к развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Повышение устойчивого интереса к развитию  фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений»

Условие возникновения опыта работы.

На протяжении многих лет работы с детьми дошкольниками , заметила , что уровень речевого развития заметно снизился. Одна из причин    заключается в том , что взрослые недостаточно уделяют  внимания на речь ребенка. Не замечают речевые нарушения ребенка , не придают этому значения, мало разговаривают с детьми, практически перестали читать книжки для детей . Если ребенок затрудняется с ответом , то сами отвечают на свой вопрос, иногда повторяя за ним нарушая фонемы. Дети стали меньше рассказывать , делиться впечатлениями, задавать вопросы . Любимыми занятиями  стали –просмотр телевизора ,компьютера . Поэтому большинство детей испытывают затруднения в анализе слов и звуков из-за недоразвития  фонематического восприятия.

Очень часто дети не различают слоги, путают их в своей речи, не четко произносят тот или иной звук , т. е. у них наблюдается несформированность  фонематического восприятия.

Изучив и апробировав  опыт работы других воспитателей, пришла к выводу , что использование игр и игровых упражнений, улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, совершенствует нормализации произношения, совершенствует внимание и память, повышает готовность к обучению в школе.

Противоречия

Изучив данную тему , я считаю, что надо больше уделять внимания на формирования фонематического слуха, т. к. работа над формированием звуковой стороны речи

Актуальность данной темы

Важнейшим условием психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью .  Хорошая правильная   речь. умение слышать каждый отдельный звук  в  слове , четко определять его от рядом стоящего , знать из каких состоит слово, т. е. умение звуковой анализ слова является важнейшей предпосылкой для обучения в школе.Игры по развитию фонематического слуха и восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию фонематического восприятия с использованием речевых игр дошкольного возраста способствует формированию речевой деятельности.

Цель:

Создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха, определить методы и приемы.

Задачи:

  • Осуществлять последовательную работу по развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений.
  • Развивать речевые навыки, стимулировать активность, заинтересованность детей, создавая разнообразные ситуации.
  • Составить программу, разработать перспективный план работы, комплекс мероприятий по формированию фонематического восприятия.
  • Разработать план работы с родителями.
  • Составить картотеку игр и игровых упражнений по развитию фонематического восприятия.

Пути реализации:

  • Разработала мониторинг.
  • Разработала  игры  и игровые  упражнения , загадки , пальчиковые  игры , чистоговорки  и дыхательные  гимнастики по развитию фонематического восприятия.
  • Создала в социальной сети свой персональный сайт, где смогла познакомиться с опытом других педагогов по данной проблеме.
  • Составила картотеку речевых игр.
  • Разработала свои речевые игры.
  • Использовала материал, с которым познакомилась на вебинаре «Мерсибо» Е.Сусловой.
  • Разработала  сказки- инсценировки,картотеку стихов на договаривание стихов.
  • Разработала  конспекты, проекты, перспективный  план , наглядный материал.
  • Разработала план работы с родителями :рекомендации, совместные мероприятия, анкетирование, консультации, практикумы.
  • Для реализации поставленных задач, создала предметно-развивающую среду «Учусь говорить правильно», где расположила : таблицы Е.  Шулежко, пазлы-буквы,интерактивные игры ,наборы предметных картинок, магнитные буквы, изготовила игры по рекомендации Екатерины Сусловой,разрезную азбуку,плакаты.

Результативность

Уровень показателей

Учебный год

Развитие фонематического слуха

Звукопроизно-шение

Выделение звуков в слове

Фомирования связной рачи

2016-2017

65%

68%

71%

51%

2017-2018

72%

84%

80%

69%

2018-2019

91%

96%

94%

84%

Дети научились использовать речевые игры и игровые упражнения  в самостоятельной деятельности, что способствует достаточной сформированности фонематического восприятия.

При планомерной работе дети намного лучше воспринимают и различают фонемы и четко их произносят.

Ребята стали более активны, принимают участие в беседах, улучшилось звуковое качество речи.

В результате использования игр и игровых упражнений у детей сформированы: речевое дыхание, звукопроизносительные навыки, фонематический слух, основы обучения грамоте, коммуникативные качества, что приведет к успешному обучению в школе.

Родители стали проявлять интерес к данной проблеме, охотно принимали участие в наших  мероприятиях,  предлагали свою помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Перспективное планирование работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.

В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:Узнавание и различение неречевых звуковРазвитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.Развитие ф...

Конспект занятия по развитию фонематического слуха с использованием театрализованной деятельности "Путешествие с колобком".

Коррекционно-образовательные задачи: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать ...

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста "Игровой звукоград"

Методическая разработка  адресована  воспитателям, логопедам, а также родителям. В ней  представлено описание этапов работы (от простого к сложному) по развитию фонематических функций и...

Консультация для педагогов "Использование игровых приёмов, как метод активизации речевой и учебной деятельности, в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Развитие фонематического слуха с использованием шумовых коробочек. Картотека

Шумовые коробочкиРазвитие фонематического слуха начинается с обучения различать неречевые звуки.Для этого этапа очень хорошо подойдут игры с шумовыми коробочкамиРазвиваем логику, слуховое восприятие, ...

Методическое пособие для педагогов ДОУ «Развитие фонематического слуха через использование попевки №1 Т. Н. Новиковой-Иванцовой»

Данное методическое пособие разработано для педагогов ДОУ. Попевки Новиковой-Иванцовой это уникальный материал, который помогает не только запускать речь неговорящих детей, но модифицируя их можно исп...