Методические материалы для учителей-логопедов и воспитателей детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Вонда Олеся Александровна

Методические материалы, конспекты занятий, предназначенные для развития и воспитания детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное образовательное учреждение
Образовательный Центр «Гимназия № 6 «Горностай»

        

Тематическое занятие

«Языки мира. Родной язык. 21 февраля – день русского языка»

в комбинированной подготовительной группе

Составиль:

Вонда Олеся Александровна, учитель-логопед.

                                               

Новосибирск 2022

Конспект занятия по теме «Языки мира. Родной язык

21 февраля – день русского языка».

Цель: формирование чувства любви и гордости к русскому языку.

Задачи:

- развитие связной речи;

- актуализация ранее изученного

-развитие мыслительной деятельности

- развитие внимания к звучащей речи и русскому языку.

С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью и познавать окружающий мир. С самого рождения ребенок слышит речь мамы, папы, бабушки на родном языке. Мамы поют колыбельные, читают детские стишки и потешки. Для нас с вами родной язык – русский. 21 февраля – день русского языка.

Как вы думаете, есть ли другие языки? Да. Есть , есть и праздники этих языков. Есть день армянского, азербайджанского языка. Языков очень много. В нашей стране большинство людей говорят на русском языке, но некоторые люди переехали к нам из других стран, сейчас они живут в России и говорят на украинском, белорусском, английским и даже китайском.

В каждом языке есть свой алфавит, свои буквы, свои правила. Как вы думаете, нужно изучать язык в детском саду? В школе? Или ребенок родился и сразу все знает? Кто учит языку?

Мы с вами уже начали изучать русский язык. Вы уже знаете буквы. В школе вы будете изучать английский, кто-то будет изучать французский, немецкий или китайский.

На разных языках написаны книги. Зная только один язык, можно легко отличить книгу, которая написана на нем от книг, написанных на других языках. Хотите попробовать? Демонстрация книг на различных языках.

Каждый язык имеет свои словари, чтобы люди могли правильно и грамотно писать и говорить. Есть толковый словарь, где можно прочитать, что обозначает незнакомое слово. Например, вы знаете, что такое ФАШИНА? Хотите узнать? Фашина – много- много мелких веточек связанных вместе. Их клали около дорог, чтобы дороги были крепкими.

Есть орфографический словарь, заглянув туда, мы узнаем, как слово пишется. Ведь многие слова пишутся не так, как говорятся. Например, мы говорим «малако», да? А пишем: молоко.  

Есть словарь ударений, где можно посмотреть, куда правильно поставить ударение в слове. Как вы думаете, правильно говорить звОнит или звонИт?

Я вам уже говорила, что в каждом языке свой алфавит, свои буквы, сейчас мы с вами попробуем писать буквы не только русские, но и буквы из других языков (Работа с карточками).

Ребята, на русском языке говорят, пишут, поют песни, как вы думаете, на других языках поют песни?

Послушаем одну и ту же песню на разных языках. Обсуждение: Не зная языка, можно догадаться о чем песня? Почему? А послушав песню на русском языке, вы поняли, о чем она?.

Итоги занятия. О чем мы говорили? Что делали? Что было сложно? Что понравилось? Какой язык Ваш, родной? Вы бы хотели изучить другие языки? Какие?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Образовательный центр – гимназия № 6 «Горностай»

Дошкольное отделение, ул. Иванова, 44

Игровой практикум для родителей детей с ТНР «Увлекательное обучение грамоте»

Подготовила и провела:

Вонда О. А., учитель-логопед

Новосибирск, 2022

Форма: игровой практикум для родителей детей с ТНР

Тема: «Увлекательное обучение грамоте»

Дата: 09.11.2022

Время: 18.00-18.40

Ход игрового-практикума:

  1. Приветствие родителей.
  2. Учитель-логопед просит родителей вспомнить свои собственные  трудности при освоении ими букв, при освоении чтения.
  3. Обзор трудностей, с которыми сталкиваются родители при выполнении домашних рекомендаций с детьми. В форме круглого стола.
  4. Учитель-логопед объясняет родителям, что вся деятельность по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду построена на игре. Педагог предлагает погрузиться в игровое обучение грамоте.
  5. Звуки делятся на гласные и согласные. А повелось это с давных-давних

