Специфика работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с СДВГ.
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме
Описана специфика логопедической работы с детьми с СДВГ в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_raboty_uchitelya.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика работы учителя-логопеда с детьми с СДВГ.
Коррекционная работа с гиперактивным ребёнком на логопедических занятиях
направлена на решение следующей задачи:
- адаптировать двигательную активность ребёнка как вспомогательную основу к решению задач коррекции речи и внимания на занятиях.
Правила работы с детьми, имеющими СДВГ
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку на ребенка.
- Делить работу на короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставить ребёнку свободу выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Технологии коррекции СДВГ на занятиях по логопедии
- Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
- Обучение самомассажу.
- Игры для развития быстроты реакции, координации движений.
- Игры для развития тактильного взаимодействия.
- Пальчиковые игры.
- Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.
Содержание логопедической работы:
- Совершенствование моторного компонента психического развития и серийной организации движений.
- Графические упражнения на тренировку регуляции направления, амплитуды движений руки. Все упражнения выполняются на строке в соответствии с определенным ритмом.
- Уточнение артикуляции гласных звуков, формирование понятия звуковой ряд на примере гласных звуков.
- Коррекция звукопроизношения.
- Формирование умственных операций сложных форм фонематического анализа слова.
Особенность логопедической помощи:
- Традиционная методика, с учетом особенностей ребенка с СДВГ:
- Короткие задания, частая смена видов деятельности; многократные повторы в разных временных промежутках.
Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:
- расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате – р-р-р;
- «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломанным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.
Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:
- запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) – шо (руки вверх) – шу (руки опустить);
- «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.
Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:
- игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);
- «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.
Варианты заданий при работе на уровне предложения:
- «Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача – занять свое место в предложении;
- «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок.») Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;
- «Прошагай предложение» ребенок идет и произносит предложение, каждому шагу должно соответствовать одно слово.
Для организации занятий с гиперактивными детьми логопед может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения
Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....
Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР
Система работы с детьми с ЗПР...
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...
Специфика работы учителя – логопеда в условиях дошкольного инклюзивного образования.
Происходящие изменения в области образования никого не оставляют равнодушными. Одно из таких изменений – политика инклюзивного образования, которая означает совместное обучение и воспитание дете...
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье освещена специфика работы учителя-логопеда в логопедической группе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Специфика заключается в применении современных технологий, ...
Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения
Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения....