Методическое пособие для педагогов ДОУ «Развитие фонематического слуха через использование попевки №1 Т. Н. Новиковой-Иванцовой»
методическая разработка по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Данное методическое пособие разработано для педагогов ДОУ. Попевки Новиковой-Иванцовой это уникальный материал, который помогает не только запускать речь неговорящих детей, но модифицируя их можно испльзовать на занятиях по обучению грамоте для изучения звуков русского языка. Данный материал творческий из опыта работы с дошкольниками с ОВЗ с ТНР. Рекомендован для фолнатльных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_popevka_novikovoy.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для педагогов ДОУ

«Развитие фонематического слуха через использование попевки №1 Т. Н. Новиковой-Иванцовой»

       

          Для развития фонематического и музыкального слуха, певческих навыков, артикуляции звуков, развития мелкой моторики рекомендуем использовать попевку №1 Новиковой-Иванцовой. Помимо отработки темпа речи, ритма, интонации, произношения, силу голоса, развиваем содержательную сторону речи, т.е. формируем родной язык: умение различать речевые звуки, соотносить лексические категории, использовать в речи грамматические категории (число, падеж, род), пользоваться связной речью.

      Некоторые слова для попевок взяты у автора Тамары Никифоровны и модифицированы для развития фонематического слуха, а именно для закрепления изучения фонем русского языка.

Работа с попевкой состоит из нескольких этапов:

  1. Прослушивание детьми попевки в исполнении взрослым
  2. При воспроизведении 2 раза взрослый побуждает детей подпевать изучаемый звук
  3. При воспроизведении 3 раз взрослый побуждает детей подпевать изучаемый звук, изменяя силу голоса, сопровождая пальчиковой или двигательной гимнастикой.
  4. При воспроизведении 4 раз дети поют самостоятельно.

Предлагаемый материал для пения

Звук У

Взрослый поет и имитирует руками движения мотора (руки согнуты в локтях и вращаются перед грудью «вперед»; можно усложнить – вращая руками «назад»)

Вот машина: У-У-У

Едет быстро: У-У-У

По полянке: У-У-У

За цветами: У-У-У

Мотоцикл: У-У-У

Едет быстро (громко): У-У-У

По тропинке: У-У-У

За грибами: У-У-У

Вот автобус: У-У-У

Едет быстро (тихо): У-У-У

По дорожке: У-У-У

За леденцами: У-У-У

Звук А

Движения в соответствии со словами

Это Аня: А-А-А                                    

Громко плачет: А-А-А                        

Уронила: А-А-А                                    

В речку апельсин: А-А-А                    

Это Аня: А-А-А

Тише плачет: А-А-А

Уронила: А-А-А

В речку сливу: А-А-А

Это Аня: а-а-а

Тихо плачет: а-а-а

Уронила: а-а-а

В речку грушу: а-а-а

                 По А. Барто

Звук О

Движения в соответствии со словами, на слова: ко-ко-ко дети складывают пальцы так, чтобы получилась голова курицы и изображают ее пение.

Это курица: ко-ко-ко                    

У скамейки: ко-ко-ко                      

Ищет зерна: ко-ко-ко                    

Для цыпляток: ко-ко-ко              

С каждым новым куплетом поем: у фонтана, у корыта и т.д.

Т. Новикова-Иванцова

Звук И

У взрослого в руках кукла Ира, которая хохочет: хи-хи-хи. Дети имитируют.

Громко Ира: хи-хи-хи

В зоопарке: хи-хи-хи

Рассмеялась: хи-хи-хи

Обезьянке: хи-хи-хи

Тихо Ира: хи-хи-хи

В зоопарке: хи-хи-хи

Рассмеялась: хи-хи-хи

Пеликану: хи-хи-хи

Очень тихо: хи-хи-хи

В зоопарке: хи-хи-хи

Рассмеялась: хи-хи-хи

Крокодила: хи-хи-хи

Звук Ы

Движения в соответствии со словами

Вот теплоход: Ы-Ы-Ы

Плыл по морю: Ы-Ы-Ы

Рядом скалы: Ы-Ы-Ы

В море скаты: Ы-Ы-Ы

   Вот теплоход: Ы-Ы-Ы

   Плыл по морю: Ы-Ы-Ы

   Рядом скалы: Ы-Ы-Ы

   В море рыбы: Ы-Ы-Ы

Вот теплоход: Ы-Ы-Ы

Плыл по морю: Ы-Ы-Ы

Рядом скалы: Ы-Ы-Ы

В море крабы: Ы-Ы-Ы

   Вот теплоход: Ы-Ы-Ы

   Плыл по морю: Ы-Ы-Ы

   Рядом скалы: Ы-Ы-Ы

   В море звезды: Ы-Ы-Ы.

