Специфика работы учителя – логопеда в условиях дошкольного инклюзивного образования.
статья по коррекционной педагогике
Происходящие изменения в области образования никого не оставляют равнодушными. Одно из таких изменений – политика инклюзивного образования, которая означает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и обычно развивающихся детей.
В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду. Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специфика работы учителя – логопеда в условиях дошкольного инклюзивного образования.
Происходящие изменения в области образования никого не оставляют равнодушными. Одно из таких изменений – политика инклюзивного образования, которая означает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и обычно развивающихся детей [1]. В своей презентации «Инклюзивное образование», В. Л. Рыскина отметила, что инклюзия - это совокупность трех направлений: инклюзивная практика, инклюзивная политика, инклюзивная культура. Действительно, в настоящее время много внимания уделяется инклюзивному образованию и на уровне государств, и на уровне исследований учёных, и на уровне учреждений, родителей. Следует отметить, что при организации инклюзивного образования возникает ряд актуальных вопросов. В первую очередь, это вопросы, которые ставят перед собой педагоги и родители, когда приходит ребёнок в группу с ограничениями, о том, как именно отразится такое совместное обучение на детях, обычно развивающихся. Во-вторых, отдельным и очень важным остаётся вопрос о необходимых компетенциях педагогов. В-третьих, это организация среды и её качество, которое может быть оценено с помощью специальных инструментов, определяет и то, насколько учреждение готово стать инклюзивным [1].
Организация инклюзивного образования в обычных детских садах рассматривается, как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития. Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью.
Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ к интеграции в общество, а так же для профилактики инвалидизации детей требуется разработка новых подходов к обучению, воспитанию и организации всей их жизнедеятельности.
В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду. Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.
Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации детей с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.
Как отмечает Сабельникова С. И., педагоги, специалисты и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребёнок. Подобное сотрудничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направлено на выявление индивидуальных особенностей ребенка и учёт их в процессе обучения и воспитания.
Специалисты опираются в своей работе на следующие принципы:
1. Включение родителей в психолого-педагогическую работу с ребенком.
2. Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
3. Развитие ребенка с опорой на онтогенез.
4. Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе.
5. Воздействие на все стороны психического развития ребенка.
6. Комплексный подход к проблемам ребенка.
7. Профессиональное взаимодействие специалистов.
8. Опора на ведущую деятельность и зону ближайшего развития ребенка.
9. Систематичность и вариативность игр и заданий, используемых на занятиях.
10. Постепенное усложнение заданий.
Результатами тесного контакта между специалистами становится:
• выделение положительных особенностей воспитанника;
• определение методов взаимодействия с ребенком;
• выявление ближайших перспектив развития детей;
• фиксация навыков, приобретённых воспитанниками за конкретный период;
• соотношение поставленных целей с результатами достижений.
Взаимодействие между специалистами носит системный характер, способствует накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа результатов коррекции и качества самого коррекционно-развивающего процесса.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными детьми, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин нарушений у детей с особыми образовательными потребностями.
Сопровождение ребенка с ОВЗ включает следующие блоки:
Диагностический блок:
-определение уровня речевого и психического развития ребенка;
- анализ полученных результатов;
Коррекционно – развивающий блок:
- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных, подгрупповых, групповых и интегрированных занятий по коррекции нарушений речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Аналитический:
- выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.
Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Наиболее эффективными можно считать следующие технологии:
Игрового обучения - основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. В ГКН активно внедряются ЛЕГО-технологии в логопедическую деятельность в том числе, осваиваются такие виды игр как квест, геокэшинг и др.
Диалогового обучения - способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.
Опережающего обучения - предполагает учёт задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Информационно - компьютерного обучения - использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Здоровьесберегающие технологии - для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий: кинезиологии, стимулирующей интеллектуальное развитие, моторику ребенка и межполушарное взаимодействие; дыхательную гимнастику Стрельникова; подвижные игры, офтальмотренажеры, Су-джок терапию и др.
Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей. Учитель-логопед в своей работе с семьями воспитанников, помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе этого проводит просветительскую работу по формированию адекватного понимания инвалидности, развитию навыков толерантности. Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары, игры и совместные с детьми мероприятия. В группе компенсирующей направленности с 2016 года действует такая форма взаимодействия как «родительский клуб», где родители в форме игр и мастер-классов обучаются приёмам и способам развития речи детей. В рамках клуба периодически проводятся мероприятия совместно с родителями, такие как игра «Что? Где? Когда?», квесты, геокэшинг и др. Включение родителей в качестве равных партнёров в образовательный процесс предполагает также издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребёнком дома, информационных листов. Родители могут принимать участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.
Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии, которая является одним из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.
Литература
1. Бородин М. В. Особенности образовательного пространства в инклюзивномдетском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/inclusive-kindergarten/
2. Инклюзивное образование - Выпуск 4 - Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - Москва Центр «Школьная книга» 2010
3. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40). – С. 15-26
4. Прочухаева М. М., Панкратова М. В. На пути от интеграции к инклюзии[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/integration_or_inclusion/
5. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9339&catalogid=18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с СДВГ.
Описана специфика логопедической работы с детьми с СДВГ в детском саду....
Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования
Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги-это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. Работа учтиеля-логопеда в условиях...
Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования. /из опыта работы/
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образов...
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования
В данной статье обозначена работа учителя-логопеда ДОУ в условиях инклюзии...
Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения
Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения....
«Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования»
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образов...
Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Соврепменное общество активно создает новую информационную культуру, к котором уже живут наши дети.И логопеды ДОУ не должны оставаться в стороне.Детям интересно все, что связано с компьютером, таким о...