Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи, имеющих нарушения зрения. Тема: "В гостях у Сказки" ("Муха-Цокотуха")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-t_muha_tsokotuha.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.
Тема: «В гостях у Сказки» (по мотивам сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха)
Продолжительность: 1 занятие — 20-25 минут.
Группа: группа компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения, статус «Амблиопия, косоглазие», имеющих общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития.
Контингент: дети 4-5 лет
Технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физ. минутка); элементы логоритмики, компьютерные технологии.
Практическая реализация: конспект составлен для детей средней группы, соответственно календарно-тематическому планированию занятий по развитию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Интегрированная непрерывная образовательная деятельность
учителя-логопеда
по развитию связной речи,
формированию лексико-грамматических категорий
(у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи и нарушением зрения)
Составила: учитель-логопед Л. А. Бойко
Санкт-Петербург
2016-2017 уч.год
Тема: «В гостях у Сказки» (по мотивам сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха)
Участники: дети средней группы компенсирующей направленности с нарушением зрения; учитель-логопед.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
Цель: Развитие связной речи, формирование лексико-грамматических категорий.
Задачи:
Познавательное развитие:
- Продолжать знакомить с произведениями К.Чуковского.
Речевое развитие (коррекционно-развивающее):
- Способствовать расширению и активизации предикативного, номинативного словаря.
- Развивать связную, диалогическую, монологическую речь (умение произносить на- изусть, вместе с педагогом и самостоятельно, отрывки художественного произведения).
- Формировать умение подбирать прилагательное к существительному, правильно согласовывать в роде.
- Закреплять навык правильного согласования существительного с глаголом в настоящем времени.
- Формировать умение по образцу взрослого образовывать существительные множественного числа в Р.п.
- Закрепить умение определять местоположение предмета на плоскости, правильно употреблять предлоги ЗА, ПОД.
- Формировать навык вместе с педагогом составлять небольшой описательный рассказ о предмете с использованием мнемотаблицы.
- Развивать слуховое внимание, память.
Художественно-эстетическое развитие:
- Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать желание читать книги.
- Развивать эмоциональную выразительность.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения, осуществлять элементарные правила самоконтроля.
Физическое развитие:
- Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков; точности движений при подражании позам персонажей.
- Развивать мелкую, общую моторику.
- Совершенствовать координацию движений, соотносить с речевым высказыванием.
- Развивать прослеживающую функцию глаз.
Предварительная работа:
1. Знакомство с насекомыми, их внешним видом, повадками.
2. Просмотр презентации о жизни насекомых.
3. Чтение художественной литературы (К.Чуковский "Муха-Цокотуха", "Тараканище").
4. Прослушивание и заучивание стихов и загадок.
5. Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование).
Оборудование:
- Цветные изображения насекомых: (муха, бабочка, таракан, букашка, бабушка-пчела, паук, комарик, кузнечик, сороконожка); посуды (самовар, чашки, блюдца); мебели (стол, стул, кровать, диван); растений (дерево, куст); цветов (роза, ромашка, колокольчик).
- Картинка с изображением гнома - Сказочника.
- Мнемотаблица по теме «Посуда».
- «Книжка без картинок», Книга «Муха-Цокотуха».
- Тактильные дорожки для ног, обручи.
- Фоны для индивидуальной работы с учетом зрительных особенностей детей.
- Зрительный тренажер в программе Мимио.
- Прозрачный ящик с природным материалом, «для спящих насекомых», фигурки насекомых.
- Мольберт.
- Аудиозапись «жужжания» пчелы, музыки из мультфильма (пляска насекомых).
Ход деятельности:
1. Организационный момент.
Дети заходят в кабинет, приветствуют гостей, садятся на стульчики.
Логопед: Ребята, мы сейчас отправимся с Вами в «Волшебную сказку», а в какую, нам поможет узнать «Книга сказок». Эту книгу нам передал волшебник – Сказочник.
(Логопед открывает книгу с чистыми страницами)
- Ой, что же это такое, здесь ничего не написано, пустые странички. Ничего не понимаю, куда же сказка исчезла? (Дети высказывают предположения, куда могла исчезнуть сказка). Тут записка. Читаю.
2. Введение в тему.
Волшебник-Сказочник: - Дети, чтобы сказка вернулась в Книгу, Вам нужно рассказать её друзьям и гостям, а поможет Вам загадка.
Просто по дороге шла
И копеечку нашла,
Самовар себе купила,
Чаем всех жуков поила.
Дети: Муха-Цокотуха.
Логопед: Правильно дети, это Муха-Цокотуха и из книги сказка пропала о ней.
Давайте вспомним, как сказка начинается!
Дети цитируют отрывок из сказки:
«Муха – муха Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.»
Логопед: выставляет на мольберт картинку с изображением мухи, монетки, самовара.
- Какой красивый самовар купила Муха! Давайте придумаем о нем рассказ по картинкам – схемам.
