Семинар-практиткум «Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей ребенка с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 31.6 КБ |
prezentatsiya_k_seminaru.pdf | 600.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей ребенка с ОВЗ»
Слайд 2
Одним из приоритетных направлений специальной педагогики является разработка обоснованных методов и направлений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОВЗ.
Организованное коррекционное воздействие является основным фактором, обуславливающим развитие психики ребенка с ОВЗ , его социальную реабилитацию и адаптацию.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Поэтому так важно заботиться о формировании полноценного психического развития ребенка, сформировать предпосылки мышления, внимания, памяти, восприятия.
Специфика дефекта познавательной сферы ребенка с ОВЗ и возникающие вторичные отклонения (нарушения общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы, творческой активности, процессов общения) вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений для успешного коррекционно-образовательного процесса.
Имея небольшой опыт работы в качестве учителя-дефектолога, готовясь к нашему семинару, я просмотрела много литературы о современных инновационных подходах, техниках и методах в области дефектологии , а также познакомилась с опытом работы коррекционных педагогов в сети интернет и пришла к выводу, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ может быть действенным способом решения проблемы развития высших психических функций.
Это связано с тем, что нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.
Сейчас очень много говорят о межполушарном взаимодействии. Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом.
Слайд 3
МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ – ЧТО ЭТО?
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции. Левое - отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий. Межполушарные связи предопределяют: качество восприятия и обработки информации; эмоциональную стабильность; координацию и баланс. Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.
Слайд 4
Межполушарные связи формируются у девочек до 7-ми лет, у мальчиков-до 8-ми – 8.5 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.
Слайд 5
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
- проблемы в письме;
- проблемы в устной речи;
- трудности в запоминании информации;
- сложности в счете как в письменном, так и в устном;
- сложность в восприятии учебной информации.
Слайд 6
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
- зеркальное написание букв и цифр;
- псевдолеворукость;
- логопедические отклонения;
- неловкость движений;
- агрессия;
- плохая память;
- отсутствие познавательной мотивации;
- инфантильность.
Слайд 7
Причины несформированности межполушарного взаимодействия:
- различные неврологические расстройства;
- патологии мозолистого тела.
Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Его можно успешно развивать как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.
Слайд 8
Для начала можно проверить развитость межполушарного взаимодействия с помощью теста. Попросите ребенка завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3), кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение. Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.
Слайд 9
Для развития межполушарного взаимодействия рекомендуется использовать нейротренажеры.
Нейротренажеры — приборы, стимулирующие деятельность мозга, совместные разработки нейропсихологов, кинезиологов и логопедов, направленные на развитие интеллекта, и воздействующие через тело на мозг. Нейротренажеры помогают расширить возможные границы головного мозга. Большинство упражнений ориентированы на развития физических и психофизиологических качеств, на сохранения здоровья и профилактику отклонений их развития. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.
При выполнении заданий на нейротренажерах в организме наступают положительные структурные изменения. Когда ребёнок, выполняет нейроупражнения на нейротренажерах, он получает активную тактильную, вестибулярную и проприоцептивную стимуляцию (получение мозгом информации от мышц, сухожилий и суставов нашего тела). Все задания на занятиях проходят в форме непринуждённой интересной игры
Нейротренажеры делятся на три основные группы:
1. Нейровосьмерки;
2. Балансиры;
3. Лабиринты (межполушарные доски).
Слайд 10
Нейротренажер «Умная восьмёрка»
Нейротренажёр «Умная восьмёрка» представляет собой деревянное пособие в виде цифры «восемь» с углублениями для выполнения заданий – катания стеклянного шарика или проведения пальцем, карандашом. При выполнении этих упражнений происходит снятие общего напряжения организма, развитие координации движений, стимулирование работы периферического зрения, повышение концентрации внимания. При выполнении задания с нейротренажером на индивидуальном занятии можно предложить ребенку, например, повторить раннее изученное стихотворение или счет прямой и обратный и т.д. Нейротренажер активно применяется логопедами, дефектологами, психологами для развития моторики, координации, пространственного восприятия и способности удерживать внимание продолжительное время, а также межполушарного взаимодействия. В процессе каждодневных занятий укрепляются межполушарные связи. Игра на тренажёре требует повышенной зрительной концентрации, прикладывания усилий для того, чтобы шарик двигался по траектории, не останавливался и не падал. Именно поэтому, за счёт сконцентрированного внимания у ребёнка развиваются наружные глазные мышцы и произвольное движение глаз. Играть можно стоя на балансире и сохраняя при этом равновесие, также сидя опустив тренажёр на колени или вытянув руки вперёд. В результате работы с ним, значительно улучшаются восприятие, внимание, память, мышление, необходимые для успешного обучения, снижается эмоциональное и физическое напряжение.