времен, когда во рту поселился Дракон язычок. Дракончик был очень маленький, ему нужно было много спать. А звуки спали только ночью, днем же они выбегали на улицу, кричали и веселились так, что Дракон не мог и глаз сомкнуть. И вот однажды утром ворота замка открылись, из них с веселыми криками выскочили А У И Э Ы О. Им никто и ничего не мешало, эти звуки свободно выбежали на улицу, стали весело петь на солнышке. Они пели так громко, что разбудили Дракошу. Он обиделся и стал строить забор – наши зубы, чтобы остальные звуки не проснулись, не смогли также громко петь. Построил дракон забор, нагреб горы песка – бугорки у верхних зубов, Принес большие тяжелые мешки – наши губы. Но остальные звуки уже проснулись, стали искать выход и нашли его в щелях забора: Н, Д. Другие звуки пробрались между горами песка: РРР. Некоторые звуки выскочили через черный ход: К, Г, Х. Не получилось у Дракоши утихомирить звуки. Но уже и не хотелось ему этого. Маленькому дракончику очень понравились песни гласных звуков: ААААУУУУ и интересные тарахтения согласных: ДДДДД, РРРРР. Так и живут дружно  с давних пор Гласные и Согласные звуки с Дракошей.

Гласным ничего не мешает, нет преграды во рту, язык отдыхает, гласные тянутся, можно протяжно произносить и тянуть ниточку (родителям раздаются ниточки). Гласные только гласные. Обозначаются кружком красного цвета.

Согласным звукам всегда что-то мешает: язык, зубы или губы (Н- зубы мешают).  Согласные не тянутся: ниточка рвется (Действия с ниточками). Согласные могут быть звонкими или глухими. Положим ладонь на горло и послушаем, работает оно или нет при произнесении РРР. Горло работает, значит, звук Р звонкий. Положим ладонь на горло и произнесем  ТТТ. Горло не работает. Значит, звук Т –глухой. Согласные могут быть твердыми или мягкими. Звук П, как молоток, как кирпич, как кулак (стучим кулаком по столу, по ладони). Значит, П – твердый. Твердые согласные обозначаются кружком синего цвета. Звук ПЬ, как перышко (трогают перышки), как подушка. Значит, ПЬ мягкий. Мягкие согласные обозначаются кружком зеленого цвета.

     Игра с платочками: твердый или мягкий? Картинки-ассоциации мужчина и девочка. Учитель-логопед называет звуки. Если звук мягкий, то родители машут зеленым платочком, если звук твердый, то синим.

  1. Игра «Поймай звук» (хлопни, топни, звякни, брякни).
  2. Игра «Звонкий или глухой?» Позвоните в колокольчик, если звук звонкий, пошуршите бумагой, если звук глухой.
  3. Игра «Домик на тропинке», на «планшете» с крышечками

найди начало, середину, конец. Определи, где слышится звук Л в слове.

     9.Выложи слово из магнитов. Характеристика каждого звука. Лимон. На магнитной доске. Для фонетического анализа берем только слова, которые совпадают в звучании и написании. Такой метод обучения чтению общепринят в нашем дошкольном и школьном образовании. Называется аналитико-синтетическим методом. Сначала мы раскладываем слово на звуки, выполняем анализ каждого звука. А затем складываем из звуков слово, то есть выполняем синтез.

     10.Чтение. Правила чтения. Начинаем с обучения чтению гласных. Затем постепенно присоединяем согласные. Начинаем с чтения закрытых слогов: АМ. Рекомендован букварь Н. С. Жуковой. Демонстрация пособия. Особенности работы с букварем.

     11.Итоги, важные моменты при обучении грамоте озвучиваются родителями. Изучаем название звуков, а не букв: М, а не ЭМ, не МЭ. Р, а не ЭР, не РЭ. Изучаем сначала гласные звуки (а, о, у, и, ы, э), затем согласные звуки. Различаем гласные и согласные звуки.