3.Работа с мнемотаблицей (составление описательного рассказа по наводящим вопросам).
Дети с помощью логопеда, по наводящим вопросам, составляют описательный рассказ о самоваре.
Дети: По цвету, он желтый (золотой). Похож на круг. У него есть крышка, донышко, носик, ручки. Он металлический. В нем греют, кипятят воду для чая.
4.Игра: «Собери сервиз»
Логопед: Самовар есть! А из чего же гости чай будут пить? (Из чашек). Забыла Муха купить посуду. Давайте ей дадим наш сервиз. Только у меня чашки и блюдца перепутались. Помогите мне найти одинаковую посуду.
А зачем Мухе самовар? (Она Именинница, пригласила всех в гости на День Рождения).
Логопед: «Ребята, а кого позвала к себе Муха Цокотуха? (ответы детей). Все правильно, в гости к Мухе Цокотухе приходили насекомых. Мы их можем увидеть сейчас на улице? (Нет. Они заснули). Куда они спрятались? (Под камушки, кору деревьев, в землю)».
5.Игра «Угадай кого пригласила Муха»
Логопед: У нас в детском саду есть ящик, в котором можно увидеть спящих насекомых. Пойдемте, посмотрим, кого Муха пригласила в гости. (Дети по очереди достают насекомого, рассказывают как это насекомое добралось на праздник. Цитируют сказку).
Дети:
- Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали!
- Приходили к Мухе сороконожки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые!
- Прилетала к Мухе – Бабушка Пчела,
Мухе Цокотухе – меду принесла!
6.Зрительная гимнастика.
Логопед: Я слышу чье-то жужжание? Мне кажется у нас гость. Откуда звук звучит? (Дети глазами находят местоположение звука.)
Логопед проводит с детьми зрительную гимнастику. Упражнение «Поймай глазами пчелку».
Логопед: Гости к Мухе пришли, принесли ей что? (Подарки). Давайте тоже Мухе приготовим подарок, это будут цветы. А из цветов мы соберем букеты.
Логопед предлагает «собрать» детям цветы на «полянке», предварительно разделив детей на пары и четко обозначив цветок, который должны собирать дети в паре.
7.Игра «Собери букет из цветов»
- Вы скорей идите – все цветы соберите!
Ко мне возвращайтесь, за букеты принимайтесь.
После того как все цветы будут собраны, детям предлагается назвать какие цветы они подарят, согласовав название с числительным «много».
- Я подарю пчеле много роз! (колокольчиков, ромашек)
Логопед: Кто помешал веселому празднику? (Паук) Почему (Его Муха забыла пригласить). Что он сделал? (Утащил Муху к себе в паутину).
- Муха кричит – надрывается!
А гости дрожат, испугались!
По углам, по щелям разбежались!
8.Игра «Прятки с насекомыми»
Логопед выставляет на мольберте изображения насекомых, «перекрытых» мебелью. Дети по части должны узнать насекомое, подобрав парную картинку.
Дети: - Я увидела муравья, он спрятался под шкаф!
Логопед: Кто же спас Муху Цокотуху? (Маленький комарик) Что предложил он Мухе (Женится) Согласилась ли Муха? (Да.) Стали насекомые веселиться!
9.Игра «Танцы с насекомыми» (речь с движением)
Логопед вместе с детьми читает отрывок сказки, имитируя действия насекомых.
Музыканты прибежали, (бегут на месте)
В барабаны застучали. (имитируют игру на барабанах)
Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром (кружатся на месте)
А за нею Клоп, Клоп (топают левою ногою)
Сапогами топ, топ! (топают правою ногою)
А жуки рогатые, (показывают рожки)
Мужики богатые (руки в бока)
Шапочками машут, (машут рукой)
С бабочками пляшут. (кружатся вокруг себя)
Тара-ра, тара-ра (выставляют ножки поочередно вперед)
Заплясала мошкара.
10.Итог:
Логопед: Вот и сказке конец, кто слушал молодец! Ребята, посмотрите, в книгу сказка вернулась! Вы молодцы, хорошо рассказали сказочку. Волшебник говорит вам спасибо и дарит книгу. Мы её возьмем к себе в группу, пусть у нас живет и никогда не теряется.
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения
Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....
Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" учитель-логопед Борисовская Л.В.
Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...
Статья "Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактических игр и упражнений"
В статье содержится иформация основанная на личном опыте логопедической работы с дошкольниками имеющими патологию зрения....
Доклад по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, через театрализованную деятельность, сказку и логоритмику»
Доклад по теме самообразования, о создании и принципе работы по методической разработке....
Статья из опыта работы учителя-логопеда. «Развитие связной речи у детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи, подготовительный возраст)»
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития" Выступление с сообщением на Городском методическом объединении учителей-логопедов
От того, насколько точно, четко, лаконично в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит успех и эффективность процесса общения. Развитая связная речь р...