Слайд 11
Межполушарная тетрадь – это развивающий набор межполушарных головоломок. Он помогает развивать речь, язык, социальные и эмоциональные навыки. Отлично развивает навыки визуальной обработки, а также знакомит с деятельностью левого и правого полушария мозга.
Еще хочу провести краткий обзор нейротренажеров.
Слайд 12
Доска Бильгоу и Сибирский борд – тренажеры для мозжечковой стимуляции.
Педагог из Америки Фрэнк Бильгоу, работая с плохо читающими детьми, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и улучшениями в навыках чтения. Он создал балансировочную доску, которая позже получила название доска Бильгоу.
С помощью нее ребенок учится удерживать равновесие и управлять своим телом и активирует все свои внутренние ресурсы. Стоя ногами на балансировочной доске, малыш выполняет простейшие задания педагога, при этом сохраняя равновесие. Специальные ограничители регулируют наклон платформы. Чем больше интенсивность качания, тем сложнее задания.
Среди простейших упражнений для мозжечковой стимуляции по Бильгоу - переброска с педагогом мячом, держа равновесие на балансировочной доске. Затем, задание усложняется, и ребенок должен называть буквы, цифры, названия животных, растений. Такие тренировки похожи на интересную подвижную игру, увлекающую детей динамичностью.
Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.
Сибирский борд - игрушка-тренажер – доска простой изогнутой формы из дерева, упражнения на которой помогают гармонично развиваться ребенку.
1. Помогает развить баланс, вестибулярный аппарат и чувство равновесия, владеть своим телом, ориентироваться в пространстве. 2. Занятия дают хорошую физическую нагрузку на детский организм, поскольку во время упражнений задействуются разные комплексы мышц.
3. Чувство баланса и умение держать равновесие очень важно для развития крупной моторики ребёнка. В свою очередь крупная моторика тесно связана с речью малыша.
4. Деревянные доски легко превращаются в качели, мостики, домики, да и во всё, что могут для игры придумать дети, развивая фантазию и воображение. А развивающие занятия проходят с большим интересом и результатом.
Слайд 13
Межполушарные доски - предназначены для тренировки полушарий головного мозга. Играя в лабиринт обеими руками, ребёнок развивает взаимодействие и синхронизацию работы левого и правого полушарий головного мозга.
Нужно взять бегунок игрушки одной рукой и провести его в конец лабиринта, затем повторить действие для другой руки, после этого двумя руками одновременно. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их синхронизация.
Игра с полушарными досками очень положительно влияют на развитие ребенка, а именно:
- развивает мозолистое тело;
- тренируют концентрацию внимания;
- тренируют усидчивость;
- улучшают мыслительную деятельность;
- способствуют улучшению памяти и внимания;
- синхронизируют работу полушарий.
В результате развивается координация движения рук, мелкая моторика, восприятие, долгосрочная память, улучшается процесс чтения и письма.
Слайд 14
Таким образом, нетрадиционные формы работы с использованием нейротренажеров обеспечивают развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
#СИДИМДОМА Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же перио...
Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»
Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»...
Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же...
#Сидим дома «Комплекс упражнений для развития межполушарных взаимодействий для интеллектуального развития ребенка»
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...
Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей ребенка с ОВЗ
Как правила в последнее время увеличивается число детей, в развитии которых обнаруживаются различные виды нарушений. Мы педагоги в работе не раз слышим такие слова (от самых близких ребенку людей), он...
"Игры на развитие межполушарного взаимодействия, как способ коррекции познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ ( ОНР)".Учебный материал в разделе " Детский сад".
Данные игры способствуют развитию моторики, мышления, памяти. Способствуют формированию и коррекции слоговой структуры слова на начальных этапах работы с детьми с ОНР....
Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей ребенка с ОВЗ
Как правила в последнее время увеличивается число детей, в развитии которых обнаруживаются различные виды нарушений. Мы педагоги в работе не раз слышим такие слова (от самых близких ребенку людей), он...