     12. Если родители что-то упустили, учитель-логопед добавляет. Завершая практикум, говорит о том, что обучение грамоте – регулярные занятия, которые проводятся в игровой форме, способствуют не только обучению дошкольника чтению, но и формированию у него грамотной речи, помогают развивать память, мышление, ориентировку в пространстве.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
Образовательный Центр «Гимназия № 6 «Горностай»

Дошкольное отделение корпус ул. Шатурская, 4

        

Сценарий итогового интегрированного занятия

в подготовительной группе комбинированной направленности № 13 «Ромашка»

Подготовили и провели:

Вонда Олеся Александровна, учитель-логопед;

Коробейщикова Лариса Николаевна, воспитатель.

Новосибирск 2021

Сценарий итогового интегрированного занятия

в подготовительной группе комбинированной направленности № 13 «Ромашка»

Тема: «Космическое путешествие».

Образовательные области:речевое развитие,познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель:  Актуализировать знания и умения детей по 5 областям в соответствии с программными задачами.

Коррекционно-образовательные:

-закреплять лексико-грамматические навыки;

-закреплять произносительные умения;

- закреплять умения фонематического анализа и синтеза;

-закреплять представления о ритмической стороне речи;

-закреплять математические навыки.

Коррекционно-развивающие:

-продолжать развивать связную речь;

-продолжать развивать пространственные представления;

-продолжать развивать слуховое и зрительное восприятие;

- продолжать развивать внимание;

- закреплять навыки логического мышления;

- закреплять навыки развития мелкой и  общей моторики;

Коррекционно-воспитательные:

- продолжать воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности;

-продолжать воспитывать познавательный интерес к окружающему миру;

-продолжать воспитывать адекватную реакции на свои и чужие успехи и неудачи;

-продолжать воспитывать эстетическое чувство.

        Предварительная работа:разучивание стихотворенияМахмуда Отар-Мухтарова «Сказал: «Поехали» Гагарин!» с Димой К.; беседа о юбилейной дате полета Юрия Гагарина в космос (просмотр иллюстраций, видеосюжетов).

        Оборудование и материалы:портрет Юрия Гагарина, проектор, ноутбук,видеозапись «Старт космических кораблей»,полотно «Космос», мяч, карточки для отстукивания ритма, три конверта с карточками-буквами (ракета, космолет, звездолет).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, наше сегодняшнее занятие будет интересным и необычным. Мы посвятим его юбилейной дате первого полета человека в космос. Что значит юбилейная дата? Кто был первым человеком в космосе? Когда Гагарин совершил полет в космос? Что вы еще знаете о Юрие Гагарине? Сколько лет прошло со времен полета Юрия Алексеевича в космос?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Получается, что в этом году мы празднуем 60-летие первого полета человека, нашего соотечественника, гражданина нашей страны, в космос.

Логопед:Во время старта космического корабля (в это время к воспитателю подходит подготовленный ребенок и начинает читать наизусть стихотворение «Сказал «поехали» Гагарин!».

Просмотр видеозаписи: «Старт космических кораблей».

В это время воспитатель раскладывает карту-полотно «Космос»

Логопед: Ребята, скажите, как называется наша планета? Посмотрите на карту, скажите, где мы сейчас находимся?

Ответы детей: Земля – третья от Солнца планета, находится между Венерой и Марсом.

Логопед: Я вам предлагаю сейчас отправиться в увлекательное космическое путешествие. На чем мы можем полететь в космос?

Ответы детей: космолет, звездолет, космический корабль, космический аппарат.

Логопед:Отправляемся? (дети собираются в круг друг к другу, вытягивают вперед правую руку, показывая большой палец, поднимают руки вверх и говорят хором: «Поехали».

Логопед:А полетим мы с вами на планету, название которой начинается на звук [С]. На какую планету мы держим путь?

Дети: Сатурн.

Педагог выбирает капитана корабля, капитан бросает мяч на карту в место расположения Сатурна.

Логопед:Ребята, подходите ко мне. Вот мы и оказались с вами на другой планете. Как называют обитателей другой планеты?

Дети: Инопланетяне.

Логопед: Почему:

Дети: Потому что они обитают на иной, на другой планете.