Звук М

Движения в соответствии со словами

Вот корова: МУ-МУ-МУ

У палатки: МУ-МУ-МУ

Щиплет травку: МУ-МУ-МУ

На лужайке: МУ-МУ-МУ

А вот бык: МУ-МУ-МУ

У березы: МУ-МУ-МУ

Щиплет травку: МУ-МУ-МУ

На лужайке: МУ-МУ-МУ

Вот корова: МУ-МУ-МУ

У забора: МУ-МУ-МУ

Щиплет травку: МУ-МУ-МУ

На лужайке: МУ-МУ-МУ

А вот бык: МУ-МУ-МУ

У беседки: МУ-МУ-МУ

Щиплет травку: МУ-МУ-МУ

На лужайке: МУ-МУ-МУ

Звук Н

Взрослый поет словами, а дети указательным пальцем показывают но, но, но и имитируя голосом маму-лошадку, папу-коня и ребенка-жеребенка.

Вот лошадка: НО-НО-НО

У палатки: НО-НО-НО

Щиплет травку: НО-НО-НО

На лужайке: НО-НО-НО

А вот конь: НО-НО-НО

У березы: НО-НО-НО

Щиплет травку: НО-НО-НО

На лужайке: НО-НО-НО

Жеребенок: НО-НО-НО

У забора: НО-НО-НО

На лужайке: НО-НО-НО

Щиплет травку: НО-НО-НО

Звук Б

Взрослый поет попевку Новиковой-Иванцовой, а дети стучат в барабаны и поют: БАМ-БАМ-БАМ, меняя силу и высоту голоса)

В барабаны: БАМ-БАМ-БАМ ( дети поют БАМ и стучат громко в барабаны)

Громко били: БАМ-БАМ-БАМ

Для быка: БАМ-БАМ-БАМ

У березы: БАМ-БАМ-БАМ.

      В барабаны: БАМ-БАМ-БАМ

      Тише били: БАМ-БАМ-БАМ

      Для барана: БАМ-БАМ-БАМ

      У забора: БАМ-БАМ-БАМ

В барабаны: БАМ-БАМ-БАМ

Тихо били: БАМ-БАМ-БАМ

Для бобра: БАМ-БАМ-БАМ

У болота: БАМ-БАМ-БАМ

             В барабаны: БАМ-БАМ-БАМ

             Совсем тихо: БАМ-БАМ-БАМ

             Для баклана: БАМ-БАМ-БАМ

             У баобаба: БАМ-БАМ-БАМ

Звук Д

Это дудка: ДУ-ДУ-ДУ (имитация игры на дудочке)

Для котенка (показывают ушки котенка): ДУ-ДУ-ДУ (имитация игры)

Дуйте сильно: ДУ-ДУ-ДУ (поют громко)

Пойте звонко: ДУ-ДУ-ДУ (поют тоненьким голосом)

Это дудка: ДУ-ДУ-ДУ (имитация игры на дудочке)

Для утенка (показывают утенка): ДУ-ДУ-ДУ (имитация игры на дудке)

Дуйте сильно: ДУ-ДУ-ДУ (поют громко)

Пойте звонко: ДУ-ДУ-ДУ (поют тоненьким голосом)

Это дудка: ДУ-ДУ-ДУ (имитация игры на дудочке)

Для лисенка (показывают лисичку): ДУ-ДУ-ДУ (имитация игры на дудке)

Дуйте сильно: ДУ-ДУ-ДУ (поют громко)

Пойте звонко: ДУ-ДУ-ДУ (поют тоненьким голосом)

Это дудка: ДУ-ДУ-ДУ (имитация игры на дудочке)

Для теленка (показывают рожки теленка): ДУ-ДУ-ДУ (имитация игры)

Дуйте сильно: ДУ-ДУ-ДУ (поют громко)

Пойте звонко: ДУ-ДУ-ДУ (поют тоненьким голосом)

Звук Т

Логопед поет словами, а дети, имитируя руками гудок паровоза и поют ТУ-ТУ-ТУ) (Можно менять силу и высоту голоса, изображать руками речку, животных к которым приехал поезд)

Это поезд: ТУ-ТУ-ТУ        

Едет быстро: ТУ-ТУ-ТУ

Через речку: ТУ-ТУ-ТУ

В гости к пуме: ТУ-ТУ-ТУ

   Это поезд: ТУ-ТУ-ТУ

   Едет быстро: ТУ-ТУ-ТУ

   Через речку: ТУ-ТУ-ТУ

   В гости к пони: ТУ-ТУ-ТУ.

Это поезд: ТУ-ТУ-ТУ

Едет быстро: ТУ-ТУ-ТУ

Через речку: ТУ-ТУ-ТУ

В гости к ламе: ТУ-ТУ-ТУ

   Это поезд: ТУ-ТУ-ТУ

   Едет быстро: ТУ-ТУ-ТУ

   Через речку: ТУ-ТУ-ТУ

В гости к эму: ТУ-ТУ-ТУ.

