Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.(Консультация для воспитателей)
консультация по логопедии на тему
В статье представлена преемственность, взаимодествие учителя - логопеда и воспитателя группы адаптированной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_logopeda_i_vospitatelya.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка. Особенно актуально это в условиях внедрения федерального государственного стандарта дошкольных организаций, где одной из основных прописана цель – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, его индивидуализация, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностями. Это становится возможным благодаря сотрудничеству всех педагогов ДОУ.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для групп адаптированных программ. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. Сначала определим основные направления в работе воспитателей и учителей – логопедов.
Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.
Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми в группе, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющие стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.
Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения, работа над звуками состоит из трех основных этапов:
- подготовительного;
- этапа появления звука;
- этапа усвоения звука в речи.
На первом этапе воспитатель уточняет движения органов артикуляционного аппарата. В игровой форме с детьми (артикуляционная гимнастика), уточняет определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.
На этапе появления звука, воспитатель уточняет его или вызывает по подражанию. Подбирая звуковые образы, соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносит, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.
На этапе усвоения звука воспитатель уточняет правильное произношение звука в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается выборочно, на усмотрение воспитателя.
В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.
- Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
- Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
- Взаимопосещения занятий.
- Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
- Консультации для родителей по лексическим темам.
- Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
Вечером воспитатель проводит индивидуальные занятия, осуществляет индивидуальный подход на фронтальных занятиях. Педагог должен умело сочетать цель занятия с целью коррекционной логопедической работы. Например, на занятии по теме «Овощи» он должен не только закреплять у детей представления о цвете, вкусе, форме овощей, но и следить, чтобы воспитанники правильно употребляли автоматизируемый звук.
Самомассаж мышц артикуляционного аппарата, предложенный Архиповой Е.Ф., Блыскиной И.В., Микляевой Н.В., проф. Ауглиным Ф.Р.позволяет укрепить слабую артикуляцию ребёнка, улучшить кровоснабжение, а в результате позволяет ускорить процесс звукопостановки, улучшает интеллектуальную сферу. На физкультминутках воспитатели применяют комплексы, включающие не только массаж артикуляционного аппарата, но и самомассаж пальцев рук.
Одной из форм взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп мы считаем совместное обсуждение итоговых мероприятий после изучения лексической темы или большого блока тем. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ. Для родителей предлагаются консультации по работе с ребенком в домашних условиях как индивидуальные, так и общие.
Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы помогая друг другу, достигнуть единой цели – формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя....
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи
Функции воспитателя и логопеда в логопедической группе ДОУ...
Взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и воспитателя в детском саду.
Виды двигательной активности. Направления работы педагогов. Взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации....
Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО"
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации и...
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе по развитию речи учителя-логопеда и воспитателя»
Данный материал поможет воспитателям узнать о специфике взаимосвязи в работе с учителем-логопедом, о направлениях и коррекционных задачах, а также о работе с родителями....
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»
Основная задача коррекционной работы логопеда и воспитателей с детьми с ОНР - научить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.Определяя содержание работы, сп...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ТЕМА: ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В РАЗДЕЛЕ «МУЗЫКА»
Основная общеобразовательная программа Дошкольного Образования в соответствии с ФГОС требует систематического развития музыкальной восприимчивости, расширения музыкального кругозора, художественного в...
Комментарии
Очень хороший материал для
Очень хороший материал для начинающих воспитателей!