Логопед: Молодцы, ребята. Инопланетяне оставили для вас задание. Обитатели Сатурна не знают языка, букв, но очень бы хотели написать название своей планеты. Поможем им? Нам нужно рассказать про каждый звук и написать букву, которая обозначает этот звук. (Логопед называет поочередно шестерых детей, которые характеризуют по одному звуку, выбирая карточки-обозначения) и записывают соответствующую букву. Остальные дети следят, чтобы не было ошибок: иначе мы подведем инопланетян!). Подводят итог звуко-буквенному анализу: Сколько всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных?

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отправляемся на Меркурий.

Воспитатель:Ребята, посмотрите, на этой планете совершил аварийную посадку марсианский флот. Их летающие тарелки не могут взлететь пока не подберут правильный код запуска. Поможем им?

Игра «Назови соседей»

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на карту. Среди планет здесь есть звезда. Как она называется?

Дети: солнце.

Воспитатель: Действительно, это солнце.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

Логопед: Вот мы и прилетели на Солнце. Сможем ли мы здесь жить? Почему? Сейчас мы должны закодировать эту информацию о том, что на Солнце нет условий для жизни и передать ее на Землю по радиосвязи. Я буду показывать вам схемы, а выбирайте соответствующую ладонь, делайте хлопки.

Дети выполняют.

Логопед: Молодцы, ребята, вы спасли землян! Они получили ваш сигнал о том, что на Солнце нет условий для жизни, и приняли решение: оставаться на Земле. А мы продолжим путешествие и отправимся на планету, первый звук в названии которой согласный, звонкий, твердый. На какую планету летим?

Ответы детей: Марс

Логопед:

Какое слово лишнее:

Космодром, кость, космонавт, космос.

Путь, спутник, путаница.

Звезда, зверобой, звездолет, звездочет.  

Воспитатель: Предлагаю отправиться дальше и посетить Нептун.

С этой планеты лучше всего видны созвездия, а вы знаете какое созвездие видно лучше всего? Чтобы узнать это, нам необходимо написать графический диктант.

Графический диктант «Собака»

Логопед:ребята, по радиосвязи мне сообщили, что нам разрешено «приураниться». Посмотрите, пожалуйста, на карту, скажите, на какую планету мы отправляемся?

Ответы детей.

Логопед: Да, мы летим на Уран.Принимайте к выполнению спецзадание: составить предложение из осколков:

Астроном, звездами, за, наблюдает.

Корабль, на, летит, космический, Уран.

Луна, спутник, это, Земли.

Воспитатель: Следующая точка нашего путешествия – пятая от Солнца планета. Куда мы полетим, посмотрите на карту? Юпитер.

Воспитатель: Ребята, мимо Юпитера часто пролетают кометы. Но в этот раз кометы в полете потеряли свои хвосты.

«Подбери ответы к примерам»

Воспитатель:Сейчас мы полетим на планету, первый звук в названии которой – звук [Вь]. О какой планете я говорю?

Ответы детей.

Воспитатель: Жителям Венеры очень интересно узнать, что жители земли знают о космосе. Расскажем им?

Составление синквейна: космос, ракета, звезды, солнце, Земля

Логопед:Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться на Землю. Сейчас мы разделимся на три подгруппы и сможем быстро вернуться домой, если составим слова из этих букв. Они обозначают космический транспорт, на котором будет возвращаться на Землю ваша подгруппа: космолет, звездолет, ракета.

Дети составляют из букв слова.

Логопед:Вот мы и дома. Когда космонавты приземляются на Землю, они заново учатся ходить и помогают им в этом специальные упражнения и массаж.

Мы сейчас встанем в круг и будем рисовать на спине друг друга.

Вышло солнышко (рисуем медленно круг 2 раза)

От него расходятся лучики (указ.пальцами рисуем лучики)

Появились тучки (поглаживаем спину)

Пошел мелкий дождик

Пошел сильный дождь

Дождь заканчивается,

Вышло солнышко

На небе появилась радуга.

