Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе по развитию речи учителя-логопеда и воспитателя»
консультация по логопедии (старшая группа)
Данный материал поможет воспитателям узнать о специфике взаимосвязи в работе с учителем-логопедом, о направлениях и коррекционных задачах, а также о работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Консультация для воспитателей
«Взаимосвязь в работе по развитию
речи учителя-логопеда и воспитателя».
Составитель: воспитатель
Резинькова С.А.
Санкт-Петербург
2020
Если 4-5-летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопедов, воспитателей и родителей.Специфика работы педагогов в группах для детей с ОНР определяется имеющимся у каждого такого дошкольника:
- речевыми недостатками;
- не полной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью ( внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
- характерологическими особенностями ( отклонение от нормы у таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные – наоборот, вялость, апатию. Встречаются дети с навязчивым чувством стресса, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание).
Можно выделить 2 основных направления в работе воспитателя:
- Коррекционно-воспитательное.
- Общеобразовательное..
Наиболее значимым и ведущим является коррекционно-воспитательное. Вся коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:
- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. (Занятия эти проводятся воспитателем во второй половине дня. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передает в группу заполненные им тетради тех детей, с которыми он занимался утром.
- Проведение фронтальных занятий по развитию речи (лексические темы занятий определяет логопед);
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов (работая с детьми в течение всего дня, в отличие от логопеда, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь. Однако, не вся словарная работа должна осуществляться воспитателем. Ему следует ограничиться лишь обиходно-бытовой лексикой. Например, в умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. В живом уголке попросит детей ответить, какой аквариум, что делают в нем рыбки и т.п. На улице можно спросить детей: «Какое небо? Какой снег на участке? Какие листья лежат на земле? Что делают ветер, дождь, снег?);
- Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей ( воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка, попробуй!» или «я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно». В ходе занятия все ошибки должны фиксироваться воспитателем немедленно: «не верно, не правильно, не так сказал» К исправлению привлекаются все дети. Воспитатель исправляет ошибку ребенка тогда, когда большинство детей не сможет это сделать. Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством ошибок, логопед и воспитатель должны своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью давать);
- Развитие у детей внимания и памяти ( собираясь на музыкальное занятие, спросить: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?. Кого похвалил музыкальный работник? Кто лучше всех танцевал? На прогулке поиграть в игры «Летает -не летает», «назови все зеленое, деревянное, покрашенное, живое, кирпичное и т.д. Проводить игры» «Чего нет? Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предметы так, как я скажу и т.д.)
- Совершенствование словесно-логического мышление ребенка, как одной из функций речи ( сравнения, задачи, смысл пословиц);
- развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики ( собирание мозаики, работа с конструированием, застегивание и расстегивание пуговиц, сбор рассыпанных мелких предметов).
Общеобразовательное направление в работе воспитателя логопедической группы включает в себя:
- обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада ( кроме раздела «Развитие речи)
- Воспитательную работу в соответствии с программой массового детского сада;
- Работу с родителями.
Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно, и здесь необходим рабочий контакт с логопедом.
Если в коррекционно-воспитательной работе ведущая роль принадлежит к логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач роли меняются. Так работа с родителями осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, т.к. логопед видится с родителями эпизодически. Одной из форм работы воспитателя с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома.
Важно убедить родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, т.к., без овладения и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.
Следующая форма работы с родителями – собрание и открытые занятия, проводимые совместно с логопедом. Объединение собрания с занятием дает большую заинтересованность родителей.
Таким образом, целенаправленная, взаимосвязанная всесторонняя коррекция позволяет подавляющему большинству детей с ОНР посещать общеобразовательные школы.
Литература:
Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» С-Пб. «Акцидент» 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя....
Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога"
Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога"...
Консультация для педагогов "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя".
Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспита...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 город Красноармейск Саратовской области» Из опыта работы «Взаимодействие воспитателей с учителем-логопедом» подготовительная группа Воспитатель высшей квалификационной категори
Актуальность: Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, в современном мире, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. В модернизации об...
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»
Основная задача коррекционной работы логопеда и воспитателей с детьми с ОНР - научить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.Определяя содержание работы, сп...
Консультация для родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Работа с родителями, является одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, и...
Консультация для родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Работа с родителями, является одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребе...