Конспект фронтального комбинированного занятия для детей с ФНР по развитию речи на материале лексической темы «Зима»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Использование меж дверной ширмы как сюрпризный момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование междверной ширмы на подгрупповых и фронтальных итоговых занятиях | 655.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального комбинированного занятия для детей с ФНР
старшего дошкольного возраста по развитию речи
на материале лексической темы «Зима»
ГБОУ Школа №1381, детский сад №2545, СВАО, г. Москва
Учитель – логопед Сергеева Е. И
Тема: «Дифференциация звуков Ш и С»
Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками
Цели и задачи
Для воспитателя:
- закреплять умение пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок.
- Развивать навык ориентировки в прямых и обратных последовательностях;
- Развивать навык умения совместной работы в команде.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения сопереживания.
Для логопеда :
- Развитие фонематического слуха: закрепить навык различать на слух звуки С и Ш в слогах,
словах и предложениях
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать навык самостоятельной связной речи;
- Закрепить навык словообразования: образование приставочных глаголов
- Воспитать умение слушать себя и своего товарища; четко выполнять инструкции учителя-логопеда
Продолжительность: + 40 минут
Лингвистический материал к предметным карточкам
Существительные: снежок, Снегурочка, снеговик /снежная баба, сюрприз, сугроб, снежный ком, клюшка, шайба,щетина, чешуя,нектар
(профиль и анфас – предварительная словарная работа)
Прилагательные: холодный, морозный, радостный, снежный, блестящий, трескучий, узорный, хрустящий, пушистый, ледяной, серебристый, пестрый.
Глаголы: кружится, покрывает, кидают - бросают, скрипит, падать - отряхивать, мерзнуть, липнет, щиплет, колет.
Оборудование:
- подвески – снежинки в свободной зоне.
- тетради и ручки / полоски для печатанья/
- Любая мягкая игрушка – «гость» (либо марионетка, перчаточная кукла, педагог в костюме персонажа, письмо от персонажа с заданиями и т.д.)
- ширма для дверей.
- два мешка для карточек «Ш» и «С»
- предметные картинки по количеству детей
- серия картинок «Рассказ» из 4-6 карточек для каждого сюжета.
- мультимедиа, ПК, презентация и мультфильм по лексической теме
- заготовки индивидуальные для лепки / аппликации «Гость»
Содержание:
Организационный момент: .
- Психогимнастика «В лесу»
Дети и Логопед стоят в игровой зоне группы
Логопед: Посмотрите в окно. Какое время года на улице?
Какой месяц?
Какая на улице погода? (прилагательные)
А теперь представим ,что там сейчас мы находимся в зимнем лесу/ что мы на стадионе, что мы на море и т.д.). Закройте глаза и представьте: скрипит снежок, каркают вороны, свистит холодный ветер, скрипят стволы берёз…т.д.
А что мы увидим? – блестит (какой?) снег, светит(какое?) солнце, дети строят что? (крепость) Лепят кого?(какого?) снеговика, т.д. …
И вдруг подул лёгкий ветерок (руки поднять, пошевелить пальчиками – шшшш),
А потом сильный ветер закачал все деревья ( широко качаем руками и переступаем ногами – Ш Ш Ш Ш).
Логопед : Давайте вспомним, какой дул ветерок сначала? ( тихий – шшш)
Как были расположены наши губки? Язык? Какой был выдох?
А потом какой был ветер? (сильный – Ш Ш Ш Ш )
Как были расположены наши губки?(вытянуты) Язык?(поднят) Какой был выдох?
2. Дыхательная гимнастика «Снежинки»
- тренинг направленного выдоха на подвески
- Упражнение на внимательность «По лесным сугробам»
Дети идут друг за другом и выполняют команды.
«Сугробы» – ноги высоко поднимать, «Лед» – длинные шаги не отрывая ног от пола,
«Пеньки» - прыжки на двух ногах, «Тропинка» - топающий шаг.
Затем возврат действий по кругу в обратном порядке по памяти.
Логопед: Хорошо в зимнем лесу! Надо нам найти пеньки и посидеть.
Первыми сядут мальчики – они протопчут тропинку. Затем – девочки.
/дети рассаживаются, Логопед уходит за ширму/
Основная часть
- Работа в тетради.
Воспитатель: Я слышала, как вы хорошо всё объясняли про звук Ш.
Это какой звук? /согласный/ А букву Ш вызнаете как написать?
Давайте напишем целую строчку.
Подскажите мне, если звук Ш бежит к звуку А, что получится? (ША).
Если к звуку А пришёл звук С, что получится? (АС). (Ш+У, С+Ы, С+А, Ш+А)
5. «Соедини слова»
- Что получается, когда дружат согласный и гласный звук? – Слог.
- Что получается, если дружат несколько слогов? – Слово.
- Что получается, если дружат несколько слов? – Предложение.
Сейчас мы будем составлять предложение по образцу.
Образец: Птица покрыта перьями. Рыба……. Свинья… Тигр…… Дерево…..
Образец: Собака любит косточки. курица… лошадь… зайчик…пчела…..
Мышь … А Как мышь шуршит под веником?
Дети: Ши –Ши –Ши ! ( Мяу! – слышно из-за ширмы)
Воспитатель: Ой! А кто это на нашу поляну пришёл? Давайте с ним поздороваемся.
Гость: А что вы здесь делаете? (дети отвечают). Так это не Мышки шуршали?
А можно мне остаться? (Да.) Я расскажу, как сюда попал, а вы догадайтесь, какого слова я не сказал?
- Словесная игра «ШЕЛ - ПОШЕЛ» (вариант «Добавь словечко)
«Рано утром я из дома вышел. И по дорожке я …по - шёл. Варежку …на-шёл.
Шел – пошел, увидел дерево и к нему….подо-шёл. Хотел забраться, но мимо…..прошел/ обошёл. Увидел избушку, к ней …подошёл., внутрь…за-шел.
Посмотрел, нет ли моих друзей, но никого … не нашёл.
Из избушки вы - шел, через дорогу….. пере - шёл
В калиточку…во-шёл. До конца ковра…до-шёл.
Дверь открыл и к вам …при-шел!
Какой звук встречался часто в словах, которые вы мне подсказывали? /«Ш»/
6 а). Игра «хорошо – плохо». Для подготовительной группы дополнительно устно.
«Гость» жалуется на ёлки, которые встретились по дороге – дети и Воспитатель находят её положительные качества. «Гость» предлагает найти (+) и (-) качества у других:
снег, ветер, сорока, пчела
В конце игры «Гость» начинает хвастается, а Воспитатель с детьми находят его слабые стороны. Говорит, что хвастаться не хорошо и предлагают ему остаться на занятии и поучиться.
Ёлка.
Хорошо.
Приносит пользу, выделяя кислород.
Из её иголок делают лекарства, экстракты для ванн, удобрение.
При сгорании выделяет тепло.
Хорошо пахнет хвоей.
Украшает улицы, парки, квартиры в Новый год.
Плохо.
Колючая, обдирает руки.
Очень долго растет.
На ней не растут яблоки.
Из нее нельзя делать мебель.
Хвойные деревья выделяют смолу.
=========================================================
- Игра на развитие внимания «Хлопнуть и топнуть»
Воспитатель: Ребята, мы можемнаучить «Гостя» играть в весёлую игру
/Хлопнуть, либо подать другой сигнал/
Когда услышите звук «Ш», а «Гость» будет смотреть, кто у нас самый внимательный: …. Молодцы!
жаба, коШка, миШура, маШина, ёлка, мыШь, кость .
А теперь – надо топнуть правой ногой, когда услышите звук «С»
Сом, маСка, Стол, Снеговик, дерево, Стул, т.д.
( «Гость» хвалит детей).
«Гость»: Я тоже приготовил вам сюрприз – сочинил стихи
- «Исправь стихи» Кошка ловит миСку, мама моет мыШку.
(Какие звуки перепутались?) На виду у детворы красят крыСу маляры.
Пожарный носит каШку, Маша ест каСку.
(дети исправляют, «Гость» хвалит)
- Игра «Закончи слово звуком «Ш» или «С». Внимательно, не перепутайте!
малыШ, абрикоС, , беляШ, камыШ т.д. : Какой звук добавили?
«Добавить «ША» или «СА»:
Колба-СА, лап-ША,, гру-ША, ка-ША, ли-СА. т.д. Какой слог добавили?
«Гость» передаёт Воспитателю картинки для раздачи ( по количеству детей)
- Упражнение «Какой звук?»
Дети определяют положение звука в слове на картинке. / Ш или С /
- «Придумайте смешное предложение»
«Гость» просит каждую пару детей ( сидящих напротив или на одной парте) по их картинкам составить смешное предложение..
(Дети составляют нелепицу, например: Лягушка носит шапку)
«Гость» Молодцы! Мне так весело было, но пора прощаться – у меня срочное дело появилось. Я оставлю вам истории в картинках, только они все перепутались. Помогите разобраться, а когда соберёте – пришлите мне рассказ. До свидания!
/ Логопед возвращается из-за ширмы в игровую зону/
- Серия картинок «Что сначала, что потом»
Всем детям раздаются карточки – последовательности по 3-4 сюжетам.