Воспитатель:Вот и закончились наши приключения. Вам понравилось? На чем мы путешествовали? На каких планетах мы побывали? Могли бы мы остаться жить на какой-либо из них? Почему? Какие задания мы выполняли? Какие из заданий показались вам самыми сложными?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо, ребята, за увлекательное путешествие, наше занятие окончено.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Образовательный центр – гимназия № 6 «Горностай»

Дошкольное отделение, ул. Иванова, 44

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению на тему «Автоматизация звука [С]»

Подготовила и провела:

Вонда О. А., учитель-логопед

Новосибирск, 2019

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению на тему «Автоматизация звука [С]»

Подготовила и провела занятие студентка Вонда О. А.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах и словах.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Автоматизировать звук [С]  в слогах и словах;

-Продолжать формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука [ С];

-Совершенствовать навык образования имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развитие фонематического восприятия;

-развитие пространственных представлений;

-развитие слухового и зрительного восприятия;

-развитие внимания;

-развитие артикуляционной и мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитание самоконтроля за собственной речью;

-воспитание умения вслушиваться в чужую речь.

Оборудование: полоска, синяя фишка для определения позиции звука С в слове; предметные картинки.

Ход занятия:

       1.Приветствие.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», «Птенчик», «Наказать непослушный язычок», «Лопаточка».
  3. Актуализация акустико-артикуляционного образа звука С: Когда мы произносим звук С, что делают губки? Что делает язычок? Рассматривание положения собственных органов артикуляции при произнесении звука  С в зеркале. Что-то мешает нам, когда мы произносим звук [С]? А что мешает? А горлышко работает или отдыхает, когда ты говоришь [ С]?
  4. Чтение слогов со звуком  за логопедом: СА-СА-СА, СО-СО-СО, СУ-СУ-СУ, СИ-СИ-СИ, СА-СА-СА-СУ, СИ-СИ-СИ-СО, СЫ-СА-СА-СУ.
  5. Игра «Топни, когда услышишь звук С в слове. Слова: самолет, абрикос, сорока, солнце, лиса, стул, кактус, след, свеча, колесо, пояс, киоск.
  6. Пальчиковая гимнастика. «Пальчики здороваются». Инструкция: соединяй попарно пальцы обеих рук, на каждое прикосновение говори С.
  7. Игра «В стране лилипутов». Инструкция: дотрагивайся до картинки волшебной палочкой и превращай каждый предмет из большого в маленький.

Картинки: осел, доска, носки, мака, коляска, стол, стул, поднос, ананас, бусы, сумка, санки.

  1. «Угадай» (подобрать предмет к действию) Перед ребенком предметные картинки, логопед называет действие, а ребенок называет предмет и показывает картинку.

Летит (самолет), лает (собака), плавает (сом), тикают (часы), светит (солнце), горит (свеча).

  1. Определение места звука С в слове. Инструкция: я называю слово, а ты ставь синюю фишку в то место, где находится звук С (в начало, в середину или в конец)..

Слова: светофор, лиса, кактус, сумка, сорока, кокос, вопрос, колос, часы, компас, семья, лес, лесник, глобус, секрет.

Итоги занятия. С каким звуком мы сегодня играли? Тебе нравится произносить этот звук?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Образовательный центр – гимназия № 6 «Горностай»

Дошкольное отделение, ул. Иванова, 44

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению на тему «Домашние животные»

Подготовила и провела:

Вонда О. А., учитель-логопед

Новосибирск, 2019

Конспект фронтального занятия по развитию речи на тему «Домашние животные»

Подготовила и провела занятие студентка Вонда О. А.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Домашние животные».

Коррекционно-образовательные задачи:

-расширение номинативного,  предикативного и атрибутивного словаря;

-формирование грамматических представлений (употребление существительных в косвенных падежах);

-формирование обобщений;

Коррекционно-развивающие задачи:

-развитие пространственных представлений;

-развитие слухового и зрительного восприятия;

-развитие внимания;

-развитие логического мышления;

-развитие мелкой и  общей моторики;

-развитие координации речи с движением.

Коррекционно-вопитательные задачи:

- воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности;

-воспитание адекватной реакции на свои и чужие успехи и неудачи.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных, мешочек с пластмассовыми животными, 6 мягких игрушек животных, аудиозапись голосов домашних животных, ноутбук.

Ход занятия:

  1. Приветствие.
  2. Организационный момент.
  3. Актуализация знаний о домашних животных. Отгадывание загадок, предъявление логопедом картинок с изображением животных после озвучивания детьми отгадок.