                  Н. Бакиева

Звук В

Взрослый поет словами, а дети, имитируя руками лягушек, жаб поют КВА-КВА-КВА, меняя силу и высоту голоса: лягушки поют высоким голосом, а жабы - низким

Вот лягушка: КВА-КВА-КВА

На болоте: КВА-КВА-КВА

Прыг на кочку: КВА-КВА-КВА

Ловит муху: КВА-КВА-КВА

     Это жаба: КВА-КВА-КВА

     На болоте: КВА-КВА-КВА

     Прыг на лютик: КВА-КВА-КВА

     Ловит муху: КВА-КВА-КВА

Вот лягушонок: КВА-КВА-КВА

На болоте: КВА-КВА-КВА

Прыг на лотос: КВА-КВА-КВА

Ловит муху: КВА-КВА-КВА

     Это жабенок: КВА-КВА-КВА

     На болоте: КВА-КВА-КВА

     Прыг на ирис: КВА-КВА-КВА

     Ловит муху: КВА-КВА-КВА

                        В соавторстве с Н. Бакиевой

Звук Ф

Взрослый поет словами, а дети, имитируя руками крылья совы поют УФ-УФ-УФ, меняя силу и высоту голоса: лягушки поют высоким голосом, а жабы - низким)

Вот сова: УФ-УФ-УФ

На березе: УФ-УФ-УФ

Смотрит ночью: УФ-УФ-УФ,

Ловит мышку: УФ-УФ-УФ.

Вот сова: УФ-УФ-УФ

На осине: УФ-УФ-УФ

Смотрит ночью: УФ-УФ-УФ,

Ловит мышку: УФ-УФ-УФ.

Вот сова: УФ-УФ-УФ

На телеге: УФ-УФ-УФ

Смотрит ночью: УФ-УФ-УФ,

Ловит мышку: УФ-УФ-УФ.

Вот сова: УФ-УФ-УФ

На малине: УФ-УФ-УФ

Смотрит ночью: УФ-УФ-УФ,

Ловит мышку: УФ-УФ-УФ.

                         Н. Бакиевой

Звук Г

Взрослый поет попевку Новиковой-Иванцовой, а дети руками имитируя гусей поют: ГА-ГА-ГА (меняя силу и высоту голоса)

Папа-гусь: ГА-ГА-ГА       (поют низким голосом)

Щиплет травку: ГА-ГА-ГА

Моет лапки: ГА-ГА-ГА

У канавки: ГА-ГА-ГА

Вот гусыня: ГА-ГА-ГА         (поют, имитируя мамин голос)

Щиплет травку: ГА-ГА-ГА

Моет лапки: ГА-ГА-ГА

Возле ямки: ГА-ГА-ГА

Вот гусенок: ГА-ГА-ГА  (поют высоким голосом)

Щиплет травку: ГА-ГА-ГА

Моет лапки: ГА-ГА-ГА

Возле лавки: ГА-ГА-ГА

Бабушка-гусыня: ГА-ГА-ГА (поют, имитируя голос старушки)

Щиплет травку: ГА-ГА-ГА

Моет лапки: ГА-ГА-ГА

Возле тачки: ГА-ГА-ГА

Звук К

Логопед поет попевку Новиковой-Иванцовой, а дети руками имитируя кукушку поют: КУ-КУ (меняя силу и высоту голоса)

Вот кукушка: КУ-КУ

Ищет гнезда: КУ-КУ

На деревьях: КУ-КУ

Где синица: КУ-КУ

Вот кукушка: КУ-КУ

Ищет гнезда: КУ-КУ

На деревьях: КУ-КУ

Где ворона: КУ-КУ

Вот кукушка: КУ-КУ

Ищет гнезда: КУ-КУ

На деревьях: КУ-КУ

Где сорока: КУ-КУ.

       Н.Бакиева        

Звук З

Взрослый поет словами, а дети имитируя руками крылья комара машут ими с двух сторон и поют слоги ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ, показывая голосом комарика, комариху, деда-комара, папу комара.

(тонким голоском) Вот комарик: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Звонко пел он: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Не мешай-ка: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Спасть волчатам: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ.

Комариха: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Звонко пела: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Не мешай-ка: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Спасть лосятам: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ.

Вот комарик: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Звонко пел он: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Не мешай-ка: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Спасть ежатам: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ.

Папа-комар: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Звонко пел он: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Не мешай-ка: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Спасть лисятам: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ.

Дед-комар: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Звонко пел он: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Не мешай-ка: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Спасть бельчатам: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ.