Загадываются загадки к каждому сюжету, и дети с карточками – отгадкой
(по 4 – 6 человек) выстраиваются в ряд перед ещё сидящими детьми.
По очереди составляют развёрнутые предложения по наводящим вопросам к каждой картинке. Таким образом, получается целый рассказ.
По окончании педагог просит придумать название для рассказа, хвалит, интересуется, понравились ли картинки. (просит сесть на край ковра в ряд)
- Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла.
На моей ладошке. (снежинка - 3 картинки)
- Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик – 6 картинок)
- *Кто кудахчет целый день?
Ей в гнезде сидеть не лень.
Её жёлтые ребятки
Называются «цыплятки». ( Ряба - курица )
- На тарелочке лежал,
Как остыл и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою — лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный ... (Колобок 6-8картинок )
- «Песенка друзей» С. Михалков
«Мы едем-едм-едем…» - 6 карточек + первый Паровозик.
- Физкультминутка (см. Приложение)
- Подведение итога:
Педагог - ведущий спрашивает понравилось ли занятие;
Что на занятии дети делали, что что нового узнали.
Раздача мелких призов от «Гостя».
- Просмотр мультфильма с участием персонажа, похожего на «Гостя»
- Воспитательная беседа по содержанию сюжета.
Вторая половина занятия:
«По следам» данного занятия можно выполнить индивидуальную или коллективную работу
«Кто к нам в гости приходил», «Подарок для Гостя» в технике аппликация, лепка , оригами
П Р И Л О Ж Е Н И Е:
Физкультминутка «Снежная баба»
Соблюдать максимальное расстояние врассыпную!
Педагог 2 читает, включает ПК Логопед показывает действия
Мы бабу снежную лепили, (Изображают в воздухе подряд три круга.)
Чтоб краше не было ее. (Проводят пальцами по лицу.)
Лопатами весь снег собрали, (Имитируют движения лопатой.)
Не позабыли ничего.
Сначала ком большой скатали (Изображают руками в воздухе большой круг.)
И плотно этот ком прижали. (Изображают перед собой круг, опускают его.)
Второй поменьше был размером. (Изображают круг меньше.)
На первый он уселся смело. (Приседают.)
А третьим – голова была (Показывают на голову.)
И участи своей ждала. (Подпирают голову ладонями.)
Лицо украсили морковкой, (На уровне носа пальцами изображают морковку.)
И угольками вместо глаз. (Показывают на глаза.)
Прорисовали ротик ловко, (Трогают рот.)
Смотрели в профиль и анфас. (Поворачивают голову в сторону, прямо.)
На голову ведро надели, (Движения двумя руками сверху вниз по голове.)
Украсили его пером. (Поднимают 1 руку вверх расставляют пальцы.)
Метлу воткнули для порядка. (Делают движение «подметание».)
Трудились дружно всем двором! (Скрещивают пальцы рук в замок.)
( кадр «Снежная баба»)
Физкультминутка «Медведь – лакомка» (И.Лопухина)
Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил, головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, и вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
Медведь по лесу побродил, дупло на дубе находил
(Ходьба «вперевалочку», слегка «загребая» согнутыми руками, встать на носочки.)
Находит в дуплах мед и в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу сластена косолапый (Изображать облизывание),
А пчелы налетают, медведя прогоняют. («Отмахиваться от пчел».)
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка!
(Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает и пчелок вспоминает (Прилечь, руки под щеку.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного подгруппового обобщающего занятия в средней группе на материале лексической темы "Зима"
Цель занятия. Обобщение и закрепление знаний детей по теме. Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей точно и равномерно наносить проколы на линию рисунка. Коррекционно-развивавющие з...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Совершенствование лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы «Зимующие птицы»)
Конспект открытого занятияТема: Совершенствование лексико-грамматического строя (на материале лексической темы «Зимующие птицы») Цели: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах; учить с...
Тема: "Звук "С" на материале лексической темы "Зима" (конспект группового логопедического занятия)
Конспект группового логопедического занятия....
Конспект интегрированного логопедического занятия (коррекция звукопроизношения и развитие речи) по теме: «Звук Зь в начале и середине слова на материале лексической темы «Зима».
(индивидуальное занятие для дошкольника старшего возраста)...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР. Лексическая тема: «Обитатели морей и океанов».
Занятие направленно на расширение и активизацию словаря по теме "Обитатели морей и океанов". закрепление умения подбирать родственные слова, выделять первый звук в слове, выкладывать с...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».
Цель занятия: Развитие лексико-грамматических средств языкана материале лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Мебель»
Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.Задачи:Коррекционно - о...