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

(Кошка)

Идет мохнатый,

Идет бородатый,

Рожками помахивает,

Бородкою потряхивает,

Копытами постукивает.

(Козел)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

(Собака)

  1. Беседа по формированию обобщающего понятия и систематизации известных сведений по изучаемой теме.

Как можно назвать этих животных одним словом? Почему? Где они живут? Какую пользу приносят человеку домашние животные? Чем питаются? У кого есть рога? У кого есть пятачок? У кого есть вымя? У кого есть копыта?

  1. Игра «Кто за кем». 6 игрушек расставлены друг за другом. За кем стоит кошка? Перед кем стоит собака? Между кем стоит свинья? Кто стоит первым? Кто стоит последним? Поставьте лошадь после собаки.
  2. Физкультминутка: «Кто живет у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья (Хлопаем в ладоши.)

  1. Прослушивание в записи голосов животных . Что делает корова? Что делает кошка…
  2. Игра «Снежный ком». Дети садятся на ковер, образуя круг; передают друг другу мягкую игрушку, кошку, называя для нее свой признак и повторяя предыдущий.
  3. Игра «Волшебный мешочек». За один ход ребенок достает из волшебного мешочка  двух домашних животных и сравнивает их. Эти животные похожи тем, что… Эти животные отличаются тем, что…
  4. Итоги занятия. Беседа. О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали о домашних животных? Вам понравилось занятие? Что было для вас самым интересным?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Образовательный центр – гимназия № 6 «Горностай»

Дошкольное отделение, ул. Иванова, 44

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему «Звуки к и Кь. Буква К»

Подготовила и провела:

Вонда О. А., учитель-логопед

Новосибирск, 2020

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему

«Звуки [К] и [КЬ]. Буква К»

Подготовила и провела занятие студентка Вонда О. А.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: Учить различать звуки [К]и [КЬ]/ 

Коррекционно – образовательные  задачи:

-  продолжать автоматизировать звуки К и КЬ в связной речи;

- совершенствовать навык различения звуков [ К], [КЬ]– по мягкости, твёрдости;

- совершенствовать навык различения звука и буквы.

Коррекционно – развивающие задачи:

-развитие фонематического слуха;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие внимания, памяти и мышления;

- развитие графо-моторных навыков;

-развитие артикуляционной и мелкой моторики;

-развитие координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитание навыков самоконтроля;

 – воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности;

Оборудование: артикуляционная гимнастика в картинках;  предметные картинки на звуки [К], [КЬ], [Х], [Г]/

Ход занятия:

1.Приветствие.

2. Организационный момент.

3. Актуализация ранее изученного. Беседа по вопросам: Из чего состоят слова? Из чего состоят слоги? Что такое звук? Что такое буква? Какими бывают звуки? Какие бывают согласные звуки? Каким цветом мы обозначаем твердый звук, а каким мягкий?

4. Артикуляционная гимнастика.

«Лягушка», «Слоник», «Вкусное варенье»,  «Чашечка», «Качели», «Лопатка».

  1. Знакомство со звуками [К] и [КЬ]:

- Выделение звука [К ]из слов на слух: кролик, кот, палка, канат;

- Выделение звука [КЬ] из слов на слух: кефир, кит, пакет;

-Произнесение хором, индивидуально [К]-[КЬ].

6. Различение [К]-[КЬ]:

- В слогах: ка, кя, ко, ке, ки, ку, кы, ак, як…

- В словах: кот, кит, кошка, корка, киска, кубик, кукла, кирпич, коляска, корабль.

- Игра «Наоборот»: ка- (кя), ки-(кы), ку – (кю), ак – акь, ук – укь…

-Отбор картинок с изображением на звук К, отбор картинок с изображениями на звук КЬ.

7. Пальчиковая гимнастика.

Вот кулак (показать кулак левой рукой),

А вот ладошка (раскрыть пальцы, ладонь вверх),

На ладошку села кошка (коготки «скребут» по ладошке),

Села мышек посчитать

Раз, два, три, четыре, пять (загибать по одному пальцу).

Мышки очень испугались (вращать кулаком),

В норки быстро разбежались (спрятать кулак под мышку).

8."Слушай внимательно и считай старательно". Сколько раз произнесла ка? Сколько раз произнесла кя?

КЯ – КЯ-КЯ, КЯ – КА, КА – КЯ, КЯ – КЯ – КА, КА – КА – КЯ, КЯ – КА – КЯ-КЯ.

9. Игра "Потерялись слова"

Дети договаривают предложения по картинкам, прикреплённым к доске. Логопед начинает, а дети продолжают. (Дети повторяют предложение полностью)

У Никиты новая клетчатая… (кепка)

В океане плавает синий… (кит)

Дети качаются на… (качелях)

У Вари длинные русые… (косы)

В зоопарке дети видели… (кенгуру)

10. Знакомство с буквой К: рассматривание, поиск ассоциаций (на что похожа буква К?), отыскивание буквы К среди знакомых букв, обведение контура, печатание, выкладывание буквы К из крупных бусин.

11. Итоги занятия. С какими звуками мы сегодня познакомились? Чем они похожи? А чем отличаются? «Напишите» в воздухе указательным пальцем букву, которой обозначаются эти звуки.  



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Образовательный центр – гимназия № 6 «Горностай»

Дошкольное отделение, ул. Иванова, 44

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению на тему «Транспорт»

Подготовила и провела:

Вонда О. А., учитель-логопед

Новосибирск, 2019

Конспект фронтального занятия по развитию речи на тему «Транспорт»

Подготовила и провела занятие студентка Вонда О. А.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: систематизация и закрепление знаний детей по теме: “Транспорт.

Коррекционно – образовательные  задачи:

-  систематизация представлений о транспорте;

-активизация и актуализация словаря по теме “Транспорт”;

- совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах, употребление предложно – падежных конструкций;

-совершенствование словообразовательных навыков;

-совершенствование навыка слогового анализа слов.

Коррекционно – развивающие задачи:

-развитие речевого слуха;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие внимания, памяти и мышления;

-развитие артикуляционной и общей меторики;

-развитие координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

 – воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности;

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением транспорта, мяч, план – схема описательного рассказа о транспорте, кубики с изображением символов предлогов, слоги.

Ход занятия:

  1. Приветствие.
  2. Организационный момент
  3. Игра с мячом. Логопед по кругу бросает каждому ребенку мяч и просит назвать любое транспортное средство (автобус, маршрутное такси, грузовик, самосвал, пожарная машина, машина скорой помощи).

Через несколько ходов правила игры меняются: логопед называет 2 слова, а дети образовывают одно сложное слово – название специального транспорта.

- Молоко возит (молоковоз)

- Цемент возит (цементовоз)

- Мусор возит (мусоровоз)

- Контейнер возит (контейнеровоз)

- Автомобили возит (автовоз)

- Бетон мешает (бетономешалка)

4. Упражнение “Придумай загадку”. Перед ребенком 5 картинок с транспортными средствами. Он выбирает понравившееся транспортное средство и придумывает загадку – описание, используя план – схему, размещенную на магнитной доске.

1. Вид транспорта.            4. Материал.

2. Цвет.                              5. Детали

3. Форма, размер.              6. Как используется:

5. Пальчиковая гимнастика

Лодочка
Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву. 
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять выпрямленные ладони вверх).
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок)..
Плывут рыбки тут и там.

6. Игра «Слоги перепутались». На каждый стол детям выдается по одному слову, разрезанному на слоги, нужно собрать слово. (Машина, бетономешалка, экскаватор, трактор, мусоровоз, такси…) Затем дети озвучивают полученное слово и отвечают на вопросы: сколько в слове слогов? Это слово длинное или короткое? Назови первый слог. Назови последний слог.  Назови третий слог.

7. Д/и с кубиком. Составь предложение (составление предложений с заданным предлогом).Дети садятся в круг поочередно бросая кубик с написанными на его сторонах предлогами,  составляют предложения о транспорте с выпавшим на кубике предлогом (предлоги: на, через, между, в, из, над).

8. Итоги занятия. О чем мы говорили на занятии? Вам было интересно? Какая игра вам больше всего понравилась?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
Образовательный Центр «Гимназия № 6 «Горностай»

Дошкольное отделение корпус ул. Шатурская, 4

Сценарий викторины на тему «В мире растений»

для детей 6-7 лет группы комбинированной направленности

Разработали:

Бухтоярова Юлия Николаевна, воспитатель;

Вонда Олеся Александровна, учитель-логопед;

Зимнякова Наталья Сергеевна, воспитатель.