Звук С

Движения в соответствии со словами

Вот насосы: СЫ-СЫ-СЫ

Если лопнет: СЫ-СЫ-СЫ

Накачаем: СЫ-СЫ-СЫ

Сове мячик: СЫ-СЫ-СЫ

    Вот насосы: СЫ-СЫ-СЫ

    Если лопнет: СЫ-СЫ-СЫ

    Накачаем: СЫ-СЫ-СЫ

    Сове шарик: СЫ-СЫ-СЫ

Вот насосы: СЫ-СЫ-СЫ

Если лопнет: СЫ-СЫ-СЫ

Накачаем: СЫ-СЫ-СЫ

Сове шину: СЫ-СЫ-СЫ

     Вот насосы: СЫ-СЫ-СЫ

     Если лопнет: СЫ-СЫ-СЫ

     Накачаем: СЫ-СЫ-СЫ

     Сове лодку: СЫ-СЫ-СЫ

Звук Ш

Взрослый поет попевку Новиковой-Иванцовой, а дети руками имитируя кобру поют: ШУ-ШУ-ШУ (меняя силу и высоту голоса)

Это змейка: ШУ-ШУ-ШУ

На полянке: ШУ-ШУ-ШУ

Ползет быстро: ШУ-ШУ-ШУ

За добычей: ШУ-ШУ-ШУ

Мама змейка: ШУ-ШУ-ШУ

На полянке: ШУ-ШУ-ШУ

Ползет быстро: ШУ-ШУ-ШУ

За добычей: ШУ-ШУ-ШУ

Папа змей: ШУ-ШУ-ШУ

На полянке: ШУ-ШУ-ШУ

Ползет быстро: ШУ-ШУ-ШУ

За добычей: ШУ-ШУ-ШУ.

Звук Ж

Взрослый поет попевку Новиковой-Иванцовой, а дети руками имитируя полет пчел: ЖУ-ЖУ-ЖУ (меняя силу и высоту голоса)

Вот пчела: ЖУ-ЖУ-ЖУ

На полянке: ЖУ-ЖУ-ЖУ

Летит быстро: ЖУ-ЖУ-ЖУ

За нектаром: ЖУ-ЖУ-ЖУ

Мама пчелка: ЖУ-ЖУ-ЖУ

На полянке: ЖУ-ЖУ-ЖУ

Летит быстро: ЖУ-ЖУ-ЖУ

За нектаром: ЖУ-ЖУ-ЖУ

Вот пчеленок: ЖУ-ЖУ-ЖУ

На полянке: ЖУ-ЖУ-ЖУ

Летит быстро: ЖУ-ЖУ-ЖУ

За нектаром: ЖУ-ЖУ-ЖУ

Бабушка пчелка: ЖУ-ЖУ-ЖУ

На полянке: ЖУ-ЖУ-ЖУ

Летит быстро: ЖУ-ЖУ-ЖУ

За нектаром: ЖУ-ЖУ-ЖУ

Звук Ч

Взрослый поет попевку Новиковой-Иванцовой, а дети руками имитируя движение паровозика (из фонетической ритмики).

Едет поезд: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

По полянке: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Очень быстро: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

За цветами: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Едет поезд: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Очень громко: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

По лесочку: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

За грибами: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Едет поезд: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Очень тихо: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

По деревне: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

За ребятами: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Звук Щ

Взрослый поет попевку Новиковой-Иванцовой, а дети руками имитируя движение щеткой (из фонетической ритмики)).

Это щетка: Щ-Щ-Щ

Подметает: Щ-Щ-Щ

Очень тихо: Щ-Щ-Щ

В уголочке: Щ-Щ-Щ

     Это щетка: Щ-Щ-Щ

     Подметает: Щ-Щ-Щ

     Очень громко: Щ-Щ-Щ

     В коридоре: Щ-Щ-Щ

Это щетка: Щ-Щ-Щ

Подметает: Щ-Щ-Щ

Сильно громко: Щ-Щ-Щ

В туалете: Щ-Щ-Щ.

Используемая литература:

1.        Бакиева Н. З. Интегрированные занятия с неговорящими детьми с использованием приемов логоритмики. - СПб.: ООО «Издательство «Детсво-пресс», 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.

В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:Узнавание и различение неречевых звуковРазвитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.Развитие ф...

Развитие фонематического слуха через игру.

Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукораз...

Конспект занятия по развитию фонематического слуха с использованием театрализованной деятельности "Путешествие с колобком".

Коррекционно-образовательные задачи: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать ...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию фонематического слуха

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха...

Консультация для педагогов: «Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки».

Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом. зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности различать сходные звуки и правильно упот...

Развитие фонематического слуха через речевые игры.

Практически у всех детей в той или иной степени есть проблемы с нарушением фонематического слуха. Работа по его развитию в детском саду ведется с раннего возраста в игровой форме....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха через игру".

Предложенные ниже игры можно использовать для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет в домашних условиях....