Материалы к занятию логопедией
материал по логопедии на тему

Артикуляционная гимнастика, игры с пальчиками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx293.1 КБ
Файл igry_s_palchikami.docx179.78 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

 

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

 Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/6.png

«Улыбочка-хоботок»

 

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/7.png

 

«Заборчик»

 

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/8.png

 

«Лопаточка»

 

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/9.png

 

«Часики»

 

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/10.png

 

«Качели»

 

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/11.png

 

«Змейка»

 

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/12.png

 

«Чашечка»

 

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/13.png

 

«Вкусное варенье»

 

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/14.png

 

«Трубочка-желобок»

 

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 

 

«Горка»

 

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/15.png

 

«Маляр»

 

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/16.png

 

«Лошадка»

 

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/17.png

 

«Грибок»

 

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/18.png

 

«Гармошка»

 

- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/19.png

 

«Пароход»

 

- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/20.png

 

«Индюк»

 

- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/21.png

 

«Барабан»

 

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

 



Предварительный просмотр:

Игры с пальчиками

 

 У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений рук.

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/22.png

"Котик"

 

Есть у котика на лапках очень острые царапки.

 

(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/23.png

"Пальчики"

 

Пальчик пальчикам сказал, Что поехал на вокзал. Чтобы встретить остальных, Чтобы было десять их.

 

(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/24.png

"Цветок"

 

Растёт цветок, к солнцу тянется, А бутон его распускается.

 

(Соединить ладони вместе. Медленно поднимая руки вверх, растопырить пальчики, не разъединяя кистей рук.)

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/25.png

"Пальчики собираются в детский сад"

 

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — "Ура! В детский сад идти пора!"
(М. Кольцова)

(Сначала сжать пальчики в кулачок, а затем поочерёдно расправлять их, начиная с большого.)

 

 

"Теремок"http://logoped.vipcentr.ru/images/26.png

 

На поляне теремок,
(Соединить ладони "домиком".)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в "замок".)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в "колечки".)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
(Л. Останко)

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/27.png

"Замок"

 

На двери висит замок. 
Кто его открыть бы смог?
 
(Сомкнуть пальцы в "замок".)
 
Потянули...
(Не расцепляя пальцев, ребёнок тянет руки в разные стороны.)
Покрутили...
(Руками, сцепленными в "замок", выполнить движение "на себя — от себя".)
Постучали...
(Руки по-прежнему находятся в положении "замок" перед собой, ребёнок "стучит" запястьями.)
И открыли!
(Пальцы расцепить, руки развести в стороны.)

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/28.png

"Павлин"

 

Пальцы левой руки прижать к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставить к левой руке ("хвост павлина").
Растопыривать и соединять пальцы правой руки
 ("павлин раскрывает и закрывает хвост").

 

 

 http://logoped.vipcentr.ru/images/29.png

"Зайка"

 

Выпрямить средний и указательный пальцы ("ушки зайки подняты").
Большой палец, безымянный и мизинец соединить. Сгибать и разгибать пальцы сначала одновременно, затем поочерёдно("зайка шевелит ушками").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методичесие материалы взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе

Листы взаимосвязи помогут организовать совместную работу учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе. Данный материал подобран и систематизирован по лексическим тем...

Итоговое подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей "Логопед-помощник наш!"

Занятие проводится в форме празника в конце учебного года.На занятие приглашаются гости и родители.С их участием проводятся различные игры и задания.Дети демонстрируют свои достижения в течении коррек...

Материалы вебинара Портфолио логопеда: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС - Издательство "Учитель"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5983926","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"348","width":"480"}}]]Материалы вебинара Портфолио логопеда: разработка и оформление ...

Материалы вебинара Портфолио логопеда: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС - методические рекомендации

Материалы вебинара Портфолио логопеда: разработка  и оформление в соответствии  с профессиональным стандартом педагога и ФГОС - методические рекомендации...

Материалы для работы логопеда

Материалы для работы логопеда на старшую и подготовительную группу....

Методические материалы для учителей-логопедов и воспитателей детей с ТНР

Методические материалы, конспекты занятий, предназначенные для развития и воспитания детей с ТНР...

Обеспечение родителей методическими и дидактическими материалами Рекомендует учитель - логопед

Памятка для родителей. Обеспечение методическими и дидактическими материалами....