Новосибирск, 2022

Сценарий викторины на тему «В мире растений»

для детей 6-7 лет группы комбинированной направленности

Цель викторины: закрепление и обобщение знаний дошкольников по теме «Растения».

Развивающие задачи:

- развитие пространственных представлений;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие внимания;

- развитие мыслительных операций по обобщению и исключению объектов;

- развитие общей моторики;

- развитие координации речи с движением;

- развитие вопросно-ответной речи дошкольников;

- развитие интонации вопросительного характера при задавании вопроса.

-развитие связной речи.

Обучающие задачи:

- закрепление детьми установки на правильное поведение в природе;

- закрепление соответствующих морально-нравственных норм;

- обобщение знаний и представлений детей о растительном мире;

- расширение словарного запаса дошкольников.

Воспитательные задачи:

- воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности;

- воспитание адекватной реакции на свои и чужие успехи и неудачи.

Ход викторины.

Формирование команд. Дети делятся на три команды, выбрав листочек одного из трех цветов (зеленый, желтый, оранжевый). Далее дошкольники рассаживаются за столы, соблюдая соответствие цвета выбранного листочка и цвета эмблемы на краю стола.

Название команды. Отгадав загадку, каждая команда узнает свое название:

Эх, звоночки, синий цвет!

С язычком, а звону нет! (Колокольчики)

     

     Стоят в саду кудряшки - белые рубашки, а

     Сердечки золотые, кто это такие? (Ромашки)

     

     Эти цветочки носят желтые платьица,

     А как подрастают, наряжаются в белые сарафанчики! (Одуванчики)

Ведущий задает вопросы, на которые отвечают команды. За каждый правильный ответ команда получает листочек, соответствующий цветовой эмблеме команды.

1 раунд. 

  • Почему нельзя срывать и есть ягоды, растущие около дороги?
  • Можно ли топтать, ломать ягодники? Почему?
  • Почему нельзя выдергивать растения с корнем?
  • Можно ли сорвать ягоду и сразу ее съесть? Почему?
  • В какое время суток нужно поливать растения летом? Почему?

Опиши так, чтобы другие догадались. От каждой команды выбирается по одному представителю. Выбранные участники вытягивают по одной карточке, на которой изображено: дуб, кактус или крапива. Участники по одному описывают словами изображение.

Физкультминутка

Наши чудные цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают

Тихо засыпают

Дети сидят на корточках, соединив ладони перед грудью. Затем начинают медленно вставать, раскрывают руки над головой и раскачиваются. На последние слова медленно принимают исходное положение.

2 раунд.

  • Как называется комнатное растение, к которому больно прикасаться?
  • Во что лучше собирать ягоду?
  • Можно пробовать на вкус листья растений, цветы? Почему?
  • Какие растения называются комнатными? Почему?
  • Как называются растения, которые растут в саду или на клумбах?

3 раунд.

Объясни поговорку.

Растенье – земли украшенье.

Сломить дерево – секунда,

А вырастить – года.

Была бы водица, а зелень родится.

        Как нам помогают растения? Каждая команда по очереди дает по одному ответу. Команда, представившая наибольшее количество правильных вариантов в этом вопросе получает один листочек.

Подсчет листочков.

Награждение команд дипломами (1, 2, 3 место).

Подведение итогов викторины. Обсуждение. На какую тему была викторина? Какие вопросы запомнились? Какой вопрос был самый сложный? Почему? Какое задание было самым легким? Почему? Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методичесие материалы взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе

Листы взаимосвязи помогут организовать совместную работу учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе. Данный материал подобран и систематизирован по лексическим тем...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.

Представлены: словарь дошкольников в соответствии с тематикой лексических тем, используемых в логопедических группах, сюжетные и дидактические игры, а также необходимая художественная литература для ч...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Обеспечение родителей методическими и дидактическими материалами Рекомендует учитель - логопед

Памятка для родителей. Обеспечение методическими и дидактическими материалами....