Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе по развитию речи учителя-логопеда и воспитателя»
консультация по логопедии (старшая группа)

Резинькова Светлана Александровна

Данный материал поможет воспитателям узнать о специфике взаимосвязи в работе с учителем-логопедом, о направлениях и коррекционных задачах, а также о работе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Консультация для воспитателей  

«Взаимосвязь в работе по развитию

 речи учителя-логопеда и воспитателя».

Составитель: воспитатель

                   Резинькова С.А.

Санкт-Петербург

                                                                  2020


         Если 4-5-летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопедов, воспитателей и родителей.

Специфика работы педагогов в группах для детей с ОНР определяется имеющимся у каждого такого дошкольника:

  • речевыми недостатками;
  • не полной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью ( внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
  • характерологическими особенностями ( отклонение от нормы у таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и  прочей деятельности. Некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные – наоборот, вялость, апатию. Встречаются дети с навязчивым чувством стресса, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание).

Можно выделить 2 основных направления в работе воспитателя:

  1. Коррекционно-воспитательное.
  2. Общеобразовательное..

Наиболее значимым и ведущим является коррекционно-воспитательное. Вся коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

  • закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. (Занятия эти проводятся воспитателем во второй половине дня. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передает в группу заполненные им тетради тех детей, с которыми он занимался утром.
  • Проведение фронтальных занятий по развитию речи (лексические темы занятий определяет логопед);
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов (работая с детьми в течение всего дня,  в отличие от логопеда, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь. Однако, не вся словарная работа должна осуществляться воспитателем. Ему следует ограничиться лишь обиходно-бытовой лексикой. Например, в умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им  можно мыть. В живом уголке попросит детей ответить, какой аквариум, что делают в нем рыбки и т.п. На улице можно спросить детей: «Какое небо? Какой снег на участке? Какие листья лежат на земле? Что делают ветер, дождь, снег?);
  • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей ( воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка, попробуй!» или «я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно». В ходе занятия все ошибки должны фиксироваться воспитателем немедленно: «не верно, не правильно, не так сказал» К исправлению привлекаются все дети. Воспитатель исправляет ошибку ребенка тогда, когда большинство детей не сможет это сделать. Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством ошибок, логопед и воспитатель должны своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью давать);
  • Развитие у детей внимания и памяти ( собираясь на музыкальное занятие, спросить: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?. Кого похвалил музыкальный работник? Кто лучше всех танцевал? На прогулке поиграть в игры «Летает -не летает», «назови все зеленое, деревянное, покрашенное, живое, кирпичное и т.д. Проводить игры» «Чего нет? Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предметы так, как я скажу и т.д.)
  • Совершенствование словесно-логического мышление ребенка, как одной из функций речи ( сравнения, задачи, смысл пословиц);
  • развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики ( собирание мозаики,  работа с конструированием, застегивание и расстегивание пуговиц, сбор рассыпанных мелких предметов).

Общеобразовательное направление в работе воспитателя логопедической группы включает в себя:

  • обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада ( кроме раздела «Развитие речи)
  • Воспитательную работу в соответствии с программой массового детского сада;
  • Работу с родителями.

Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно, и здесь необходим рабочий контакт с логопедом.

Если в коррекционно-воспитательной работе ведущая роль принадлежит к логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач роли меняются. Так работа с родителями осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, т.к. логопед видится с родителями эпизодически. Одной из форм работы воспитателя с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Очень важно  воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома.

Важно убедить родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, т.к., без овладения  и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.

Следующая форма работы с родителями – собрание и открытые занятия, проводимые совместно с логопедом. Объединение собрания с занятием дает большую заинтересованность родителей.

Таким образом, целенаправленная, взаимосвязанная всесторонняя коррекция позволяет подавляющему большинству детей с ОНР посещать общеобразовательные школы.

Литература:

Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» С-Пб. «Акцидент» 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях  дошкольного учреждения  возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя....

Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога"

Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда  и педагога-психолога"...

Консультация для педагогов "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя".

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспита...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 город Красноармейск Саратовской области» Из опыта работы «Взаимодействие воспитателей с учителем-логопедом» подготовительная группа Воспитатель высшей квалификационной категори

Актуальность: Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, в современном мире, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. В модернизации об...

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

Основная задача коррекционной работы логопеда и воспитателей с детьми с ОНР - научить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.Определяя содержание работы, сп...

Консультация для родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Работа с родителями, является одним из важнейших направлений  в коррекционно-воспитательной деятельности – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, и...

Консультация для родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Работа с родителями, является одним из важнейших направлений  в коррекционно-воспитательной деятельности – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребе...